издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свистать всех наверх!

В Иркутске прошли соревнования по детскому парусному спорту

После многолетней работы в советские и первые постсоветские годы детская секция при иркутском яхт-клубе «Исток» на долгие годы прекратила своё существование. И лето 2014 года в какой-то степени стало пусковым – в июле была набрана группа из 14 детей. С ребятишками проводили теоретические и практические занятия, а финальным аккордом стали небольшие соревнования в тёплом заливе реки Ангары. Как оказалось, ставить крест на компьютеризированном поколении современных детей не стоит. Их всё так же интересует всё живое и настоящее: попутный ветер и та неповторимая романтика, что сопровождает яхтенное дело, никого не оставили равнодушными.

Небольшой лагерь был разбит на берегу залива, на территории яхтенного клуба «Исток», что за Ново-Разводной. Яхт-клуб был организован в 1981 году как яхт-клуб Сибирского отделения Российской Академии наук. А  первым детским тренером  в секции стал Максим Скоморовский. Сегодня он известен в Иркутске как руководитель танцевального клуба «Академик» ИрГТУ. Другое страстное увлечение Максима Скоморовского – яхтенный спорт. Этот увлечённый человек построил яхту своими руками. Она получила имя «Горыныч», но пока не готов парус и яхта пришвартована в клубе. 

Из детской секции яхт-клуба «Исток» вышла как минимум половина реально работающих сегодня капитанов больших яхт. Последний выпуск детской секции, давший сразу двух рулевых второго класса, был выпущен в 1998 году. 

– Из того моего выпуска вышло два очень сильных капитана, яхтсмены от Бога, которые могли выиграть гонку даже на очень нехорошей яхте, – вспоминает Леонид Борисович Демьянович. – Когда они были в детской секции и ходили на «Лучах» («Луч» – это класс юношеского гоночного швертбота), я всегда знал, кто придёт четвёртым, кто третьим, а они делили между собой первое и второе место в последней гонке серии. То есть приходили с разрывом в два корпуса лодки, в пол-корпуса лодки, после чего можно было, не торопясь, выпить чашечку кофе и принять финиш третьего участника. Всегда они выбивались вперёд с огромным отрывом.

После 1998 года детская секция при яхт-клубе ещё какое-то время существовала, но официальных выпусков уже не было. Перерыв вышел внушительным – дольше, чем в 10 лет. Этим летом решено было возобновить доброе, нужное и интересное дело.  

– Сначала мы учили теорию, изучали направления и курсы ветров – левентик, галфинд, бакштаг и фордевинд, – делятся своими впечатлениями иркутские школьницы Маша Фомина и Вероника Семёнова. – Затем все повороты мы отрабатывали на суше. Ещё нас опрокидывали в воду, мы тренировались, что делать и как действовать, если яхта вдруг перевернётся. Классно было! Потом мы выходили с тренером на швертботе, а затем уже нас отпускали экипажами по два человека. Первый раз было страшно, если честно, особенно при наклонах и поворотах. Но у нас есть счастливые жилеты, в которых никогда не утонем. И ещё мы считаем, что они помогают нам выиграть. 

«Максим Валерьевич познакомил нас с разными деталями яхты и швертбота, рассказал, чем они отличаются друг от друга, – рассказывает другой школьник, Михаил Фомин. – На следующий день мы вооружили один из швертботов, Максим Валерьевич сначала сам на нём походил и проверил его на прочность, затем вернулся и сказал, что завтра мы уже будем выходить на воду». Ребят разделили на несколько экипажей, несколько дней они просто тренировались, потом пробовали ходить в режиме гонок. «За 3 дня до регаты все начали волноваться. Нам всё очень понравилось, были прекрасные вожатые Маргарита и Александр, и ребята в лагере отдыхали классные, я буду по всем скучать. Хотелось бы повторения такого лагеря в следующем году, очень хочется выйти на воду на швертботе снова», – вспоминает Михаил.

– Ребята занимались всего ничего и реально они ещё очень неопытны, – отметил Леонид Демьянович. – Поэтому допускается вмешательство тренеров в ход гонки. Но старт и финиш принимаются как положено, как на настоящей регате. Суть соревнований заключается в следующем: яхты стартуют по сигналу. Так как пока у нас два «живых» швертбота, мы не могли провести соревнования строго по яхтенным правилам. Поэтому гонка начинается с четверть финала, прямо как в бальных танцах; потом экипажи, ставшие первыми, соревнуются между собой в полуфинале и в конце остаются два сильнейших, которые и разыгрывают первое место. И да, в яхтинге не бывает понятия «на время». Ветер то усиливается, то слабеет, и сравнивать разные пары, прошедшие  в равное время одну и ту же дистанцию, во времени бессмысленно.  

По словам Леонида Демьяновича и Максима Скоморовского, детская смена просто необходима, так как любому делу требуется вливание свежей и молодой энергичной крови. Ну а яхт-клубу рано или поздно придётся пережить смену поколений, без воспитания молодёжи это неосуществимо.

– Как это компьютерное поколение относится к живому, настоящему, ко всей этой прекрасной романтике ветра, парусов, солнечных бликов на воде? – поинтересовались мы у Максима Скоморовского. 

– Раньше для многих компьютер был экзотикой, а сейчас всё это для них экзотика. Но экзотика интересная и нужная. Дети только на второй день поняли, что яхты связаны с ветром и всё в этом деле привязано к ветру. Но они всё же разобрались. Особенно блестяще себя проявили девчонки, очень хорошо у них с парусами дело пошло.  

– На ваш взгляд, какие физические качества и черты характера может выработать парусный спорт?

– В первую очередь внимательность и ответственность, что в любых ситуациях неплохо, – отвечает Леонид Демьянович. – Кстати, знаете ли вы, что управлять яхтой гораздо сложнее, чем ездить на автомобиле? Потому что факторов управления в разы больше. Для машины не существует встречного ветра, здесь же вы должны учитывать и ветер, и свойства лодки, и уметь управлять несколькими парусами одновременно. Если один парус работает несогласованно с другим, то и лодка будет плыть как попало. Такое чувство ветра и интуиция для яхтсмена предельно важны. Ну и физическую закалку ребята в лагере получили, а также хороший заряд здоровья. 

В целом парусное дело в Иркутской области развивается – проходят достаточно интересные гонки, появилось много спортивных судов. Сегодня многие взрослые состоявшиеся люди владеют яхтами и участвуют в соревнованиях. 

– Во времена советской власти на Байкале мы имели исключительные возможности для занятий парусным спортом, – вспоминает Леонид Демьянович. – Мы могли уходить в многодневные гонки, не спрашивая разрешения погранслужб, тогда как в приморских городах ребята должны были за 8 месяцев до старта согласовывать список участников с КГБ, время старта и время возвращения и прочие параметры, которые на яхте предсказать безумно сложно. А у нас были другие возможности. И в 1982 году я как-то забежал в редакцию журнала «Катера и яхты», со мной даже разговаривать сначала не хотели, вскользь бросили вопрос: «Ты сколько миль в прошлом году привёз?» А услышав ответ – 500–600 – обалдели. И разговор пошёл уже по-другому. Так что Иркутск – вполне яхтенный город. Недаром Артур Иванович Франго, объехав как телеоператор все приморские города, выбрал Иркутск, переехал сюда, перешёл на работу в студию кинохроники и построил здесь целую серию яхт. 

В наполеоновских мечтах яхт-клуба «Исток» – ремонт оставшихся швертботов, тогда с детьми можно будет заниматься более системно и масштабно. 

– Желание продолжать детское дело есть. Из 12 швертботов мы всего два восстановили.  Паруса нам обещали бесплатно отремонтировать. А с корпусами сами справимся – нужно будет пошкурить, с рубанком и топорами постоять, там работы на месяц, – улыбается Максим Скоморовский. – А дело это важное, интересное и перспективное. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры