издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Диспансеризация на «особом участке»

Если в этом году вы достигли возраста, который делится на три, значит, настало время отправляться на диспансеризацию в поликлинику. Вот уже несколько лет идут по стране массовые осмотры, которые раз в три года должен пройти каждый. А в дом-интернат для инвалидов и престарелых, что в иркутском микрорайоне Ново-Ленино, врачи приезжают сами. Здоровых здесь нет, а дойти до поликлиники самостоятельно местные обитатели часто не в силах.

Ежегодно в области подлежит диспансеризации около 300 тысяч человек. Но проходят её всего-то около 50–60 тысяч. Для медиков это проблема, потому что таким образом многие из нас, пациентов, упускают шанс обнаружить заболевание в начальной стадии, когда оно легко поддаётся лечению или коррекции. Чаще всего по итогам таких профилактических обследований выявляют онкологические заболевания на ранней стадии, сахарный диабет, функциональные расстройства. 

– К сожалению, у нас в больницу не принято ходить, пока не станет совсем уж плохо. Это неправильно, и нужно эту психологию менять, – говорит заместитель председателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова, которая специально приехала в Ново-Ленино посмотреть на ход диспансеризации.  

Государство подумывает о том, чтобы менять вредную для здоровья своих граждан психологию не только убеждением, но и рублём. Например, если с вами что-то случилось и вы попали в больницу, а в карте нет отметки о пройденной диспансеризации, за лечение придётся платить. Пока это лишь разговоры, которые ведутся на съездах врачей, но сами врачи считают такие методы вполне справедливыми. И приводят в пример западные страны, где давно  действует подобная модель. 

Самое горячее время у врачей, которые специализируются на диспансеризации, приходится на осень и начало зимы. В летние месяцы люди стараются в больницы не заглядывать. Именно поэтому врачи городской поликлиники № 8 стараются выехать в имеющиеся на подведомственной территории объекты именно летом. А Ново-Ленинский дом-интернат является для них дополнительным «седьмым участком» уже много лет. 

Диспансеризация здесь, как и везде, проводится в два этапа. Первый, общий этап, подразумевает анкетирование и проведение скрининговых исследований. На втором этапе подключаются узкие специалисты по показаниям – окулист, эндокринолог, кардиолог, терапевт, уролог, врач функциональной диа-гностики и так далее. Как правило, серьёзные заболевания выявляются уже на первом этапе, и пациента направляют к профильному специалисту. 

– Бытует мнение, что в поликлинику не попадёшь, людей отпугивают очереди, – отмечает главный врач городской больницы № 8 Жанна Есева. – Но я хочу уверить, что никаких очередей на диспансеризацию нет. 

В поликлиниках, как правило, работают специальные кабинеты, в которых принимают только тех, кто пришёл на диспансеризацию. Первый  этап  процедуры и вовсе проходит по принципу «одного окна», когда все скрининговые исследования проводятся  в одном кабинете. Сделано всё это для того, чтобы «развести потоки» хронических больных, которые и без того регулярно посещают больницы, и людей, вечно занятых на работе и в своём распоряжении имеющих только обеденный перерыв. В этом году в больнице № 8, в состав которой входит и поликлиника, должны пройти диспансеризацию 13 тысяч человек. 

На сегодняшний день выполнено 65% плана. Однако впереди осень; как показывает практика, именно на эти три месяца приходится пик обращений. 

– Думаю, мы план выполним, – говорит Жанна Есева. – Главное, чтобы люди понимали, что они должны прийти, а мы обязаны их принять. Пока у нас такого понимания нет. Поэтому мы ходим, клеим объявления на подъездах, обзваниваем своих пациентов, зовём. 

Пациентов из дома инвалидов врачи знают не один год и состояние каждого из 150 человек, которые здесь проживают,  могут оценить в динамике.  

Например, Анну Петровну Щапову многие врачи знают в лицо, помнят все её болячки. А как иначе, если она живёт здесь уже девять лет и может назвать себя старожилом. Женщина приехала сюда из Саян-ска, много лет проработала  на Саянскхимпласте, потом перешла в торговлю. После операции на тазобедренном суставе стала ходить сначала с тросточкой, а потом и с костылём. К врачам приходится обращаться частенько. Через неделю Анне Петровне исполнится 77 лет.

– Конечно, хорошо, когда врачи приезжают сюда, – говорит Анна Петровна. – Но и нас в поликлинику в любое время могут отвезти. Там проводят, помогут раздеться, подняться по лестнице. Я вообще думаю, что мы тут живём даже лучше, чем многие и многие – в родных семьях. 

Раньше Анна Петровна увлекалась вышивкой, любила читать, а теперь глаза стали не те, подводят. Зато круг общения остаётся широким, и одинокой себя она не чувствует. Лучшая подруга, с которой жили в одном городе, придёт на помощь и днём и ночью. Вообще-то у Анны Петровны четверо детей, но все живут далеко, один сын в Израиле, другой в США, а двое – на Донбассе. 

– Донбасс – это моя родина, – говорит Анна Петровна. – Там я родилась, там и двое детей остались. Они далеко от тех мест, где идут бои, но за детей всегда боишься. И в Израиле неспокойно, и на Донбассе тоже страшно. Но ничего, живём. 

В комнатах здесь проживают  по одному или по двое. Попасть в дом-интернат достаточно сложно, только в порядке очереди, которую формирует региональное министерство социальной защиты, опеки и попечительства. Большая часть пенсии, а именно 75%, зачисляется на счёт учреждения, остальную сумму пенсионеры получают на руки, это их личные деньги. Людей это устраивает, ведь за эту сумму они получают полное обеспечение от государства. 

Не стоит думать, что все обитатели дома-интерната сплошь пожилые люди. Хотя, конечно, таких большинство. Самому пожилому, например, исполнилось 92 года, это местный долгожитель. Но есть и молодые люди, которым всего 22-23 года. 

– Одна девушка попала к нам с тяжёлой  травмой, полученной в автокатастрофе, – говорит главный врач дома инвалидов Ирина Борисова. – Первое время вообще была лежачая. Но потом прошла курс реабилитации, пересела в инвалидную коляску. Сейчас работает у меня секретарём и ведёт очень активный образ жизни. Ездит с друзьями на сплавы на байдарках, на какие-то слёты, конференции. 

Конечно, всё это возможно благодаря Интернету. Ирина Борисова говорит, что окружающие только радуются, если человек живёт полной жизнью несмотря на пережитую катастрофу. Для соседей это пример стойкости духа, который все-гда перед глазами. 

– Рядом с такими людьми стыдно жаловаться на жизнь, – говорит местный волонтёр Надежда. Вот уже несколько месяцев женщина приезжает сюда несколько раз в неделю из Первомайского, чтобы погулять и просто пообщаться с бабушками и дедушками, которые не передвигаются самостоятельно. Надежда здесь не единственный добровольный помощник. Только говорить о себе эти люди не очень любят. Просто делают то, что могут.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры