Продовольственно-энергетический союз
Государственные органы России, Беларуси и Казахстана рассматривают проект концепции единого энергетического рынка. Документ подготовлен в начале июля Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Суть инициативы – отмена таможенных препятствий для поставок электроэнергии между тремя странами Евразийского экономического союза.
При введении свободного электроперетока, например, Казахстан через трансграничные ЛЭП сможет продавать электроэнергию Беларуси, где ощущается её дефицит, а Россия, используя транзит через Казахстан, может поставлять дешёвую избыточную электроэнергию из Сибири в свои центральные и западные области. Экономический эффект только от этих двух транзитных направлений уже оценивается почти в 500 млн долларов в год. Это без учёта общего экспорта электроэнергии за пределы ЕАЭС. Сегодня трансграничные линии электропередачи загружены лишь на 20%, поэтому увеличение перетока в 5 раз – до проектной мощности, заложенной в период СССР – лишь вопрос времени. В целом же объединение рынков, по подсчётам разработчиков концепции, даст странам Единого экономического пространства дополнительный прирост ВВП в 7 млрд долларов.
Технические возможности для нового объединения электроэнергетики сохранены. Необходимо реформировать внутренние рынки наших соседей по российскому образцу и создать наднациональные регулирующие органы. Планируется, что до 1 июля 2015 года эта концепция будет утверждена, а ещё через год примут программу формирования энергорынка.
Не только российские сельхозпроизводители, но и агроиндустрия соседних стран сегодня корректируют стратегию так, чтобы успеть занять продовольственные ниши, которые освободились в России. В этих условиях толчок в производстве сельского хозяйства неминуемо вызовет рост потребления электроэнергии. Между прочим, в том же Казахстане аграрный сектор всё время безнадёжно отставал в энергопотреблении. Этот показатель с советских времён упал почти в 4 раза. Если верить в перспективы роста сельхозпроизводства, то это кратно отразится и на спросе электроэнергии.
Всё это вкупе с активной индустриализацией Казахстана делает энергетический рынок республики весьма привлекательным для российских компаний. Возможности собственного производства электроэнергии у Казахстана внушительные. В этом случае показательно поведение Китая. Его инвестиции в зарубежные активы – привычный индикатор перспективной ликвидности активов. Китайцы уже построили в Казахстане Мойнакскую ГЭС.
Как говорилось, создание единого энергетического рынка ЕАЭС, согласно концепции, предусматривает введение во всех трёх странах российских рыночных стандартов. А именно и в Беларуси, и в Казахстане должно про-изойти разделение на конкурентные и монопольные виды деятельности в энергетике. Помимо рынка электроэнергии, который будет регулироваться на наднациональном уровне, у республик, как сегодня в России, должны существовать рынки мощности. В этом случае российские компании становятся носителями стандарта, и их появление в том же Казахстане будет выгодно республике примерно так же, как участие западных носителей передовых технологий в совместном освоении нефтяных месторождений.
Российский бизнес уже проявляет интерес к новой, только создающейся энергосистеме столицы Казахстана, предлагая Астане строительство второй очереди городской ТЭЦ-3. Казахская столица может передать России в доверительное управление свои предприятия энергетики, а Россия проведёт их структурное преобразование, необходимое для будущего общего энергорынка. Астана – как самый динамично развивающийся город Казахстана и как место пересечения транзитных магистралей – для российского бизнеса выглядит оптимально с точки зрения новой взаимовыгодной интеграции. Таким образом, не ущемляя интересы соседей, Россия сегодня может заранее подготовиться к новым экономическим реалиям. А они таковы, что, отдавая белорусам и казахам места американцев и европейцев на своём продовольственном рынке, Россия может занять прочные позиции на растущих энергетических рынках стран-союзниц.