Всё дальше от народа
Армия федеральных чиновников усиливает свои позиции в Иркутской области
За январь–июнь количество занятых в органах государственной власти и местного самоуправления увеличилось с 32,96 тыс. до 44,43 тыс. человек, в основном за счёт расширения штата федеральных исполнительных структур. Согласно данным Иркутскстата, это первый заметный прирост популяции госслужащих с 2000 года. Одновременно статистика за полугодие зафиксировала рост зарплат в органах власти, опережающий средние темпы по экономике.
На прошлой неделе стало известно, что Минэкономразвития ухудшило собственный прогноз для российской экономики на ближайшие годы в связи с геополитическими процессами. Рубль продолжит слабеть, инфляция будет расти сильнее, чем ожидалось ранее, а сама экономика балансирует между стагнацией и рецессией, полагают эксперты. Повышение реальных доходов и зарплат в 2015 году будет почти нулевым.
В министерстве посчитали, что ускорение роста цен на продовольствие, вызванное ответными «продуктовыми» санкциями России, добавит инфляции один процентный пункт в этом году и 0,5 процентного пункта в следующем. В 2015 ещё один пункт «накинет» введение налога с продаж, пишет «БКС Экспресс». Таким образом, прогноз по инфляции на текущий год повышен с 6 до 7–7,5%, на 2015 год – с 5 до 6-7%. Прогноз роста реальной заработной платы в 2014 году повышен с 1,4 до 1,7%, на 2015 год понижен с 1,9 до 0,2%.
Можно предположить, что эти тренды заденут служащих государственных органов власти в меньшей степени, чем занятых в реальном секторе, – по крайней мере, в первом полугодии среднемесячная начисленная заработная плата сотрудников госорганов всех ветвей и уровней власти была на 76% выше средней по экономике Иркутской области: 54 тыс. рублей против 30,7 тыс. Недалеки от народа лишь органы местного самоуправления региона – средняя зарплата там составила 36,1 тыс. рублей.
Выгоднее всего быть сотрудником территориального органа федерального ведомства: разбег средних заработков здесь от 39,4 тыс. рублей в месяц на должностях государственной гражданской службы до 201,1 тыс. рублей у руководителей властных структур. Зарплата в органах государственной власти Иркутской области на 16,2 тыс. рублей (на 28,2%) ниже, чем в территориальных представительствах федеральных органов государственной власти.
При этом оплата труда в федеральных властных структурах поднималась с опережающими темпами – зарплаты этого сектора прибавили 28,8% в сравнении с прошлым годом, в то время как в среднем по области рост составил 9,2%. Быстрее всего в первом полугодии росли заработки (без учёта выплат социального характера) исполнительной ветви федеральных органов – плюс 45,8% к прошлому году, а средний показатель за полугодие составил 53,2 тыс. рублей. Судебные ведомства и прокуратура стали получать на 23,6% больше, чем годом ранее, – 80,5 тыс. рублей в месяц. Лишь у законодателей зарплаты росли примерно так же, как и у всего работающего населения региона, хотя и у них абсолютные показатели существенно выше среднего по экономике – 43,4 тыс. рублей.
Не панацея и не гарантия
Вообще оплата труда госслужащих, облечённых властными полномочиями, и должна быть выше средней по экономике, отмечает Виктор Чебунин, доцент кафедры государственного и муниципального управления института социальных наук ИГУ. Однако высокие зарплаты не панацея от коррупции и не гарантия качественной работы. «Конечно, высокой зарплатой нельзя отбить охоту брать взятки, но разумный предел превышения средней зарплаты чиновников над средней по экономике есть во всём мире. И при советской власти превышение было где-то на уровне нынешних 76%, а то и в два раза. Цена решения чиновника выше, чем цена решения, допустим, дворника», – полагает эксперт. Проблема не в разнице между зарплатами служащих государственной власти, а в темпах роста и одновременном увеличении численности чиновников. Впрочем, это не особенность нашего региона, а тенденция, общая для всей страны. «Средняя зарплата растёт, но сокращения, точнее, оптимизации штатов не происходит. Сокращение необходимо не ради экономии бюджетных денег, а для повышения эффективности госуправления, – уверен собеседник издания. – Чем больше чиновников, тем хуже управление: управленческий сигнал теряется, затухает, пробиваясь сквозь массу согласований, – это закон Паркинсона». Необходимо оно и в силу того, что происходит компьютеризация, многие функции можно переложить на автоматизированные системы, считает Виктор Чебунин: «Чиновники этому скрыто сопротивляются, хотя, конечно, не объявляют об этом во всеуслышание. «Электронная Россия» буксует с 2010 года, хотя ввести её чисто технически – вопрос полугодия».
В среднем на тысячу жителей Иркутской области приходится примерно 18 работников органов власти всех уровней. По данным Иркутскстата, на благо народа трудится около 5,6% от общего числа занятых в экономике Приангарья. Трудно сказать, много это или мало, однако известно: с 2000-го армия «государевых людей» постепенно, но неумолимо пополняла свои ряды. К концу 2013 года она умножилась с 21,4 тыс. до почти 33 тыс. человек. А по итогам января–мая этого года число работников государственных органов власти выросло до 44,4 тыс. При этом исполнительная ветвь увеличила свою численность с 27,4 тыс. до 38,9 тыс. сотрудников – в основном за счёт федеральных органов, которые пополнели более чем вдвое. Несмотря на это, штаты должностей государственной гражданской службы в органах государственной власти региона на конец июня были укомплектованы в среднем на 92,9%, констатирует Иркутскстат.
Эти цифры подтверждают: вновь происходит усиление государственного регулирования, полагает Виктор Чебунин. Это отражение тенденции усиления федеральной вертикали, как и повышение зарплат федеральных чиновников, которое прошло относительно недавно. Однако полезно это или нет – вопрос дискуссионный. «Размеры вмешательства государства в экономику – тонкая вещь. Например, в Китае оно огромно, в Европе – намного меньше. Что нужно России – вопрос открытый», – рассуждает эксперт. Нет единодушия относительно масштабов госучастия в экономике и в федеральных министерствах, пишет «БКС Экспресс». В Минэкономразвития полагают, что даже в нынешних сложных политических условиях у страны есть шанс развиваться и по умеренно-оптимистичному сценарию, который предполагает рост экономики на 3,3% в 2015 году. Для этого в том числе необходимо определённое фискальное стимулирование, особенно целесообразно повысить госрасходы в стратегически важное импортозамещение и инфраструктурные проекты. Это, в свою очередь, поддержит экономический рост. «Это абсолютно мифический вариант», – отреагировали в Минфине. Эффект фискального стимула будет недолгим, после чего развитие ситуации может оказаться хуже даже консервативного варианта Минэкономразвития, говорит глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин. Он приводит в пример опыт Бразилии, где рост госрасходов привёл к ускорению инфляции, снижению кредитного рейтинга и рецессии.
Где в Приангарье платят хорошо
Среднемесячная начисленная зарплата (включая налоги и другие удержания) в Сибирском федеральном округе в январе–июне этого года составила почти 27,6 тыс. рублей, подсчитали в Новосибирскстате. Более высокий уровень среди регионов округа отмечен в Красноярском крае (33,5 тыс. рублей), Томской (31,4 тыс.), Иркутской областях (30,7 тыс.), что во многом объясняется особенностями отраслевой структуры экономики этих регионов и величиной применяемого районного коэффициента.
Если говорить о муниципалитетах Приангарья, то по тем же причинам самые высокие показатели статистика фиксирует по крупным и средним предприятиям в Бодайбо (48,8 тыс. рублей), Катангском (59,8 тыс.) и Усть-Кутском (48 тыс.) районах. Одну из самых низких зарплат по области – около 22 тыс. рублей – получают жители Качугского, Куйтунского, Боханского, Ольхонского районов и города Свирска.
«Хорошая динамика»
За последние два года Иркутская область имеет одну из лучших в России динамику роста зарплат, уверен губернатор региона Сергей Ерощенко. По информации Иркутскстата, зарплаты в Приангарье в июне этого года были выше, чем в июне 2013-го, на 5,6%. Потребительские цены за это же время успели прибавить 6,2%.
Интересно, что темпы роста зарплат в сельском хозяйстве, лесозаготовках и деревообрабатывающей отрасли сравнимы с приростом в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (+16,1%). Однако в денежном выражении зарплаты работающих на селе и в лесу более чем вдвое проигрывают уровню оплаты труда в нефтедобыче. «У нас практически миллион нефтяников и газовиков, образно говоря, кормят страну. Высокие зарплаты в этой области – общероссийская тенденция, – комментирует цифры Виктор Чебунин. – А вот то, что зарплаты в сельском хозяйстве выросли хотя бы на несколько сотен рублей с начала года, – позитивный факт».
В обрабатывающей промышленности темпы и размер зарплат соответствуют средним по экономике. В Приангарье это не отстающая отрасль, но и не локомотив. Увеличение зарплат лишь на 6,9% в металлургии, которая всегда была «коньком» региона, отражает стагнацию на мировом рынке цветных металлов. Утешает, что зарплаты металлургов (в среднем 36,8 тыс. рублей по итогам полугодия) хотя бы не отстали от средних темпов по экономике области. Соответственно, не показывает выдающихся результатов ещё одна важная для Приангарья сфера – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (35,5 тыс. рублей, рост на 6,7%).
Зарплаты в строительстве, которое власти любят называть отраслью-мультипликатором, застыли на месте – изменение в 0,8%, до 25,3 тыс. рублей в месяц, трудно даже назвать приростом. Несмотря на сокращение квот на иностранную рабочую силу, на стройках региона по-прежнему основная нагрузка ложится на гастарбайтеров, которым не так уж просто настаивать на увеличении оплаты труда.
В бюджетной сфере зарплаты растут быстрее, чем в среднем по экономике, но по-прежнему отстают в объёмах. Работники дошкольного и начального образования получают чуть больше 22 тыс. рублей, учителя школ и средних специальных учебных заведений – 35,5 тыс. Получше выглядит положение в высшей школе (43,1 тыс. рублей) и науке (47,8 тыс.). Однако не стоит обманываться, говорит Виктор Чебунин, совмещающий работу на кафедре государственного и муниципального управления с обязанностями учёного секретаря совета ректоров вузов Иркутской области: «Например, как в вузах повышается зарплата? Преподавателя просто переводят на полторы ставки. Так же и у врачей, а средняя зарплата растёт. Но объём одной ставки не выдерживает критики: официальный оклад доцента – 15 тысяч». В здравоохранении не выдерживает критики и статистическое среднее – 31,7 тыс. рублей.
В целом же Иркутская область, если судить по зарплатам и динамике их изменения, соответствует российским тенденциям, не отставая, но и не опережая общие тренды.
Капитал власти
Средняя начисленная заработная плата в среднем по экономике России в первом полугодии 2014 года составила 31,5 тыс. рублей, увеличившись на 10,6% к январю–июню 2013 года.
В то же время зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах в январе–июне этого года выросла на 32,6% к аналогичному периоду прошлого года и составила 92 тыс. рублей, сообщает Росстат.
Самый высокий средний показатель – 231,1 тыс. рублей в месяц – у администрации президента. Меньше всего получают чиновники в Федеральном агентстве по недропользованию – 43,8 тыс. рублей. Зарплата в аппарате правительства в среднем составляет 211,4 тыс. рублей. Наилучшим с точки зрения заработка среди министерств стало МЧС, заметно опередив МВД и Минобороны. На втором месте Минздрав со средней зарплатой в 116,4 тыс. рублей (прирост составил 88,3%). Практически столько же получают в Совете Федерации – 116,3 тыс. рублей, заметно меньше денежное довольствие в Госдуме – 89,1 тыс. рублей.
По темпам роста среднемесячной заработной платы опережают коллег из других органов власти сотрудники судов и прокуратуры. Например, зарплата в Конституционном суде увеличилась в 2,1 раза, до 160,5 тыс. рублей, в судебном департаменте при Верховном суде – в 2 раза, до 87,3 тыс., в самом Верховном суде – на 61,7%, до 121,2 тыс., в Высшем арбитражном суде – на 59,3%, до 87 тыс. рублей.
Чуть отстаёт Генеральная прокуратура со своим повышением на 42,8% и 77,1 тыс. рублей. Гораздо скромнее на общем фоне выглядит Следственный комитет со средней зарплатой в 56,4 тыс. рублей и повышением на 14,5% к первому полугодию прошлого года.
Однако высокая зарплата не то, что в первую очередь делает органы власти привлекательными для соискателей. Статус госслужащего, а лучше чиновника на определённом посту, даёт социальный капитал, который уже различными способами можно превратить в прибыль.