Селевая поражённость
Иркутские учёные подготовили предложения для властей Бурятии по склонам горного хребта Хамар-Дабан
Оригинальные карты селевой поражённости составили учёные по итогам обследований с применением беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и новых космических снимков, полученных сразу после схода мощного селя в посёлке Аршан, произошедшего 28 июня.
По этим материалам учёные установили, что 28 июня с крутых склонов участка Тункинских гольцов сошло шесть селей восточнее Аршана, ещё два селевых потока обнаружены западнее реки Кынгарги.
– Мощный сель, разрушивший восточную часть Аршана, объединил в себе крупноглыбовый материал из так называемой долины Второй Шанхалайки, а также сильные потоки воды, песка и ила из трёх каров (кар – чашеобразное углубление в верхней части гор, образующееся под воздействием ледников, снежников и морозного выветривания) между Кынгаргой и Второй Шанхалайкой, – сообщил директор Центра космических технологий и услуг ИрГТУ Леонид Пластинин. – Опасным оказался самый западный селевый поток, из Первой Шанхалайки, который мог повредить строения всего старого Аршана, но не дошёл до них всего 200 метров. Исследователи ИрГТУ установили высокую селеопасность южных склонов Тункинских гольцов, о которой ранее предупреждал доктор геолого-минералогических наук Анатолий Лехатинов. С учётом его работ и используя новые картографо-космические материалы, в ИрГТУ составлены оперативные карты опасных селевых потоков с градацией: опасные через 3–5–7 лет, опасные через 30–40 лет, через 100–150 лет и более.
На основе полученных оригинальных картографо-космических материалов сотрудники университета подготовили обоснованные научно-практические предложения в правительство и Народный Хурал Республики Бурятия.
– Наши предложения касаются другого, не менее селеопасного участка – крутых склонов горного хребта Хамар-Дабан по южному побережью Байкала, где проложены железнодорожная и автотранспортная магистрали и высоковольтная ЛЭП, имеется большое количество мостов и трубопроводов через селеопасные реки, – подчеркнул Пластинин.– Кроме того, мы выступили соисполнителями работ по заказу правительства Иркутской области. Головной организацией выступает Институт земной коры СО РАН. Используя опыт аршанского селя, наши специалисты составят оперативные электронные карты селеопасности Южного Прибайкалья (от Слюдянки до Байкальска) и примут участие в инвентаризационной оценке крупных населённых пунктов на этом участке. Учёные ИрГТУ настоятельно рекомендуют управлению Восточно-Сибирской железной дороги срочно подключиться к работе по оценке селеопасности на этом участке, а также в районе Кругобайкальской железной дороги от порта Байкал до посёлка Култук. Именно эти территории относятся к крайне опасным для железной дороги и её коммуникаций.
При составлении оперативных карт специалисты провели сравнительный анализ космических снимков с одного из известных спутников Landsat, полученных 12 июня и 28 июня в одно и то же солнечно-синхронное время – 13:01. Одновременно сотрудники кафедры маркшейдерского дела и геодезии ИрГТУ выполнили цифровую съёмку с помощью беспилотника.
По словам профессора Анатолия Охотина, данный летательный аппарат, оснащённый системой лазерного сканирования, находится на техническом вооружении кафедры и Центра космических технологий и услуг технического университета. Беспилотник успешно используется в научных изысканиях и практической работе.
Для съёмки использовались зоны запуска БПЛА с двух высот – 800 и 1800 метров. В ИрГТУ отметили, что «трудно и рискованно проводились работы на высоте 1800 метров, однако сотрудники успешно справились с задачей и получили кондиционный аэросъёмочный материал». Это позволило составить оперативные карты в 3D-формате и подготовить оптимальную модель труднодоступного района Тункинских гольцов.