Семинар для борьбы с «граблями»
Иркутские журналисты на старте масштабной избирательной кампании смогли задать вопросы о тонкостях избирательного права главе облизбиркома Эдуарду Девицкому. Избирательная комиссия совместно с региональным отделением Союза журналистов 6 августа организовали семинар «Участие СМИ в информационном обеспечении региональных и муниципальных выборов». Организаторы уверены, что эта встреча поможет редакциям снизить количество нарушений и ошибок во время избирательного процесса.
– Последние несколько лет подобного общения членов избирательной комиссии с журналистами не было. Союз журналистов предложил перед выборами провести семинар, и мы сразу поддержали эту идею, – рассказывает председатель Избирательной комиссии Иркутской области Эдуард Девицкий. – Несмотря на то что избирательное законодательство меняется, в правилах агитации серьёзных изменений нет. Но зато меняются журналисты: опытные сотрудники уходят, приходят новые люди и раз за разом наступают на одни и те же грабли. Программа, которую мы составили, охватывает все основные аспекты деятельности СМИ в избирательной кампании. Мы постарались в два часа уместить всё то, что хотели бы донести до журналистов, ведь они люди занятые, и времени у них мало. После выступлений присутствующие могли задать интересующие их вопросы.
На два часа сотрудники иркутских СМИ стали студентами – аудиторией для них послужил актовый зал здания администрации Иркутска, а лекторами выступили члены областной Избирательной комиссии. Дисциплина на занятии была идеальная – все «студенты» боялись упустить что-то важное. Лекторы говорили о правилах размещения агитационных материалов в печати, на телевидении и радио, объясняли, какую ответственность понесут сотрудники СМИ, если будут пренебрегать законодательством об информационном обеспечении выборов. Но самым главным был вопрос о различии информирования и агитации. «В информационном обеспечении выборов есть огромный подводный камень – информирование избирателей и агитация. Для СМИ очень важно разграничить эти понятия, поскольку несоблюдение требований в сфере предвыборной агитации является основанием к привлечению к административной ответственности», – пояснила начальник правового отдела аппарата избирательной комиссии Иркутской области Марина Штурнева.
Второй «подводный камень» – несоблюдение журналистами сроков, установленных законодательством. «За 28 дней до выборов начинается агитация, СМИ в это время вправе предоставлять платную печатную площадь и эфирное время, но некоторые из них не могут этого сделать, потому что вовремя не опубликовали расценки. По закону расценки печатаются в течение 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, – говорит Штурнева. – Но наши СМИ просыпаются только к завершению этого срока, вот тогда начинаются постоянные звонки. Это ещё ничего, ведь порой находятся те, кто звонит через 2-3 дня после положенного срока».
Организаторы отмечают, что в целом наши журналисты неплохо подкованы в знании норм избирательного процесса. «Правила существуют 10 лет, все журналисты имеют о них представление, и в любой более-менее крупной компании есть юристы. Практика последних лет показывает, что количество нарушений СМИ агитационного законодательства невелико. Это говорит о хорошей подготовленности редакций. А ошибки журналисты совершают по двум причинам: «Не знаю, спросить не хочу» и «Хочу заработать денег». Некоторые из них деньги, конечно, зарабатывают, но потом на разбирательства в суде тратят гораздо больше», – уверен Эдуард Девицкий.
Впрочем, до суда дело может дойти в том случае, если недочёт заметят в Избирательной комиссии, а реагирует она только на жалобы. «При освещении предвыборной агитации в СМИ редакция – это основной субъект, который контролирует законность агитационного материала. Комиссия работает только по жалобам, у неё нет возможности контролировать каждый агитационный материал», – прокомментировал ситуацию консультант правового отдела аппарата Избирательной комиссии Иркутской области Сергей Хвалев.