Невидимое и неслышимое Анатолия Кашпировского
В зале темно. На экране – кадры более чем двадцатилетней давности. «…только он мог излечить по телевизору за шесть часов 10 миллионов человек… Кто он? Он –автор уникальных открытий, создатель совершенно нового учения, нового движения человеческой мысли, новой философии, имеющей в своей основе главное – спасение людей и продление человеческой жизни», – голос добавляет загадочности атмосфере, хотя кажется, что это уже невозможно. Музыка становится драматичнее. На сцене появляется невысокий крепкий человек в чёрном. Зал, как по команде, встаёт и взрывается аплодисментами.
Анатолий Кашпировский, невероятно популярный в конце 80-х благодаря своим «лечебным» телесеансам, приехал в Иркутск. Нельзя сказать, что он редкий гость в нашем регионе – в июне психотерапевт три недели выступал в Ангарске. Желающих исцелиться в Приангарье хватает.
– Что ж вы так далеко проехали?! – ворчит женщина на водителя маршрутки. До начала встречи с Кашпировским остались считанные минуты, а до «БайкалБизнесЦентра», где они проходят, от остановки ещё надо дойти. Я тороплюсь следом. На женщине чёрное платье в крупный белый горох, розовые в полоску носочки и розовые туфли, светлые волосы уложены в пышную причёску по моде минимум двадцатилетней давности. Женщин в возрасте в аудитории психотерапевта больше всего, но есть и мужчины, и люди средних лет, и молодёжь. Сегодня зал наполовину пуст, хотя вообще поток страждущих не иссякает, свидетельствуют сотрудники ББЦ. Утренние мероприятия собирают полные залы, уже за полтора часа до начала бабушки выстраиваются в очередь и мужественно стоят под дверью, опираясь на свои тросточки. Кашпировский выступает в Иркутске с 8 по 25 августа. Ежедневно на встречи под названием «Мои невидимые стрелы» в 11 утра и три часа дня можно попасть бесплатно, с 15 августа каждый день проходит дополнительный сеанс в семь вечера, на него билет обойдётся в 500 рублей. Адепты утверждают, что платные процедуры наиболее действенные.
Невысокий человек в чёрной рубашке – Анатолий Кашпировский – выглядит гораздо моложе своих семидесяти пяти, лишь голос чуть выдаёт возраст. Разговор с аудиторией он начинает, не здороваясь.
– Важно понимание людей в зале, потому что непонимание является очень большим препятствием и напоминает следующее: если ты стреляешь из лука, и ты спрятался на дереве, и по ходу стрелы ветка, зацепилась за ветку – стрела потеряла убойную силу, – с ходу объясняет он. – А у нас сколько таких веток?
Самая главная «ветка», по его словам, – «идея погибания и поражения, безволие и слабость, торчащая в голове у всех».
– А кто из вас, дамочки, ни разу не был в гипнозе? – обращается Кашпировский к залу. – Ручку подымите. Запомните раз и навсегда: все люди минимум дважды в сутки бывают в гипнотическом состоянии. Гипнотизёр – усталость, монотонность, скучная лекция, дождливая погода. А все думают, что гипноз – это когда приходит гипнотизёр с бородкой.
Сам Кашпировский от гипноза открещивается и уверяет, что отказался от его применения в своей практике уже давно.
– Берем гипноз сейчас, вот он, – брезгливо поднимает воображаемый «гипноз» двумя пальцами со стола и выбрасывает, – ничего он не даёт. Я с 1964 года на сцене в роли эстрадного гипнотизёра. Вот такие небольшие клубы тоже были, сельские. Но были и стадионы, погранзаставы, тюрьмы мужские и женские, дома отдыха, министерства, институты. Были разные опыты, когда люди на сцене видели то, чего нет, слышали то, что не звучит. Я от этого ушёл, потому что понял – слова ничего не дают. Что ни скажи – тело отвергает, ибо запрограммировано самим Господом Богом не подчиняться уму: рождается ребёнок, у него уже есть программа, как переваривать материнское молоко, как тянуться к материнскому соску и как расти, – всё записано и запрограммировано.
Как тяжело нести крест, когда невежественные журналисты пишут, что в 80-е годы я проводил массовые сеансы гипноза. Хочется в морду дать, извините за такой глубоконаучный термин. Не было это сеансом. Человек чрезвычайно богат, в нём всё есть, вся таблица Менделеева, есть и средство против той болезни, которую организм создал.
Передайте вашим иркутянам, что здесь удлиняется жизнь из-за исчезновения аллергии, аритмии, пороков сердца. Вот он, крик невежества – зияющие в зале пустые места. Они насыщены ложной информацией из СМИ и телевидения. На телевидении сейчас шпана сидит, сколько я от них поимел комплиментов. Сюда смотрите! – резко, без перехода скомандовал Кашпировский. – Кто из вас не видит, что у меня в руке? Руку кверху. Выше! И вот так, туда-сюда помашите, – зал машет, я держу обе свои руки при себе – вижу в горсти у целителя три палочки. – Надоело щуриться? То тут, то там очки ищете? А если сделать, чтобы не было очков? Три минуты вы просто сидите, делать ничего не надо. Вся ваша роль – сидеть в кресле, не хотеть, не стремиться, не желать.
Из колонок полилась фортепианная мелодия.
– Вы спросите, а ты что будешь делать? – речитативом продолжил Кашпировский. – Я буду делать очень важное дело, которое называет «ничего не делать», невидимое, неслышимое. А что? Невидимое и неслышимое. Скажу сейчас, но вы не увидите и не услышите, как я скажу. Сказал. Вы услышали? Есть один способ, чтобы узнать, прав я или не прав. Называется – результат. Когда человек газету читает, а до этого двадцать лет – только с очками. Для уха звучит хорошо. Музыка. Отдайтесь музыке. Не хотеть, не стремиться. Я знаю, это противоречит вам.
Спросите себя, а кто вы? Может быть, начальник большой. Я не разбираюсь в вашем деле. Кто ещё вы? Вы – хороший специалист по компьютерам. Ах, вас смущает мой вид, что я не похож на дядьку Черномора, у которого борода 30 метров, одежда – обыкновенная? А почему он носит чёрное? А какая вам разница, а чего вы белое носите? Люди ищут-ищут, хотят найти, а что лежит в основе? Не одежда, не бородка, не рассказы о себе. Вы умеете делать кровь. Вы умеете делать такие вещества, которые помогают от всяких болезней, но не зна-ете как. А делаете ли? А как запро-граммируют. Я уже складываю палочки. Три минуты всего прошло. Кто из вас не видел, не различал, а теперь видит? Руку поднимите. Выше! Дамы, вы что там, в юбке делаете ветер? Поднимайте над головой. Опустили.
Под аплодисменты я снимаю очки и смотрю на сцену – картинка, как и три минуты назад, тут же расплывается. Кашпировский тем временем уже обещает изменить цвет глаз и рассуждает о меланине и глаукоме, упоминая также одну даму, которая накануне подошла к нему в коридоре и показала оставшуюся с прошлой встречи в другом городе букву «А» на радужке. Жаль, что в аудитории дамы не оказалось. Следующий приказ залу: хорошенько изучить свой цвет глаз с помощью зеркальца и посмотреть в глаза соседу.
– Одна дама говорит: до вас у меня глаза были цвета старых кальсон, а теперь – бирюза. Изменение цвета глаз сложнее, чем телевизионная операция, чем исчезновение пороков сердца. Закройте глаза. Ни звука. Цвет меняется навсегда.
Через три минуты ползала вновь поднимают руки – у них изменился цвет глаз. Мы с соседкой пожимаем плечами – у нас вроде такой и был. Позже в перерыве спрашиваю элегантную женщину лет сорока:
– Вы поднимали руку, у вас действительно изменился цвет глаз?
– Женщины рядом сказали, что глаза стали поярче, – не очень уверенно отвечает она.
Впрочем, цвет тут, оказывается, не главное – тем, у кого в глазах зарождалась глаукома, она теперь не грозит. Кашпировский приглашает на сцену пятерых добровольцев, готовых рассказать о тех изменениях, которые с ними произошли после прежних встреч с ним. Такие находятся быстро. Седовласый мужчина 75 лет говорит о том, как после телепередачи 25 лет назад у него почернели волосы на затылке, эффект держался много лет, но увы, прошёл. Такой пример маэстро не подходит:
– Конечно, если бы вы были сейчас брюнет, мы бы записали.
На сцене оказывается женщина в гороховом платье. После телесеанса в конце 80-х у неё прошли келоидные рубцы.
– У папы была совершенно лысая голова, а когда мы утром встали – у него волосы дыбом, – добавляет она.
Дальше следуют ещё несколько историй телеизлечения детей и взрослых и на сцену приглашаются желающие избавиться от аллергии. Они подготовились, принесли с собой аллергены – кошачью шерсть, пыльцу растений. Кашпировский что-то говорит добровольцу, тот делает три глубоких вдоха и со стуком падает на сцену. Очень быстро к нему присоединяются девушка и женщина в годах, представившаяся научным сотрудником университета.
– Состояние, которое возникает, характеризуется неподвижностью на бесконечно долгое время при сохранении сознания, – поясняет, пока они лежат на сцене, Кашпировский.
– Я всё видела, слышала и понимала, – подтверждает позже девушка. – Падать было не больно – тело как бы сложилось, он меня просто толкнул немного. Дышать стало легче.
Дальше Кашпировский лечит от стенокардии – три минуты на «укрощение строптивого сердца» под романс «Я встретил вас – и всё былое…». Перед пятнадцатиминутным перерывом он как бы невзначай говорит о видеоматериалах, которые можно купить в фойе – «душа вложена в них, очень хорошо работают». Диск можно приобрести за тысячу рублей, фото гуру – за двести. Бабули тут же вновь образовывают очередь. Кто-то подходит с одной тысячной, кто-то протягивает сразу веер купюр. В продаже также книги и соль, которую нужно по крупице добавлять в питьевую воду. Судя по тому, что аренда большого конферец-зала в ББЦ (вместимостью 350 человек), согласно прайсу на сайте, стоит 10 тысяч рублей в час или 50 тысяч в день, а также учитывая расходы на гостиницу и помощников, торговля целебными фото и видео идёт неплохо.
После перерыва – лечение от храпа. Неудержимо клонит в сон. Дальше – болезни мочеполовой сферы. Тут пригодились фотографии – тем, кто на них раскошелился. Лик целителя надо приложить к больному месту – картинка не «заряжена», но поможет психологической привязке, уточнил Кашпировский. Свет в зале погасили. Речь его стала отрывистой и бессвязной. Финальная музыка.
– Сегодня день был очень успешный. Всего хорошего вам, – закончил выступление психотерапевт. Исцелённые потянулись на выход.
комментарий
Мария Базлова, психолог:
– О чём говорит «ренессанс» Кашпировского? Это очень интересный вопрос, ведь в последнее время вновь популярен стал не только Кашпировский, но и многие другие «целители», опирающиеся на сомнительные, с точки зрения науки, методы: астрологи, космоэнергеты, гадатели на рунах, ведические проповедники. Возможно, дело не столько в Кашпировском, сколько в потребности людей. Некоторые психологи и философы говорят о кризисе рациональности в современном обществе. Возможно, люди хотят быстрого и простого чуда. Чтобы сказал кто-то волшебные слова и всё сразу стало хорошо. Возможно, кем-то движет отчаяние, ведь когда официальная медицина не обещает излечения, люди пробуют все методы: признанные и непризнанные наукой, поддающие какому-то здравому объяснению и не поддающиеся. И такие потребности – не только у людей старшего поколения.
С точки зрения психологии действия Кашпировского сложно назвать психотерапией, так же как не назовешь психотерапией действия шамана или экзорциста. В психотерапии предполагается, что человек должен сам проделать определённую душевную работу, а не просто выслушать чьё-то внушение. Здесь сразу поднимается несколько сложных тем. Может быть, он и шарлатан, не обладающий какими-то «сверхчеловеческими» способностями, но если он может убедительно говорить об исцелении, то некоторым людям это действительно может помочь. Например, описаны случаи исцеления после прикосновения к религиозной святыне, что это – шарлатанство или включение механизмов саморегуляции? Мне кажется, что главный недостаток таких методов – не в их ненаучности, а в том, что людям свойственно увлекаться, не думать, слепо следовать написанному или сказанному, становиться фанатиками, которые больше не управляют своей жизнью сами.