Любимый сад иркутян
Сад Парижской коммуны на берегу Ангары просуществовал всего полвека
Одно из послевоенных стихотворений Юрия Левитанского, написанное в ту пору, когда поэт жил в Иркутске, было посвящено студентам столицы Восточной Сибири. Начиналось оно так: На пёстрой аллее легла позолота, С Байкала туманы плывут. Листва закружилась на клумбах у входа – У входа в родной институт.
Вполне вероятно, что в этом стихотворении, которое когда-то положили на музыку несколько композиторов, описываются главная аллея и клумбы сада Парижской коммуны. Однако не того сада, который теперь носит это имя. До 1960-х так назывался красивый сквер, который тянулся от здания библиотеки Иркутского университета до улицы Красного восстания и долгие годы был любимым местом отдыха иркутян. По соседству с ним находились два высших учебных заведения – госуниверситет и медицинский институт. Понятно, откуда берётся образ «входа в родной институт», хотя в стихах «институт», конечно, понятие абстрактное, совсем не относящееся к конкретному учебному заведению. Здесь важно то, что же могло навеять известному впоследствии поэту эти строки…
Сад этот, первоначально называвшийся Александровским, возник ещё до Октябрьской революции. Разбит же он был вокруг памятника императору Александру III, открытого в 1908 году. Есть информация, что первые деревья сада были посажены ещё до появления на набережной фигуры императора. И всё же, когда изваяние было установлено, прилегающая к монументу территория выглядела весьма убого.
Потребовалось время для того, чтобы разбить полноценный сквер вокруг памятника. 30 июля 1912 года состоялось официальное открытие сада, который, как уже было сказано, назвали Александровским. Разбит же он был по проекту известного иркутского архитектора Владимира Рассушина. В саду находился внушительных размеров деревянный павильон с бильярдом и буфетом. Напротив здания музея географического общества (ныне там находится краеведческий музей) располагалась просторная беседка. На центральной аллее Александровского сквера был размещён красивый фонтан, просуществовавший полвека.
В 1920 году скульптура Александра III была снята с постамента. Долгое время решалось, что должно находиться на пьедестале в центре сквера. После смерти Ленина всерьёз задумывались о том, что неплохо было бы поставить на место императора изваяние «вождя мирового пролетариата». Однако эта идея в итоге была отклонена. И долгие годы пьедестал пустовал, а по его краям были укреплены прожекторы для освещения сквера.
Сам же сад с приходом советской власти сменил название. Отныне он носил имя Парижской коммуны. Постепенно менялось и его внутреннее устройство, хотя в целом он отнюдь не ухудшился. На протяжении четырёх десятилетий советского периода этот парк оставался любимым местом отдыха иркутян. В летнее время едва ли не каждый вечер здесь устраивались танцы под духовой оркестр. Иркутяне уверяют, что задумчивые вальсы, весёлые польки, озорные краковяки и размеренные пад’эспани разносились достаточно далеко. Например, музыка отчётливо слышалась даже в районе 3-й Красноармейской (ныне улица Грязнова).
В саду было большое количество аттракционов для детей. Здесь располагались качели-лодочки, карусель, гигантские шаги. Действовала в парке и комната смеха. Примечательно, что в саду находились не только детские, но и большие качели, предназначенные для молодёжи. Вызывает сожаление тот факт, что в нынешних скверах подобные качели вряд ли встретишь, хотя и сегодняшняя молодёжь, безусловно, оценила бы их по достоинству.
Привлекал внимание посетителей сада и уютный павильончик на горке, сложенной из песчаника. В этом павильончике размещался шахматный клуб. Одно время в нём была библиотека, где отдыхающие могли полистать журналы и почитать популярную литературу. Необходимо отметить, что всё время своего существования парк Парижской коммуны находился в очень хорошем состоянии. По воспоминаниям свидетелей, регулярно убирались сухие ветки, а траву на газонах постоянно подстригали.
Здесь можно было услышать не только танцевальные мелодии, но и серьёзную музыку, например, симфонические произведения. На протяжении нескольких десятилетий в сквере Парижской коммуны в летнее время регулярно устраивались концерты профессиональных и самодеятельных исполнителей разного плана. Нередко игрались сложные музыкальные программы. Так, в 1929 году здесь выступал симфонический оркестр под управлением Константина Вышинского. В состав этого коллектива входили многие крупные музыканты города, в том числе известные впоследствии сибирские композиторы Павел Берлинский и Генрих Ланэ. Симфонические концерты проходили на летней сцене сада и в последующие годы. В 1933 году здесь выступал объединённый симфонический оркестр из 60 человек, в состав которого вошли музыканты Сибгосоперы и Восточно-Сибирского радиокомитета. Руководил этим коллективом дирижёр Богуслав Врана. Известно также, что в предвоенные годы в саду Парижской коммуны игрались концерты народной музыки, исполнявшейся оркестром народных инструментов радио. На основании приведённых выше примеров можно говорить о том, что в эти годы прилагалось немало сил, чтобы отдых трудящихся был поистине культурным.
Нередко на летней сцене сада выступали различные певцы. Например, летом 1931 года в Иркутске находилась группа гастролёров из центральной России. Её участники дали немало концертов в саду Парижской коммуны. В составе этой концертной группы были и двое вокалистов Госоперы. Однако чаще всего в саду выступали эстрадные артисты, в том числе достаточно известные. В документах о работе сада в 1952 году сообщается о выступлениях популярного певца послевоенной эпохи Ивана Шмелёва.
Немаловажным фактором, по мнению музыкантов старшего поколения, было то, что над летней сценой сада находилась очень хорошо сбитая «ракушка», создававшая превосходную акустику, а ведь это достаточно редкое явление при проведении концертов на открытых площадках.
Думаю, вряд ли следует писать о парке Парижской коммуны, не приводя воспоминаний очевидцев. Вот что рассказывает иркутянка Идея Рувимовна Шадуро: «Сад Парижской коммуны я помню ещё с довоенного времени, когда была девочкой. Отец был дирижёром оркестра, игравшего в «ракушке». Потом папу призвали на фронт, а дирижировать оркестром стал Исаак Гершевич. Из того, что было в саду, мне запомнились детские аттракционы, павильон с панорамными изображениями боёв у озера Хасан, библиотека на горке. Был ещё деревянный буфет, где отец покупал мне пирожные. Посещала я сад и в годы юности. И даже подрабатывала там в бухгалтерии около четырёх месяцев. Помнятся и танцы, которые по воскресениям продолжались до часу ночи. Но ходить по улицам можно было абсолютно спокойно. И я шла по ночному городу до улицы Кузнецкой, где мы жили. Ныне это улица Уткина».
К сожалению, в начале шестидесятых годов парк прекратил своё существование. В это время решено было благоустроить набережную на всём расстоянии от Ангарского моста до улицы Красного восстания. Набережная должна была стать сквозной. В связи с этим и упразднили сад Парижской коммуны. Беседки, аттракционы и фонтан снесли. Сломали и «ракушку». Из всего, что находилось в парке, уцелели лишь два сооружения. Первым был постамент памятника Александру III, на котором в 1964 году установили известный иркутянам шпиль. Второе сооружение – горка, где прежде находился шахматный павильон. Правда, сам павильон был сломан, а горку, красиво сложенную из песчаника, непонятно зачем «укрепили» бетонными глыбами. Иркутяне старшего поколения в один голос заявляют, что особой надобности в этом не было, поскольку горка находилась в хорошем состоянии, признаков разрушения никто не наблюдал.
И всё же городские власти не могли допустить, чтобы с карты города исчезло наименование «парк Парижской коммуны», поэтому так стали называть сад, располагающийся на левом берегу Ангары вдоль улицы Маяковского. Этот парк сохранился до наших дней, однако находится далеко не в лучшем виде.
Как уже говорилось выше, сад, разбитый около памятника Александру III, существовал около полувека. Такой же отрезок времени отделяет нас и от того момента, когда он был упразднён. Но хранят память о любимом месте отдыха иркутян молчаливые свидетели минувших дней: неумело «модернизированная» горка, постамент, куда вернулся памятник императору, и фрагменты заграждения сквера, которыми ныне обнесены садики около домов Горького, 19 и 5-й Армии, 2. Однако главные хранители доброй памяти – иркутяне, ведь у них со сквером Парижской коммуны связано немало приятных воспоминаний…