издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Траектория градостроения

На этой неделе строители отмечают свой профессиональный праздник

У наших строителей стало доброй традицией накануне своего профессионального праздника подводить итоги прошедшего полугодия, делиться планами на завтрашний день. О том, как складываются дела на городских новостройках, в беседе с корреспондентом нашей газеты рассказывает заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов.

– Евгений Аркадьевич, насколько вас устраивают достигнутые показатели в работе строительного комплекса?

– В 2013 году с учётом индивидуальных жилых домов было введено 509 тысяч квадратов жилья. Нынче, согласно заключённому с министерством строительства и дорожного хозяйства Иркутской области соглашению, город должен ввести 484 тысячи квадратных метров. Это цифра плановая, она касается лишь объектов комплексной жилой застройки, если добавить индивидуальную, то, думаю, мы превысим прошлогодние показатели. 

– Согласно программе Минстроя и ЖКХ «Жильё для Российской семьи» на 2014 – 2017 годы, в стране должно быть построено 25 миллионов квадратных метров жилья, в том числе миллион квадратов в Иркутской области. И ещё. К 2020-му в соответствии с поручением президента РФ мы ежегодно должны строить по одному квадратному метру на человека в год. Есть ли надежда, что справимся с этими задачами? 

– Иркутск неукоснительно движется к заветной цифре – строить квадрат на одного жителя в год. Кстати, сегодня вводим 0,8 квадратного метра на человека. Мы являемся пионерами среди городов комплексного развития застроенных территорий, не случайно к нам едут перенимать опыт из других регионов. Всего в городе определено 43 таких территории, полдесятка из них уже разыграно, сформированы границы, имеются реальные инвесторы. Больше того, мы можем видеть, как Ассоциация застройщиков города Иркутска ведёт реальное строительство на улице Депутатской. По остальным площадкам идёт отселение жилых домов. 

Для города застройка территорий позволяет «убить двух зайцев». Во-первых, мы избавляемся от ветхого и аварийного жилфонда, которого на данный момент ещё достаточно, решить эту проблему за счёт бюджетных средств сложно. Этот же механизм позволит привлечь инвесторов для решения как социальной, так и градостроительной проблемы. На месте ветхой застройки появятся современные микрорайоны. Это заметно на улицах Депутатской и Пискунова, где работы ведёт ООО «Высота».

Следующий микрорайон запланирован по улице Розы Люксембург в Ново-Ленино. Уже определены его границы, в ближайшее время будет проведён конкурс на застройку. Ещё один инвестор осуществляет подготовку строительной площадки, в том числе расселение жилых домов, на улицах Якоби и Мухиной. 

– Многих беспокоит вопрос строительства социальных объектов в новых микрорайонах. Ассоциация застройщиков приступила к реализации проекта в Октябрьском районе, расселяет жителей, сносит старые дома, возводит новые блок-секции, а про социальные объекты словно забыли. Подобная ситуация и в других районах. А как обстоят дела с детскими садиками и школами в целом по городу?

Иркутск является пионером среди городов комплексного развития застроенных территорий

– В этом году мы сдаём четыре новых детских садика: три по 220 мест и один на 110. А ещё четыре пристроя по 140 мест каждый. Всего дополнительно получим 1320 новых мест. На следующий год запланировано строительство пяти новых садиков и 10 пристроев. При этом три новодела будут по 350 мест, что впервые в Иркутске. Думаю, к 1 января 2016 года очередь для детей в возрасте от 3 до 7 лет будет ликвидирована.

Не менее актуальной является проблема со школами. В этом году должны выполнить проектные работы на 900-местную школу на въезде в Юбилейный. Проектируем здание пристроя для начальных классов к школе № 66 в Рабочем, ведутся подготовительные работы (расселение жильцов) под новую школу на Депутатской. Под ряд объектов, в том числе на территории Университетского и Академгородка, формируются земельные участки. В Университетском идёт передача земельных участков в муниципальную собственность под строительство садика и школы. Там есть возможность возвести полноценную школу на 1000 мест. В следующем году будем её проектировать. Планируется также строительство школы в микрорайоне Лесной.

Неплохие подвижки и по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов. Нынче сдали в эксплуатацию ФОК с плавательным бассейном в Ново-Ленино, сейчас начинаем строительство подобного в Юбилейном, а ещё будем объявлять конкурс на строительство плавательного бассейна на Синюшиной горе. 

– Одним из главных факторов, сдерживающих рост показателей по вводу, является отсутствие оснащённых инженерной инфраструктурой земельных участков. Есть ли подвижки в этом направлении?

– Есть, и очень серьёзные. Совместно с правительством Иркутской области мы добились того, что попали в целевую федеральную программу «Охрана озера Байкал». В данной программе предусмотрено финансирование реконструкции правого и левого берегов Ангары, очистных сооружений. Рассчитана программа до 2020 года, на данные объекты выделено порядка 12 миллиардов рублей. 

Очистные сооружения – это знаковый для Иркутска объект, который заложит фундамент в жилищном и социальном развитии города и прилегающих районах, будет положительно влиять на экологию Байкальской природной территории. Сейчас проект находится в Главгос-экпертизе в Москве, в сентябре надеемся получить положительное заключение, провести процедуру по определению подрядчиков и в этом году уже начать работы. Разработана также схема водоснабжения и канализования, которая обеспечит развитие строительства в Иркутске и его окрестностях. 

– Евгений Аркадьевич, Ангара – это трамплин для развития водного вида спорта, экологического и делового туризма. У нас же береговая линия, которая могла бы стать украшением Иркутска, закрыта речным портом, железной дорогой, промышленными объектами. Даже гребной канал, который значился в проекте Академического моста, не могли отстоять. Какие изменения по набережной можно ожидать в ближайшее время?

– Денежные средства на её проектирование имеются, решается вопрос о выделении земельного участка для осуществление проекта по берегоукреплению и благо-устройству верхней набережной от плотины ГЭС до бульвара Постышева. В этом году будут выполнены проектные работы, что даст шанс на привлечение денег из федерального бюджета.

– Как повлиял на работу городских строителей созданный при администрации Иркутска градсовет? 

– В этом году градсовет обрёл второе дыхание, чему в немалой степени поспособствовал Союз строителей Иркутской области. При градсовете организованы три секции: градостроительная, архитектурно-художественная и инженерно-транспортная. 17 июля состоялось заседание градсовета, на котором подведены итоги работы за первое полугодие, разработан и утверждён план на второе полугодие. Считаю, что это площадка, на которой нужно обсуждать градостроительные вопросы, внешний вид города, его инфраструктуру и так далее. 

К примеру, вопрос об инженерно-транспортной структуре города, организации парковочных мест рассматривался несколько раз. Сейчас идёт работа по резервированию участков под скоростные магистрали, в том числе южный обход Иркутска, который соединит Свердловский район с Ленинским. Это новая скоростная магистраль со строительством второго мостового перехода через Иркут.

Проведён анализ и прорабатывается широкий комплекс мероприятий по парковкам – многоуровневым и плоскостным, с тем чтобы максимально исключить въезд транспорта в центр города. Речь идёт об устройстве платных парковок по опыту Москвы. Проблема особенно актуальна для находящихся в центре города вузов. Студент приезжает на занятия, ставит машину на целый день, а вечером уезжает. Если он будет за парковку платить, то поедет на общественном транспорте. 

Определены места под многоуровневые и подземные парковки. Одна из них появится под сквером имени Кирова. Уже есть ряд проектов, находящихся в стадии реализации, например, в районе улицы Партизанской ведутся проектные работы по парковке на 1200 мест. Авторский коллектив прорабатывает проблему так называемого «шанхайского треугольника» – совместно с собственниками определяет наличие мест цивилизованной торговли и парковок.

И третья проблема – оптимальное движение городского автотранспорта. Нужно сделать так, чтобы людям было удобно пользоваться транспортом. Развести потоки, чтобы они не пересекались друг с другом, как на улице Дзержинского, создать ряд пересадочных узлов.

На градсовете также рассматривалось строительство крупных торговых центров. Такие центры, притягивающие людей, сильно влияют на загруженность улиц, их надо развести по округам. Эти проекты активно обсуждаются на градостроительных секциях, отрабатываются различные схемы и предложения. Одним словом, городская среда продолжает развиваться. Так, в принципе, и должно быть. Город должен постоянно строиться и развиваться. Для этого нужно сохранить строительный комплекс, без которого немыслимо никакое обновление. Нельзя жить, не думая о завтрашнем дне.

Пользуясь случаем, хочу поздравить строителей с наступающим праздником, пожелать крепкого здоровья и семейного счастья. Успехов вам и благополучия, друзья и коллеги!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры