«Дыхание заблудившихся тропиков»
Наиболее сильно от стихии Прибайкалье пострадало в 1971 году
Обрушившийся в конце июня мощный грозовой ливень и сход селевого потока на посёлок Аршан, что находится на стыке Иркутской области и Республики Бурятия, в очередной раз напомнили, в какой сложной природно-климатической зоне мы живём. Хотя, к счастью, подобное случается не каждый год, тем не менее реальность такова, что опасные для жизни людей наводнения, лесные пожары и другие стихийные бедствия могут произойти в любой момент и к этому надо быть готовыми.
Вот перечень наиболее резонансных природных явлений, случившихся в Прибайкалье уже в нынешнем, XXI веке.
Весной 2001 года от паводка в городе Киренске на реке Лене пострадали 1 118 домов, в которых проживали около 13 тысяч человек, две школы, ряд административных зданий, энергетическое и коммунальное хозяйство. Течением реки размыло находящуюся в её пойме взлётно-посадочную полосу аэропорта. В результате стихии погибла 54-летняя женщина.
15 мая 2002 года верховой лесной пожар буквально слизал с лица земли село Боровое Куйтунского района: из 76 усадеб полностью сгорели 59.
В конце апреля 2004 года половодьем и затором льда смыло посёлок Патриха на реке Бирюсе в Тайшетском районе. Удалось эвакуировать 171 человека, четверо пропали без вести.
27 августа 2008 года в южной акватории Байкала произошло самое чувствительное за последние 40 лет землетрясение. Сила толчка в эпицентре составила 9 баллов по 12-балльной шкале, в городах Байкальске и Слюдянке – 8 баллов, в Иркутске – 6-7. На несколько часов прекратил работу Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, остановилось движение поездов по примыкающему к озеру участку Транссибирской железнодорожной магистрали.
В сентябре-октябре 2011 года в городе Братске и районе в условиях солнечной и безветренной погоды разгорелись лесные пожары. То-гдашний глава МЧС РФ Сергей Шойгу назвал ситуацию «бардаком» и потребовал «затоптать огонь в течение дня». В ликвидации пожаров было задействовано пять воздушных судов и около тысячи человек наземной группировки.
А самым тяжёлым в XX веке природным явлением на территории нашей области специалисты-метеорологи считают выпадение в июле 1971 года в южных районах рекордного количества осадков, вызвавших небывалое наводнение и мощные селевые потоки.
«Типичный выход южных циклонов»
Так произошло, что за пять лет до этого – летом 1966 года – я был зачислен в штат «Восточно-Сибирской правды», но к работе сразу не приступил, поскольку после выпускных экзаменов в университете имел право на короткие каникулы. А тут пошли дожди – затяжные, почти беспрерывные. День, второй, третий… Вода в реках резко поднялась, подтопляя прибрежные сёла и пригородные посёлки.
На четвёртый день решил навестить редакцию. Надо сказать, тема наводнений и прочих природных аномалий тогда была непопулярной у журналистов. Сказывались цензурные ограничения на всякие чрезвычайные происшествия, тем более с жертвами. Объяснение простое: не сеять панику, советский человек и не такие невзгоды преодолевал и преодолевает…
Заведующий отделом информации Борис Новгородов был не против разузнать, что нашим синоптикам известно о дальнейших планах «небесной канцелярии», какая обстановка на местах, как власти и население справляются со стихией. В общем, дал согласие подготовить в номер интервью.
На мой телефонный звонок в Иркутском территориальном управлении гидрометслужбы первой отозвалась Зоя Ерёмина, начальник отдела краткосрочных прогнозов:
– Произошёл типичный выход южных циклонов из районов Монголии и Китая. В Иркутске за эти дни выпало до 103 миллиметров осадков, а на Хамар-Дабане – 344…
Клавдия Горбань, инженер отдела гидрологических прогнозов, существенно уточнила:
– Ко 2 июля на реках Иркут, Китой и Белая ещё не успел сойти паводок от таяния снегов и ранее выпавших дождей. Так что произошло наложение одного паводка на другой. Наивысшей отметки уровень Иркута у Смоленщины достиг сегодня в четыре часа утра. Вода поднялась здесь на 3 метра 65 сантиметров. В Китое – на 3 метра 80 сантиметров. Сейчас начался спад. А на Белой в районе Мальты вода ещё прибывает. Такого паводка не было у нас с 1953 года…
Затем беседовал с заместителем председателя облисполкома Владимиром Цымбалом, возглавлявшим областной штаб по борьбе с наводнениями.
– Стихия не застала нас врасплох, – поведал он. – Из прибрежных мест заранее началась эвакуация населения. Для этого использовались автотранспорт, лодки. Но масштабы наводнения превзошли все ожидания. В некоторых местах пришлось мобилизовать вертолёты гражданской авиации. Наиболее горячим был день 6 июля. В областном, городских и районных штабах дежурство не прекращалось и ночью. Большую помощь в борьбе с паводком оказывают населению органы охраны общественного порядка, противопожарная служба, активисты ДОСААФ… Человеческих жертв нет.
На следующий день интервью вышло в свет. Наверное, его содержание удовлетворило всех. Иных публикаций не последовало.
Анчук спасали вертолёты…
И вот 1971 год. Снова июль, только вторая половина. На календаре 24-е число. В «Восточке» под рубрикой «Погода» появляется почти официальное сообщение за подписью той же Зои Ерёминой – начальника отдела краткосрочных прогнозов управления гидрометслужбы:
«Последнюю неделю (обратите внимание: на этот раз уже не четверо суток, а неделю! – В.Х.) в юго-восточных районах области – Иркут-ске и на юге Байкала – идут дожди, которые прекращаются ненадолго. Они приостановили сельскохозяйственные работы, нарушили работу транспорта, некоторых предприятий, создали угрозу затопления низменных участков. Основная их причина – активная, незатухающая циклоническая деятельность в районах Монголии и Саян. С небольшими промежутками циклоны идут один за другим, захватывая юг нашей области… В ближайшие дни улучшения в погоде не наступит…»
О том, что улучшения в погоде не наступило, а, наоборот, ситуация резко ухудшилась, рассказал через пять дней в своём репортаже «Иркут бунтующий» корреспондент газеты Леонид Давыдов. Поскольку подробные выдержки из него приводил в материале «Дождливое лето семьдесят первого», опубликованном год назад, ведущий сотрудник Института систем энергетики Сибирского отделения РАН Александр Кошелев, я буду оперировать другими подробностями. Ограничусь лишь ссылкой на одну приведённую в репортаже Леонида цифру: впервые за 50 лет наблюдений водомерный пост на Иркуте у села Смоленщина достиг отметки 5 метров 51 сантиметра и связь с ним в разгар наводнения была прервана…
Первыми этот безудержно растущий вал воды со стороны Саян и Тункинской долины в Иркутской области встретили жители посёлка Анчук и обитатели одноимённого дома отдыха, расположенных в Слюдянском районе на границе с Республикой Бурятией. Река при таком уровне нашла себе дополнительное русло в обход посёлка. Об этом в областном штабе по борьбе с паводком узнали, когда Анчук уже был отрезан водой от остального мира, все дома, залитые по окна и выше, словно плавали среди мутных вспененных потоков, а почти 270 человек – взрослых и детей – сгрудились на чердаках и крышах. Поэтому на их спасение из Иркутска срочно отправили два вертолёта.
Воздушные машины, как водится, имели электрические лебёдки. Стоило выпустить трос, на конце которого прикреплено специальное сидение со страховочными ремнями, и любой нажатием кнопки мог быть поднят на борт. Но никто из находившихся на крышах не рискнул подняться на 20-метровую высоту над сплошным потоком воды, под резкими порывами ветра от винта вертолёта…
И тогда авиаторы изменили тактику. Вниз спустился бортмеханик одного из экипажей, он успокоил людей, объяснил, как будет проходить эвакуация. Вертолёт на полных оборотах винта стал осторожно приближаться к крыше, но не опустился, а завис над ней почти вплотную. По сигналу началась посадка людей прямо на борт машины. Затем взлёт, пролёт, приземление на сухом лугу у околицы расположенного неподалеку села Быстрое. И так по конвейеру. Вначале брали по три человека, потом – по пять. Ведь надо было спешить – вода продолжала прибывать. Первыми эвакуировали детей, женщин, стариков. И конечно, каждый, кто сходил на землю, горячо благодарил своих спасителей…
Всего в те дни, по данным Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, из затопленных мест Прибайкалья на вертолётах удалось вывезти более тысячи человек.
…Максимовщину – военные амфибии
Между тем, смыв часть Анчука, разбушевавшийся Иркут дальше устремился на север, чтобы поскорее слиться с Ангарой. По пути он затопил Шаманку, расплылся по улицам Смоленщины, из-за чего поднялась впадающая в него речка Олха, наводя страх на жителей села с таким же названием и посёлка Большой Луг, и уж совсем разгулялся на подходе к областному центру. В буквальном смысле катастрофа на-
висла над пригородными селами Максимовщина, Баклаши, Введенщина: мощным течением срывало дома и другие постройки, уносило скот и прочую живность. Эвакуировать людей из этих населённых пунктов помогали военные со своей гусеничной плавающей техникой. Только из Максимовщины на амфибиях было вывезено около 400 человек.
В критической ситуации оказался сам областной центр. Как ни снижала пропуск воды через турбины Иркутская ГЭС, подпёртый Ангарой Иркут не мог отдать ей свои «излишки» и затопил всю пойму, угрожая посёлкам имени Горького (Селиваниха), Кирова, Жилкино. Вздулись притоки Иркута и Ангары.
Обычно маловодная Кая стала грозной, вырвалась из берегов, подступила к крышам домов. Вначале людей вывозили на катере, но сломался гребной винт о какую-то подводную преграду и спасатели переключились на моторные и весельные лодки. И тут счёт перевезённых в безопасное место людей шёл на сотни…
В полночь в диспетчерской автобазы треста «Востоксибстройтранс» раздался звонок: «Вода подмыла капитальный мост через Ушаковку. Нужна ваша помощь». И вот «КрАЗы» один за другим отправились отстаивать важный для жизни города объект – перевезли до рассвета свыше 200 железобетонных блоков. А весь следующий день водители базы проработали на отсыпке дамбы у посёлка имени Кирова, благодаря чему не только этот посёлок, но также Жилкино и угольный склад города избежали существенных разрушений, не было прервано автомобильное сообщение между центром и Ленинским районом.
Да что там пойма Иркута и Ангары! Посёлок Ново-Ленино оказался в опасности – рано утром прорвало плотину в районе «Спутника», и ливневый поток перекрыл улицу Розы Люксембург, а жители частного сектора, не чуя беды, спокойно спали. И заслуга в том, что бурлящий поток не захватил людей, во многом принадлежит дежурной смене Ленинского РОВД. Мало того что милиционеры будили людей, они вынесли на руках из бурлящего потока семерых беспомощных стариков и инвалидов.
В самый пик паводка на авиационном заводе (тогда он назывался машиностроительным) объявили по радио: «Товарищи, кто имеет моторные лодки, просьба помочь вывозу жителей из мест затопления». И таких, кто, не жалея ни времени, ни сил, помогли десяткам пострадавшим от паводка, на заводе оказалось немало…
Когда после всего пережитого можно было свободно вздохнуть, председатель областного штаба по борьбе с наводнениями – первый заместитель председателя облисполкома Сергей Меркурьев, не стесняясь высоких слов, сказал:
– Стихия выявила высокую сознательность, организованность и героизм людей. Благодаря в том числе добровольным помощникам удалось избежать человеческих жертв, огромных дополнительных материальных потерь.
Взбунтовавшийся Хамар-Дабан
Однако в то лето не только Иркут и другие притоки Ангары взбунтовались. Без преувеличения вышел из себя горный хребет Хамар-Дабан, окаймляющий с юга озеро Байкал. Хребет принял на себя такое количество осадков от проходящих один за другим циклонов, что никакой силой не было возможности их удержать (трудно поверить, но в один из дней здесь выпало 250 миллиметров влаги!). И эта гигантская водная масса хлынула вниз. В результате не только реки и речушки, но и пади, в обычное время сухие, превратились в селевые потоки, смывающие по пути почву, вырывающие с корнями деревья, перекатывающие невообразимого размера каменные глыбы. А там, внизу, узкая береговая линия «славного моря», по которой пролегли Транссибирская железнодорожная магистраль и все другие коммуникации, соединяющие запад и восток страны…
На Транссибе от Слюдянки до Танхоя замерло движение. Как выяснилось впоследствии, из-за паводка, селей, оползней и обвалов на этом участке оказались непригодными к эксплуатации более 40 километров пути, в том числе размыто и разрушено 5 километров полотна, повреждено несколько мостов.
Особенно досталось мосту через Утулик. Вот что рассказывал очевидец:
– Это было словно дыхание заблудившихся тропиков. В обычное время речку под таким названием с камня на камень можно перейти. Но то-гда смотреть на неё и то было страшно. Она неслась с ошеломляющей скоростью, словно пинг-понговые мячики скакали валуны, толстенные лиственницы и сосны вода крушила как хворост…
Именно здесь остановились поезда, идущие с запада. А перед составами, что двигались с обратной стороны, красные огни светофоров зажглись на других перегонах и станциях.
Поэтому самой неотложной заботой органов власти и управления в Москве и по обе стороны Байкала стала организация перевозки застрявших в дороге пассажиров. Вначале удалось срочно задействовать суда Восточно-Сибирского речного пароходства, а затем задачу «разрулить» ситуацию полностью взял на себя Аэрофлот. Между Иркутском и Улан-Удэ силами подразделений Восточно-Сибирского управления гражданской авиации была налажена воздушная переправа, благодаря которой пассажиры прибывающих с запада и востока железнодорожных поездов могли хотя и с задержкой, но продолжить путешествие по тем же изначально приобретённым билетам.
«Поезда по Транссибу не ходили неделю»
Эти слова принадлежат собственному корреспонденту газеты «Гудок» на Восточно-Сибирской железной дороге Виктору Сесейкину. Всё упёрлось в Утулик. Это сейчас достаточно широкое русло реки надёжно взято в каменно-бетонные тиски, а тогда, 43 года назад, место её пересечения с Транссибом представляло собой печальную картину: размытое бешеным потоком полотно магистрали будто провалилось сквозь землю, рельсы со шпалами беспомощно повисли над водой, опора моста смещена…
Поэтому не случайно срочно прибывшая из Москвы группа ответственных работников Министерства путей сообщения и Министерства транспортного строительства СССР направилась именно сюда. В палатке, развёрнутой в нескольких десятках метров от берега реки, в три часа ночи закончилось первое совещание-планёрка, которое вёл заместитель министра путей сообщения Анатолий Подпалый. Продолжал идти дождь, но в самой палатке было сухо, горело электричество, надёжно действовала связь со столицей. После анализа обстановки были выданы задания по всему поражённому стихией участку. А что касается Утулика, то решили уже с утра начать на него наступление, ставя целью как можно быстрее восстановить движение хотя бы по одной нитке магистрали.
Наступление на разбушевавшуюся реку напоминало штурм прорана гидротехнического сооружения – плотины ГЭС. Всё, что было под рукой: камень, галька, щебень – всё шло в дело. Подтянулись автосамосвалы, бульдозеры и другая техника самих железнодорожников, а также транспортных строителей, прочих привлечённых организаций. Из Слюдянки и Иркутска прибыли восстановительные поезда. По мере того как укреплялись берега, сужался бурлящий поток реки, нарастало полотно дороги. И вот последнее звено рельсов легло на мост.
Это произошло на исходе четвёртых суток вынужденного простоя дороги. Да и то сразу пропускать пассажирские и грузовые составы специалисты и руководство МПС не решались, поскольку надо было привести в порядок весь участок и, самое главное, восстановить второй путь магистрали. А для этого требовалось решить проблему смещённой опоры. Поскольку замена ей – дело долгое, чуть в стороне соорудили три временные опоры, на которые легли фермы моста вместе с рельсами. На 12-е сутки поезда по Транссибу пошли в обоих направлениях.
Слабые, сильные, катастрофические…
Комментарий исполняющего обязанности начальника Иркутского гидрометцентра, заслуженного метеоролога России Владимира Гонтаря:
– Действительно, самым тяжёлым природно-климатическим явлением на территории нашей области за последние 100 лет стали многодневные затяжные дожди в июле 1971 года, вызвавшие катастрофическое наводнение в южных района и такой же катастрофический сход селей на южном побережье Байкала. Затяжные дожди здесь случались и до этого, и после, например в 2001 году, но они были не такой интенсивности и продолжительности. Вообще выходы южных циклонов, называемых в народе «монголами», на территорию Сибири фиксируются нередко, Прибайкалье они, как правило, задевают краем, а в лето 1971 года «выгрузились» на нас полностью.
Теперь по поводу селей. В XX веке разрушительными они были в 1915, 1934 и 1960 годах, менее сильными – в 1903, 1924, 1927, 1932, 1935, 1938, 1959, 1962, а слабые у нас происходят раз в три-четыре года. Для их схода необходимы два условия: достаточное накопление обломочного горного материала и интенсивные осадки. Это подтвердилось нынешним летом в Аршане: достаточно было непродолжительного сильного ливня, а обломочный горный материал там накапливался опять-таки с 1971 года.
И последнее. В отличие от весенних половодий дождевые паводки и связанные с ними сходы селей не прогнозируются с большим запасом времени. Единственное, что можно сказать, так это то, что они чаще всего фиксируются в июле, реже – в июне и августе. В этот период надо быть особенно начеку, по-стоянно интересоваться краткосрочным прогнозом.