Летнее чтиво
Михаил Жванецкий – «Южное лето (Читать на Севере)»
Год издания: 2014.
Издательство: «Эксмо».
Михаилу Жванецкому в этом году восемьдесят лет. Он успел собрать все возможные награды – от почётного гражданина города Одессы до Народного артиста Украины и Народного артиста России. Каждый, кто спрашивает, пишут ли что-нибудь члены Союза писателей вообще, может взять книгу Жванецкого и открыть на любой странице. Читается как сборник анекдотов. Им и является. Не только им и является, конечно. Это сборник рассказов, зарисовок, метких выражений, старых шуток. Настолько старых, как Райкин. И как раки – сегодня, мелкие, но по три и вчера, крупные, но по пять. Какие-то тексты датируются 2010 годом. И исключительно все – про лето, жаркое лето в Одессе, на море, на песке, под палящим солнцем. «И вдруг совершенно неожиданно, среди дождя и грязи, среди незнакомых свирепых людей, среди отсутствия денег и большого количества долгов, оказался я с хорошим настроением и приятными воспоминаниями». Спешите видеть.
На голодный желудок – не читать. Иначе есть опасение, что холодильник окажется без стратегических запасов в считанные минуты. На больную голову – не читать. Ну, разве что одним глазком. В час по чайной ложке. По строчечке, настраивая внутренний голос под интонацию Михаила Жванецкого. Даром что написано выразительно, с акцентом, со специфическим одесским говором, просто сиди и читай. Бери и читай, всё же написано. «Женщины живут дольше, мужчины – интереснее». И доказательство на три страницы крупным шрифтом через три пробела. Дюма платили за строчки, он и писал диалогами. Здесь тоже не густо, не россыпь слов на лист, не копи царя Соломона, всё тщательно взвешено и выдаётся как в аптеке, по каплям. Микстура «смех продлевает жизнь», мазь от ушибов «сарказм опасен для здоровья», – у Михаила Жванецкого всё найдётся, за словом в карман не лезет. Всё уж написано – бери и читай. «Что связывает меня с Украиной? Как люди здесь живут, вы знаете лучше меня. А хоть дурная, но стабильность. Хоть партий много, а фашистов нет. Войн нет». Ясно, что для составления сборника, для сдачи в печать нужно какое-то время. Может, год. И дата выпуска книги – 2014 – при этом смотрится как ошибка, хотя конечно, всё верно. «На вопрос, что меня связывает с Украиной, хочется ответить: «А что вас связывает с родителями?» Откуда я знаю? Что-то связывает». Читать, обязательно читать, всё верно. Читать про ничем не замутнённое лето, хлёсткий юмор, своеобразный язык, нестерпимо выразительный запах еды и непередаваемо красивых женщин. Читать про южное лето в Одессе, вычёркивая последние летние дни в календаре.
«Если в артель портовых грузчиков попадал нежелательный человек, двое клали ему мешок на спину на один сантиметр ниже и он его, подбрасывая, поправлял.
К концу смены он падал от усталости.
Он не мог понять, что прежде, чем хватать мешок, надо наладить отношения».
Владислав Дорофеев – «Яндекс Воложа. История создания компании мечты»
Год издания: 2013.
Издательство: «Альпина Паблишер».
Аркадий Волож – генеральный директор «Яндекса», ему 50 лет и у него такие же усы, как у буквы «Я» на обложке этой книги. Если бы существовал предмет «История компании Яндекс», то у Владислава Дорофеева к нему готов конспект лекций: книга «Яндекс Воложа. История создания компании мечты». Текст напоминает старательный реферат вдохновлённого, но не семи пядей во лбу отличника. И как это принято в современной бизнес-литературе, в нагрузку к основному тексту даётся обширный дополнительный материал: терминологический словарик, список ярких цитат, выдержки из официальных документов и ранних интервью. Автор хорошо поработал с открытыми источниками, чтобы не упустить ни грана исторических событий. Про чересчур сухое изложение так и хочется сказать «просто добавь воды». Но нет, автор не хочет брать читателей за живое, ему ведь нужно с хронологической точностью восстановить события, он лучше повторит то, что уже сказал, а затем ещё раз, но другими словами. Обо всех участниках событий за всю историю компании говорит так аккуратно, как будто от каждого из них зависит счёт в банке и карьерный рост. Работая в стиле «вежливой редакции», любой теряет остроту, горечь, соль, оставляя место лишь слащавому поддакиванию и елейному благоговению.
Книга, приторная и пресная, как агитка, тем не менее, остаётся складом занимательных фактов об истории самой крупной российской интернет-компании. Многие ли знают, что «Яндекс» стал инициатором и спонсором открытия бесплатных двухлетних курсов по анализу данных в сотрудничестве с МГУ, МФТИ и Высшей школой экономики? Образовательный проект называется «Школа анализа данных», среди лекторов – известные учёные, мировые имена – например, профессор Алексей Червоненкис, а также автор самого известного учебника по статистике академик Альберт Ширяев. Одних преподавателей отыскали в России, других за границей. «Яндекс» платит им достойные деньги – как в Евросоюзе или США. В итоге появились бесплатные вечерние курсы, которые готовят специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из Интернета: для проведения научных разработок и участия в прикладных проектах «Яндекса». Как однажды метко сказал сам Волож, «Мы начинали как группа друзей. Но с 2000 года друзей для закрытия вакансий уже не хватает». И благо-творительный проект в сфере образования уже не кажется таким благотворительным, а становится инвестиционным.
История появления названия – «Яндекс» – широко известна, но тоже рассказывается подробно, история о том, что все дизайны «Яндекса» – дело рук Артемия Лебедева, тоже популярная информация и тоже есть в тексте; немалое место отводится и под информацию о том, что такое вообще поиск в Интернете и поисковые машины. Автор не чужд популяризации общеизвестной информации. Иногда нагнетает сказочной патетики: «Каждое мгновение роботы-пауки «Яндекса» сканируют пространство Сети в поисках новых сайтов, чтобы зафиксировать, словить и скопировать их в справочную базу данных», так и ждёшь, что из-за угла появится муха-цокотуха. Но тут посреди горы известных фактов находятся неопознанные и занятные: как разработчики поначалу тренировались на текстах Библии, что такое поисковые платформы «Рейкьявик», «Калининград» и «Дублин», сколько процентов пользователей читают сайты на английском языке (всего 8%), а также почему проект «Яндекс.Маркет» – один из самых прибыльных.
Семнадцать лет назад весь российский сегмент интернета умещался на серверах объёмом 3 гигабайта, а в 2012 г. один только «Яндекс» обогнал «Первый канал» российского телевидения по аудитории на один миллион человек. Времена меняются, иногда полезно прочитать, что же стояло у истоков всего, что для нас привычно сейчас. Книга Дорофеева хоть и не станет бестселлером, но всё же даст возможность посмотреть сверху на огромную империю под названием Рунет.
«Осенью 1993 г. появилась первая версия программы Яndex (Yet another indexer – «Ещё один индексатор»), дающая возможность включения в поиск быстрого и удобного индексатора. «Мы продолжали работать над усовершенствованием системы поиска в русскоязычных текстах. Было решено придумать броское название для этой системы. Я долго ломал над этим голову. Писал разные слова, так или иначе связанные с нашей системой. Так я дошел до Yet another indexer, это выражение по смыслу означало “языковой индекс”. А уже Аркадий придумал заменить в слове index первую букву на русскую “Я” – указание на то, что система связана с русским языком», – реконструирует прошлое Сегалович».
Чарльз Сейфе – «Ноль. Биография опасной идеи»
Год издания: 2014.
Издательство: «АСТ».
Судя по всему, Чарльз Сейфе – любитель преувеличивать и нагнетать священный ужас. Книгу о цифре ноль он пишет так, как написал бы суеверный человек про цифру тринадцать, с огоньком и душевным трепетом. И ведь повествование не выходит за границы математики, истории, физики и астрономии. Впечатлительный автор не будет скучным, хотя временами кажется смешным, что не на пользу научно-популярной литературе, если не «так и было задумано». С интонацией рассказчика, поздней ночью пугающего малых детей историями про «чёрную-чёрную руку», Чарльд Сейфе поведает об Архимеде и Пифагоре, Эйнштейне и Паскале, Брунеллески и Декарте, о кротовых норах и теории струн, времени Большого взрыва.
История возникновения цифр более чем интересна. До появления арабских цифр при денежных расчётах приходилось пользоваться абаком или счётной доской. Немцы называли счётную доску рехенбанк, поэтому мы называем финансовые учреждения банками. «Пифагоровы штаны», известные каждому школьнику, вовсе не были открытием Пифагора, а прославился среди современников он тем, что открыл музыкальные гаммы. Аристотель проектировал непревзойдённые военные орудия: катапульты, метавшие камни, мощные краны, которые захватывали римские корабли, поднимали вверх и опрокидывали в воду, и зеркала, отражавшие солнечный свет и поджигавшие суда противников. Кеплер работал на виноделов. Эйнштейн долгое время боролся с безработицей. И на научные изыскания каждого из них сильно, иногда революционным образом, влиял именно ноль. Кто-то его не принимал, кто-то впервые включил в расчёты, кто-то добавил на картину в виде бесконечно удалённой точки, изобретя перспективу. Вроде бы только майя включили ноль в свои календари (и у них-то точно не стоял бы вопрос, когда именно праздновать начало нового тысячелетия – в 2000 или 2001), а остальным пришлось долгие века идти к пониманию того, что ноль и бесконечность имеют полное право на существование.
В книге есть приложение со сборником логических диковинок, благодаря которым каждый читающий сможет доказать, что Уинстон Черчилль был морковкой, 1 + 1 = 42, а из этого вывести, что Эдгар Гувер был инопланетянином, Уильям Шекспир – узбеком и даже что небо – в горошек. Знаменитый парадокс с Ахиллесом и черепахой тоже разбирается наиподробнейшим образом. Среди не таких распространённых примеров применения нуля – мечты о создании квантового паруса, с помощью которого можно будет путешествовать в космосе, не растрачивая топливо. Неплохая книга об истории цифр и развитии науки.
«Итальянские купцы обожали арабские цифры. Они позволяли банкирам избавиться от счётных досок. Впрочем, если деловые люди видели пользу арабских цифр, то местные правительства их ненавидели. В 1299 году во Флоренции арабские цифры были запрещены. Предлогом было то, что эти цифры легко менять и подделывать. (Например, ноль можно было обратить в шестёрку простым росчерком пера.) Однако от преимуществ ноля и других арабских цифр было не так легко отделаться; итальянские купцы продолжали использовать их и даже пользовались для передачи закодированных сообщений. Так от слова «цифра» произошло слово «шифр» – секретный код».