Истории православной Руси
В иркутском Сибэкспоцентре прошла четвёртая выставка-форум «Православная Русь». Ещё недавно она была самой «восточной» православной выставкой в стране, но теперь эстафету подхватил Благовещенск. Тем не менее выставка остаётся тем местом, где при желании можно познакомиться с представителями практически всего православного мира и узнать много нового об Иркутской митрополии.
Организатором мероприятия традиционно выступила Иркутская митрополия при поддержке правительства Иркутской области и выставочного объединения «РЕСТЭК». Торжественную церемонию в Сибэкспоцентре открыл митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, отслужив молебен перед привезёнными святынями. Каждый год организаторы стараются дать иркутянам возможность помолиться перед святынями из центральной части России. Нынешняя выставка посвящена 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Поэтому на этот раз в Иркутск прибыли икона Сергия Радонежского с частицей его мощей и ковчежец с мощами блаженной Матроны Московской. С такого же молебна начинался каждый день, только служил его уже не митрополит.
После молебна народ тонкими ручейками начал растекаться между рядами выставочных павильонов. На выставку приехали 150 участников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Черногории, Греции (святая гора Афон), Иерусалима, Вифлеема. И каждый привёз свои изделия: книги, диски с фильмами и аудиокнигами, монастырские поделки, игрушки, одежду, иконы. Словом, посмотреть там было на что и даже было что попробовать. Ароматный мёд с монастырского подворья – с прополисом, живицей, маточным молочком. Ещё мёд липовый, гречишный, цветочный. Девочки из православной гимназии теснятся у прилавка, маленькими лопаточками пробуют сладкую, ароматную массу. Понятно, что ничего они не купят, но продавщица терпеливо рассказывает о том, что такое живица, где используют пчелиный воск, разрешает полакомиться своей продукцией.
Русские матрёшечки
Привлекает внимание стоящий неподалёку стенд со множеством расписных керамических колокольчиков и забавных зверушек. Они гроздьями висят на каких-то хитроумных креплениях, а рядом на столе пёстрым хороводом выстроились нежные деревянные матрёшки. Они не такие яркие, как привычные, классические куколки. Это авторские работы, и все они разные: в каждой отражается личность создавшего её художника.
– Этих куколок рисовала наша художница, которая участвовала в организации мастерских. Видите, какие у них глазки большие? А эти подружки уже совсем другие: и лица отличаются, и цветовая гамма более яркая, – подчёркивает различия стилей сидящая за столиком с ярким товаром женщина. Оказывается, зовут её Алевтина, и она сама чем-то похожа на матрёшку – такая же круглолицая, весёлая, с добрыми смеющимися глазами. Говорит, как и положено коренной жительнице центральной части России, непривычно для нашего уха растягивая слова и чуть-чуть окая.
Родом наша собеседница из Смоленска. На «Православной Руси» уже четвёртый раз представляет смоленский храм во имя великомученицы Варвары. Оказывается, все игрушки сделаны в церковных мастерских.
– У нас много народу работает при храме, – говорит Алевтина. – Храм старинный, восстанавливали его долго. Теперь приход большой, есть воскресная школа, много разных кружков для детей, паломническая служба, магазин. Батюшка у нас бывший журналист, поэтому выпускаем еженедельно газету, ведём большой сайт в Интернете.
Напротив смолян разместился совсем простой стенд, внимание к нему привлекают разве что самодельные текстильные куклы. Но на неделю это уголок Святой земли в Иркутске, часть «русской Палестины». Здесь представлен храм Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, при котором действует женская монашеская община. История этого места удивительна.
Гефсиманский уголок
Ранней весной 1881 года великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович отправились в Палестину, чтобы отметить годовщину смерти своей матери. В пути их настигло трагическое известие об убийстве отца, императора Александра Второго. Позднее великие князья выкупили большой участок земли на юго-западном склоне Елеонской горы, который с позволения турецких властей оформлен в собственность царской семьи. На нём царские дети возвели храм во имя равноапостольной Марии Магдалины в память об умершей матери. В память об отце был построен храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, известный как Спас-на-Крови.
Таким образом, обитель с самого начала была связана с царствующим домом Романовых. Она и сегодня принадлежит Русской Православной Церкви и остаётся кусочком России за границей. В 1888 году на её торжественном освящении присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. Спустя 17 лет он погиб от взрыва бомбы, как раньше и его отец. По преданию, ещё на освящении храма Елизавета Фёдоровна захотела быть похороненной именно здесь. Её желание сбылось. Усыпальницей для одной из самых любимых русских святых, урождённой немецкой принцессы, стал храм Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Поклониться ей приходят паломники со всего мира.
– Я сама не монахиня и даже послушницей не была, – рассказывает стоящая за столиком со своим нехитрым товаром женщина в летах по имени Людмила. – Раньше я там работала, была церковной швеёй. Потом вернулась в Москву по семейным обстоятельствам и теперь просто помогаю монастырю. Матушка игуменья благословила участвовать в православных выставках, немножко рассказывать о монастыре, раздавать буклеты. Поэтому я здесь. В Иркутск попала впервые. Товар у нас простой, как видите, мы не коммерческая организация.
Монашескую общину в Гефсиманском приюте в 1934 году основала принявшая православие шотландка Варвара Робинсон. Нынешняя игуменья монастыря инокиня Елисавета – русская, но родилась и выросла в Австралии. По профессии она художник, поэтому очень привечает художников и старается всячески поддерживать художественный промысел в монастыре. Там же, при монастыре, много лет действует православный приют для девочек из неимущих семей. Сейчас в нём живут 14 детей. Именно для приютских малышей монахини и старшие девочки делают выставленные на прилавке игрушки.
– Три арабские девочки из нашего приюта сейчас учатся в медицинском училище в Екатеринбурге, – радуется за воспитанниц Людмила. – Одна из них уже вышла замуж за русского парня.
– Как удаётся преодолеть бюрократические преграды? – удивляюсь я.
– У сестры Макрины есть особое послушание, она оформляет документы сирот, занимается разными бюрократическими процедурами, – рассказывает Людмила. – Тут много трудностей и не всё удаётся. Например, нам очень хотелось, чтобы и русские дети были в нашем приюте. Но этого устроить не получилось как раз из-за каких-то бюрократических трудностей.
При монастыре в Вифании действует также девятилетняя общеобразовательная школа, в которой преподают обычный для Палестины курс образования с дополнительным изучением иностранных языков, в том числе и русского. Сейчас в учебном заведении учится около 400 девочек, в основном это мусульманки. Обучение бесплатное, школа полностью обеспечивается за счёт монастыря и спонсорских пожертвований.
– Школа не православная, там нет также и уроков Закона Божьего, – говорит Людмила. – Население в Вифании в основном исповедует мусульманство, и родители не хотят, чтобы их детей учили иной религии. Поэтому мы просто даём общее образование.
Мусульманские девочки в русском мире
Конечно, так было не всегда. Изначально учебное заведение создавалось как христианская школа. Однако в 80-х годах прошлого века она оказалась в глубоком кризисе, ей было просто некого учить. Ислам активно наступал, христианское население вытеснялось из Гефсимании, политическая ситуация становилась всё более сложной. Тогда было принято непростое решение: зарегистрировать школу как общеобразовательную и брать всех желающих. С этого момента всё изменилось. Школа заполнилась в основном девочками из мусульманских семей местных жителей.
– Преподаватели подобрались разных национальностей, – рассказывает Людмила. – Есть среди них русские женщины. Например, русская жена православного араба преподаёт музыку. Многие преподаватели – мусульмане, но все очень лояльно относятся друг к другу. Администрация города горячо заинтересована в том, чтобы школа работала и дальше, потому что обучение бесплатное.
Директором школы сегодня служит инокиня Марфа. Она тоже тесно связана с Россией, родилась в семье немцев в Казахстане. Когда ей было 11 лет, родители переехали в Германию. Русский язык после многих лет жизни в немецкоговорящей стране пришлось учить заново уже в монастыре.
– Местные арабы охотно отдают своих дочерей в нашу школу, ведь уровень образования там гораздо выше, чем в обычных палестинских школах, – рассказывает Людмила. – Но у нас не бывает случаев обращения исламских девочек в христианство или наоборот. В исламских семьях очень строгие порядки, там отец быстро объяснит дочери, что к чему.
Надо полагать, и монастырю, в случае чего, тоже объяснит. Рассказывают легенду о том, как одна девочка-христианка уговорила тайно креститься лучшую подругу-мусульманку и как потом весь монастырь молился, чтобы отец об этом не узнал.
Вот такие истории можно открыть на одном маленьком пятачке «Православной Руси». А при желании их можно было узнать в десятки раз больше. Всю неделю там проходили мастер-классы по диковинным, почти забытым ремёслам. Например, по кружевному плетению на коклюшках или изготовлению текстильной куклы. Каждый день – беседы со священниками, презентации интереснейших проектов, книг и много чего другого. Человеку, далёкому от храма, здесь предлагается хорошая возможность заглянуть за его фасад и увидеть жизнь православного Иркутска во всей её полноте. Она богата и разнообразна, и каждый найдёт здесь что-то интересное для себя.