Консервации не будет
Здание Дома офицеров остаётся в рабочем состоянии
На прошлой неделе иркутский Дом офицеров неожиданно стал похож на растревоженный улей. Общественные организации, много лет считающие его своим родным домом, встревожились не на шутку, и было отчего. По тёмным закоулкам бывшего купеческого дворца поползли нехорошие слухи о том, что министерство физической культуры, спорта и молодёжной политики намерено не подключать объект к теплоснабжению нынешней зимой и вообще законсервировать его «до лучших времён». Эта история закончилась хорошо. Но тревога за судьбу иркутского памятника всё равно осталась.
Памятник регионального значения, известный иркутянам как Дом офицеров, был передан Министерством обороны в собственность Иркутской области в декабре 2011 года. Передан не просто так, а исключительно под нужды молодёжи и общественности, что и было зафиксировано в сопроводительных документах. Теперь здание имеет официальный статус областного Дворца молодёжи. Молодёжи в нём и правда много. Но уверенности в завтрашнем дне нет уже давно. Поэтому неудивительно, что вокруг исторического здания постоянно возникают слухи один другого неприятнее. Остаётся надеяться, что ни один из них не станет печальной реальностью.
Сбой в системе
Ещё во время передачи памятника в ведение области региональным руководством было чётко заявлено: памятник нуждается в реставрации, и она будет сделана. Действительно, оперативно провели конкурс на разработку проекта реставрации, который выиграла известная иркутская компания НПРМ «Традиция». Работы по реставрации оценивались в 230 млн рублей. Архитекторы решили внести минимальные конструктивные изменения. В частности, в инженерном обследовании существующие деревянные перекрытия были признаны как работоспособные.
В принципе, так оно и есть, и если бы здание готовилось под музей, этот вариант мог остаться окончательным. Однако государственная экспертиза не пропустила проект. Статус Дворца молодёжи требовал замены деревянных перекрытий на бетонные, отвечающие современным требованиям безопасности. Технических проблем у специалистов это не вызывает. Зато ориентировочная стоимость реставрации сразу выросла. Окончательного проекта реставрации, с учётом замечаний Госэкспертизы, ещё нет, но в устном разговоре специалисты оценивают стоимость работ примерно в 450 млн рублей. Сроки реализации проекта сдвинулись на неопределённое время.
Вот тут запущенный, казалось бы, механизм восстановления памятника начал давать один сбой за другим. Это совпало со сменой руководства в региональном министерстве физкультуры, спорта и молодёжной политики, в ведение которого попало здание. Впрочем, ничего странного в этом нет. Просто каждый руководитель выстраивает собственную систему приоритетных проектов, руководствуясь самыми разными обстоятельствами. Как-то сразу стало понятно, что Дом офицеров не попал в заветный шорт-лист.
Последний раз мы писали о ситуации вокруг исторического объекта в конце мая. Специалисты говорили о необходимости продолжать проектные работы с учётом постановления Госэкспертизы. Однако решения о судьбе проекта на уровне регионального правительства так и не было принято.
Закрыть нельзя оставить
Ситуация неожиданно накалилась на прошлой неделе. В кабинетах общественных организаций, которые размещаются в Доме офицеров, воцарилась тревога. Поползли слухи о том, что из министерства физической культуры, спорта и молодёжной политики пришло распоряжение: всем общественным организациям срочно искать новое место жительства в связи с тем, что Дом офицеров не будет подключён к теплоснабжению и закрывается на консервацию из-за своего аварийного состояния.
Некоторые объединения действительно озаботились поиском новой крыши над головой. Например, старшая группа ансамбля «Узорочье» поспешила переехать, чтобы не прерывать занятия. Однако далеко не все могут позволить себе такую роскошь. Все остальные предпочли благоразумно подождать, чем закончится дело.
Грозовая обстановка разрешилась в среду, 10 сентября, когда представителей общественных организаций пригласили на заседание рабочей группы Общероссийского народного фронта. После совещания всем стало известно, что Дом офицеров к отоплению всё-таки подключат.
– Был очень серьёзный разговор, – рассказывает руководитель общественной организации «Комитет солдатских матерей» Тамара Бабкина. – Я с 1985 года там работаю, и для меня ситуация вокруг Дома офицеров – это просто боль души. У нас в здании расположен музей боевой славы, очень много детских творческих объединений, которые не смогут арендовать площади самостоятельно. Поэтому мы очень ждём реставрации, надеемся, что бюджет найдёт на это средства.
Стоит напомнить, что в здании Дома офицеров расположен музей боевой славы, в котором собрано множество уникальных экспонатов времён Великой Отечественной войны. Перенести его в другое место целиком достаточно проблематично, а разделить экспозицию и разбросать экспонаты по разным музеям – значит попросту уничтожить музей как единое целое и лишить молодое поколение иркутян очень важного элемента культурной среды города, формирующей мировоззрение.
– Дом офицеров на сегодня одно из немногих областных учреждений, которые реально ведут патриотическую работу с молодёжью, – говорит руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта Иван Брилка. – Там располагается очень много общественных организаций, детских объединений, которые нельзя оставить без крыши над головой. Если действительно есть необходимость в консервации Дома офицеров, общественникам нужно предоставить другое место. Поэтому можно понять обеспокоенность горожан за судьбу этого здания.
Тут уж поневоле пришлось вспомнить разговоры, которые велись вокруг этого места раньше. Обсуждали, что некая коммерческая структура проявляет большой интерес к объекту на центральной торговой улице. В мае мы даже обращались с этим вопросом к министру по физической культуре, спорту и молодёжной политике области Павлу Никитину, который подтвердил интерес неких бизнес-структур, однако категорически отверг саму возможность его реализации.
Всё хорошо, что хорошо кончается
Вот и на этот раз Павел Никитин стал единственным человеком, который смог успокоить общественность. Он заявил нашей газете, что процесс подключения Дома офицеров к теплоснабжению проходит в штатном режиме. Средства на это требуются небольшие, всего 17 тысяч рублей, и они найдутся. Гораздо большую обеспокоенность министра вызывает аварийное состояние здания.
– Мы должны быть твёрдо уверены, что оно безопасно в эксплуатации, – отметил Павел Никитин. – Всё-таки через него проходит большой поток молодёжи и детей, и мы несём ответственность за них. Поэтому я лично направил запрос в минстрой с просьбой провести дополнительное обследование конструкций. Денег на реставрацию в бюджете сегодня нет.
Стоит отметить, что инженерное обследование здания было проведено НПРМ «Традиция» не так давно, в рамках подготовки проекта реставрации. Здание было признано частично годным к эксплуатации. Собственно, оно уже много лет именно в таком режиме и работает. На замке кинозал и ещё ряд помещений.
– Аварийными являются только участки советской постройки, – говорит директор ООО НРМП «Традиция» Алла Мироненко. – В некоторых местах сильно «поплыл» фундамент, отваливается штукатурка. Однако основное здание дореволюционной постройки находится в хорошем состоянии и не представляет опасности для посетителей.
Алла Мироненко добавила, что сохранение теплового режима как раз является жизненной необходимостью для памятника. Если бы угроза разморожения здания была реальной, беспокоиться о нём пришлось бы всерьёз.
– Мы понимаем, насколько Дом офицеров важен и нужен для региона, – развеял сомнения общественности Павел Никитин. – Поэтому сделаем всё, что в наших силах, для того, чтобы его восстановить как можно быстрее. Никто не отменял и не отменит его назначение – быть Дворцом молодёжи.