Память, звучащая в красках
В летописи художественной жизни Иркутска немало достойных имён, оставивших яркий след в изобразительном искусстве Приангарья. Некоторые из них незаслуженно забыты, но произведения их остались, и сегодня мы приоткрываем завесу истории, чтобы напомнить современникам о былой славе иркутской художественной школы.
«Чтобы помнили…» – так называется выставка живописи и графики, организованная отделом сибирского искусства художественного музея и посвящённая памяти 13 иркутских художников. Для каждого из них нынешний, 2014 год – юбилейный.
Рассказ следует начать с самого зрелого юбиляра (120 лет со дня рождения) – Константина Померанцева (1884–1945). Живописец, архитектор, учёный-этнограф и путешественник, Померанцев был яркой, неординарной личностью. По его инициативе и при его непосредственном участии в 1910 году в Иркутске создаётся общество художников, впоследствии реорганизованное в Восточно-Сибирский краевой Союз советских художников. В течение многих лет он участвовал в этнографических и археологических экспедициях в Центральной Азии – Монголии и Северном Китае. Оставил бесценные сведения об укладе жизни, традициях и обычаях монголоязычных племён. На выставке можно увидеть путевой дневник художника и живописные работы из монгольской серии – «Кобдосские горы» (1939) и «Турлиджи. Вечер» (1937). Велика заслуга Померанцева в становлении художественного музея после революции 1917 года. Он был первым хранителем национализированной галереи В. Сукачёва, фактически спас её от разграбления. Благодаря подвижничеству Померанцева и других художников – Н. Андреева, М. Дубинского, Н. Лодейщикова – мы имеем сейчас замечательный художественный музей в Иркутске.
Николай Андреев (1889–1938) – художник трагической судьбы. Талантливый живописец и путешественник, он был участником первой советской арктической экспедиции в 1919 году. Видный общественный деятель, он был лидером в художественной жизни Иркутска 1920–1930-х годов. Был дружен с российским футуристом Давидом Бурлюком, что привело в дальнейшей судьбе Андреева к роковым последствиям: в 1938 году художник был обвинён в формализме и шпионаже, а затем репрессирован и расстрелян. Исследователь творчества художника Т. Драница по праву считает Андреева основоположником сибирского стиля в живописи, уникальным явлением в советском изобразительном искусстве 1920–1930-х годов. На данной выставке представлено три полотна художника, написанных по следам арктических экспедиций, – знаменитый «Томаксит» (1925), «На Крайнем Севере» (1922) и «Собаки Севера» (1919–1935).
Александр Вологдин (1889–1938) – ещё одна трагическая фигура в художественной летописи Иркутска. Художник-педагог, идеолог и вдохновитель многих ярких художественных инициатив: выставок, конференций, творческих встреч – Вологдин так же, как и Андреев, попал в гибельные жернова репрессий. В самые трудные, жестокие годы – с 1933 по1937 – был председателем Восточно-Сибирского краевого Союза советских художников, после отъезда И. Копылова в Ленинград возглавлял работу Иркутского художественного училища. Студенты его очень любили, сохранились их тёплые и душевные воспоминания о своём учителе. После ареста Вологдина участь его наследия была решена: все произведения художника, архив и библиотека были уничтожены. Сегодня мы имеем чудом уцелевший маленький этюд «Вечер», хранящийся в фондах музея.
Мария Яльцева (1904–1982) – известный театральный художник, график. Училась в Иркутской художественной студии-мастерской у И.Л. Копылова и во ВХУТЕМАСе – сначала на графическом, затем на живописном и театрально-декоративном отделениях у таких известных художников, как И.Э. Радлов, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов. В годы Великой Отечественной войны возвратилась в родной Иркутск, работала в театре юного зрителя, где оформила спектакли «Золотой ключик» Толстого, «Слуга двух господ» Гольдони, «Три толстяка» Олеши, комедии Островского. На выставке представлены эскизы художника к «Плутням Скапена» Мольера, зарисовки и великолепный графический лист «Ущелье в горах на Байкале».
Игнатий Бойко (1909–1942) – забытое имя этого иркутского художника было возрождено в 2012 году, когда на выставке «Земля и люди Приангарья» впервые за полвека после реставрации экспонировался портрет жены художника, переданный в дар музею вдовой в 1968 году. Игнатий Антонович прожил недолгую жизнь – на тридцать третьем году погиб на фронте в 1942-м. Он не успел создать значительных «программных» произведений, часть его наследия утрачена, но одно большое полотно – «База курносых. Иркутские пионеры в гостях у М. Горького» – когда-то украшало фойе кинотеатра «Пионер» в Иркутске.
Александр Руденко (1909–1994) после учёбы во Всероссийской академии художеств почти двадцать пять лет посвятил преподаванию в Иркутском художественном училище. Участник Великой Отечественной войны, он имел правительственные награды. Хотя и не был сибиряком, но после посещения Байкала решил остаться здесь навсегда. На выставке представлен одним из своих лучших пейзажей – «Байкал. Ранняя весна» (1983).
Дмитрий Баркалов (1914–1987) – родоначальник династии художников Баркаловых, вошёл в художественную жизнь в 1950-е годы. Его судьба типична для большинства художников первой половины ХХ столетия. Он родился в большой крестьянской семье и, как многие «дети революции», ушёл в город на заработки, начал работать кузнецом-молотобойцем. В Москве он получил общее и художественное образование. Будущий живописец учился у таких мастеров, как А. Осмеркин, А. Лентулов и С. Герасимов. После окончания Московского художественного института Баркалов преподавал живопись сначала в Иркутске, а затем в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина. Будучи в Иркутске, так же как и А. Руденко, воспитал блестящую плеяду живописцев. На выставке о первоклассном живописном мастерстве Баркалова можно судить по грандиозному полотну «Землепроходцы на Ангаре» (1952).
Евтихий Конев (1914–1980), блестящий мастер портрета и сюжетной композиции, оставил после себя и замечательное литературное наследие: в разные годы были выпущены его сборники рассказов «Дом для внуков», «Пора итогов», небольшие эссе и статьи. В книгах и картинах он воспевал простой человеческий труд. Героями его произведений были труженики села, рабочие, дети. Все образы полны внутреннего благородства и достоинства. Высокого художественного уровня его «Портрет механизатора П. Шибанова» (1972), представленный на выставке и являющийся жемчужиной экспозиции.
Иван Юшков (1914–1987) в истории изобразительного искусства Прибайкалья навсегда остался одним из самых лучших выразителей природы Байкала. До последних дней своей жизни он был верен раз и навсегда выбранной теме, отказываясь писать людей в пейзаже даже стаффажно, условно, считая природу главным действующим лицом мистерии под названием Жизнь. Это была его художническая позиция. Юшков и сегодня остался непревзойдённым мастером большого эпического пейзажа, по-философски глубоко и широко подходящим к истолкованию темы. Поэтому в огромных панорамных пейзажах художника мы ощущаем истинную суть озера-моря, его величественный и монументальный образ.
Аркадий Вычугжанин (1929–1984). Есть имена в истории искусства, которые являются знаковыми и знаменуют собой вершину развития искусства в целом. Таких личностей мало, вернее, их единицы, но они оказывают огромное влияние на всё последующее развитие искусства. В художественной среде Иркутска таковым является Аркадий Вычугжанин – художник-философ, внёсший большой вклад в историю не только местного, но и всего советского реалистического искусства. Он мастер психологического портрета, каждое его произведение было событием художественной жизни. Представленный на выставке «Автопортрет» (1974–1984) являет собой вершину философского обобщения образа, образец живописного мастерства для молодых художников и поныне.
Иван Несынов (1929–2002) является уникальным, ни на кого не похожим художником, привнёсшим на иркутскую землю традиции прибалтийской живописи – изысканной, интеллектуальной, немного эстетской. Все его портреты полны тонкого обаяния и аристократизма, будь то портреты представителей творческой интеллигенции или сельских тружеников и рабочих – пастухов, комбайнёров, рыбаков и т.д. Главным выразительным средством здесь выступает гибкая виртуозная линия, придающая образам тонкую красоту и сдержанность.
Виктор Югатов (1949–1995), художник-дизайнер и архитектор, оформил множество зданий и учреждений, в числе которых Дворец культуры в Черемхове, ДК речников, совместно с группой художников (В. Соколов, А. Крюков, Ф Шваб, А. Хан) являлся автором проекта эстетической организации пространства университетской набережной Иркутска. На данной выставке впервые экспонируются малоизвестные живописные работы художника, в которых он предстаёт смелым и интересным экспериментатором.
Самому молодому из представленных имён – художнику Сергею Сысоеву (1964–2009) – исполнилось бы в этом году 50 лет. Его называли «сибирским Ван Гогом». С живописью великого голландца его роднили плотная, экспрессивная манера письма, едва сдерживаемая энергия, пульсирующая в каждом мазке кисти. Талантливый, блестяще эрудированный, беспрестанно горящий новыми идеями, всё время чем-то увлекающийся и что-нибудь придумывающий, художник остался в памяти родных и близких натурой страстной и беспокойной. Очень любил французскую литературу, особенно поэзию Ф. Вийона, и ради того, чтобы понять любимого поэта, выучил язык и прекрасно читал Вийона друзьям по-французски. При жизни художника, к сожалению, не было персональных выставок, и данная экспозиция – редкая возможность ознакомиться с творчеством этого удивительного художника.
Завершая рассказ о 13 иркутских художниках-юбилярах, следует отметить, что выставка «Чтобы помнили…» – один из самых значительных вернисажей в художественном музее в этом году, поскольку объединяет очень разных мастеров разных поколений и судеб, творчество которых является яркой страницей в истории изобразительного искусства нашего региона.
Егор СОБОЛЕВ