Командный документ
В октябре 2013 года совет директоров En+ Group утвердил Кодекс корпоративной этики и Свод этических стандартов компании. Данные документы – набор ожиданий и требований к сотрудникам и руководителям всех компаний, входящих в En+ Group. Кодекс и свод задают единые стандарты и правила поведения, взаимодействия внутри коллективов, между компаниями, с внешними контрагентами; они определяет единые ценности, принципы и правила этичного поведения для всех работников и руководителей En+ Group, которые берут на себя обязательство их уважать, выполнять и учитывать в своей повседневной деятельности.
Параллельно с введением кодекса и свода в En+ Group заработал институт уполномоченных по этике: в En+ и каждой из компаний группы назначен уполномоченный по этике из числа сотрудников. К его задачам относится разъяснение и помощь в решении вопросов, связанных с неэтичным поведением со стороны коллег и руководства, конфликтами интересов, дискриминацией в трудовом коллективе, сохранностью конфиденциальной информации, взаимодействием с партнёрами по бизнесу и многих других. Также на предприятиях компаний En+ Group действует прямой канал связи по этическим вопросам «Неравнодушная линия».
Крупнейшие мировые компании давно живут по корпоративным правилам. Кодекс корпоративной этики En+, уверен генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко, создавался не только ради того, чтобы соответствовать мировым стандартам. Зачем понадобилось его внедрение, как он повлияет на жизнь сотрудников конкретного подразделения группы, выяснял «Сибирский энергетик».
– Олег Николаевич, почему возникла необходимость внедрения корпоративного кодекса?
– На самом деле он появился не с нуля. В нашей компании всегда считалось, что у каждого сотрудника должна быть своя точка зрения и возможность донести её до руководства. При этом быть уверенным, что вся информация дойдёт до адресата. В этих случаях сотрудники могли воспользоваться каналом «горячей линии» «Иркутскэнерго» или напрямую обратиться к генеральному директору. Кодекс корпоративной этики – следующий этап взаимодействия. Документ систематизирует и приводит к компромиссу полярные мнения, регулирует отношения между подчинённым и руководителем, между коллегами как в рабочее время, так и вне работы. Что логично и правильно, ведь мы занимаемся опасным производством и нам не нужны недоразумения из-за непонимания между сотрудниками.
– Инициатива создания и внедрения кодекса исходила от головной компании En+. Как сотрудники отнеслись к нововведениям? Вы лично сразу прониклись идеей?
– Я не просто поддержал идею, а непосредственно участвовал в разработке кодекса, как и представители коллективов. Документ прошёл несколько обсуждений, во время которых тщательно прорабатывались формулировки, их приоритетность, возможные комментарии. Мы плотно работали с профсоюзами, учитывали традиции, мнения наших коллег-энергетиков, попытались собрать воедино различные взгляды на корпоративное поведение. Задачи создать монолитный запретительный или распорядительный документ от имени менеджмента не стояло. И я допускаю, что это не конечный вариант редакции. Как только мы увидим, что в кодекс необходимо внести что-то новое, разъяснить или убрать из него, мы его скорректируем.
– Олег Николаевич, можно назвать корпоративный кодекс одним из важнейших документов компании?
– «Иркутскэнерго» – это несколько десятков предприятий, это тысячи сотрудников со своим взглядом на корпоративную этику. Для нас очень важно, чтобы было единое отношение к определённым рабочим ситуациям. Не могу назвать кодекс краеугольным камнем, но он так же важен, как и коллективный договор. Его можно назвать командным документом, который формирует правила игры.
– Документ новый, не все его пункты могут быть понятны сотрудникам с первого раза. Как строится политика внедрения кодекса?
– Мало что-то внедрить, нужно обеспечить жизнь нововведению. Эта задача поставлена перед уполномоченными по этике в виде общественной нагрузки. Они есть в каждом подразделении – пул людей, которые вызывают определённый уровень доверия и которые могут повлиять на взаимоотношения сотрудников. Соответственно, каждый имеет возможность обратиться к уполномоченному за любого рода разъяснениями: по взаимоотношениям с коллегами, корпоративной культуре, спорным моментам коммуникации с руководством и т.д. В подразделениях уполномоченные «высвечены» на специальных стендах: фамилии, телефоны, адреса электронной почты.
– Каковы же первые результаты работы уполномоченных?
– По сравнению с тем временем, когда у нас была только «горячая линия» и обращение к генеральному директору, вопросов стало больше. Мы обсуждали, стоит ли отказаться от прежних форматов, но решили оставить и их. Пусть у людей будет возможность выбрать наиболее удобный и доступный вариант, чтобы поделиться своими переживаниями.
– На соблюдение корпоративной этики должны обращать внимание только руководители или документом могут оперировать и рядовые сотрудники, молодые специалисты?
– Разумеется, кодекс – для всех. Любой из сотрудников имеет возможность обратиться к уполномоченному по этике, причём не только в своём подразделении. У нас большой разброс между филиалами. Допустим, работники Усть-Илимской ГЭС могут обратиться к уполномоченному исполнительной дирекции. Молодых же сотрудников мы обязательно знакомим с кодексом. Было бы странно скрывать от них «правила игры». Повторюсь, наш кодекс – это живой документ. Он может дорабатываться, с предложениями по его корректировке к уполномоченным может обратиться любой сотрудник, неважно, какую должность он занимает и сколько лет работает в компании. Выслушаем всех и, если предложение полезное, будем учитывать его в работе.