Город на грани
Бывшие работники БЦБК готовы возобновить голодовку с 1 августа. Байкальчане ждут решения проблем города, ещё в прошлом году оставшегося без градообразующего предприятия, но пока получают в основном обещания. Жители надеются, что вопрос о будущем Байкальска будет вынесен на заседание правительства России, которое запланировано на 31 июля. На прошлой неделе инициативная группа профсоюза комбината напомнила о безнадёжной ситуации Байкальска в письме президенту страны. Представители областной власти, между тем, говорят о проектах, которые могут дать рабочие места моногороду, но не раньше 2015 года.
Жители Байкальска просят президента Владимира Путина модернизировать Байкальский ЦБК и при работающем предприятии запускать новые альтернативные производства в городе, а вопрос о судьбе бывших работников комбината взять под личный контроль. «Мы хотим жить и работать в городе Байкальске!», – говорится в письме от 21 июля, подписанном членами профкома комбината от имени трудового коллектива и жителей города.
Основная проблема, о которой пишут байкальчане, – отсутствие рабочих мест и уверенности в завтрашнем дне: «Вакансий, предлагаемых службой занятости, наберётся не-много, в основном это бармен, повар, официант, уборщики, и это не выход в сложившейся ситуации. Областные власти рассматривают вопрос о каком-то призрачном развитии территории – строительство тепличного хозяйства в 2015-2016 годах, переработка сельхозпродукции и дикоросов (в Байкальске нет сельского хозяйства). Как нам дожить и что делать до этого срока?» В начале июня в городе прошел митинг, а 1-2 июля 2014 года – предупредительная голодовка инициативной группы. Люди уже готовы и на более серьезные меры – массовую голодовку и отказ платить за услуги ЖКХ, говорится в письме.
На прошлой неделе с четырьмя представителями инициативной группы в Байкальске встретились первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков и заместитель председателя Законодательного Собрания региона Сергей Брилка. Байкальчане итогами встречи, говорит глава профкома БЦБК Александр Нестеренко, остались недовольны – речь вновь шла о проектах, которые могут быть запущены лишь в 2015-2016 годах.
Обсуждается, в частности, проект агропарка. Байкальску обещают теплицы и круглогодичную занятость 120 человек на выращивании овощей, листового салата и цветов. Ещё 15 человек предполагается трудоустроить на переработке продукции в соки, ягодные муссы, диетическое и диабетическое питание. Деньги на проектирование центра выделит, по словам Николая Слободчикова, Иркутская область, а само создание не может обойтись без участия федерального центра. О каких суммах идёт речь, Слободчиков не уточнил. Однако отметил, что заработать «теплицы» могут уже в сентябре 2015 года.
Второй проект – создание федерального тренировочного центра олимпийского резерва по зимним видам спорта. Лыжно-биатлонный комплекс, склоны для могула, хавпайпа и акробатики, а также гостиницу на 200 номеров, как видится авторам идеи, можно увязать с существующей инфраструктурой горнолыжного курорта. «На Горе Соболиной можно поставить устройство, где, знаете, такие вагончики ездят – гондольную подвесную дорогу, которая позволила бы вокруг нынешней инфраструктуры создать дополнительные спортивные элементы, – говорит Слободчиков. – Мы ведем переговоры с [министром спорта, туризма и молодёжной политики РФ Виталием] Мутко, наш конкурент – Красноярск».
Что же до расширения существующих предприятия по розливу воды и макаронной фабрики, по словам Александра Нестеренко, несколько рабочих мест, которые там появятся, не решат проблему трудоустройства в целом.
Второй острый вопрос Байкальска – предстоящая зима. Бывшая ТЭЦ БЦБК, переданная городу, сейчас генерирует не тепло, а убытки. Без комбината мощности тепло-источника избыточны. «Сейчас мы выбрасываем горячую воду, покупка угля и сброс воды на очистные сооружения ведут к убыткам до 10 млн рублей в месяц», – говорит Фёдор Ларченко, глава ООО «Теплоснабжение», которому была передана ТЭЦ. Значительных вложений требует оборудование, не ремонтировавшееся годами: только на текущий ремонт котлов нужно минимум 20–25 млн рублей, а капитальный ремонт одного котла без вспомогательного оборудования обойдётся в 130 млн. Кроме того, на покупку угля требуется 204 млн рублей в год, а в период с сентября по май – около 180 млн рублей. В то же время за горячую воду предприятие собирает с населения около 2 млн рублей, этого не хватает даже на зарплату сотрудникам. Сейчас на ТЭЦ работает 200 человек, к зиме будет принято ещё около 50 работников, говорит Ларченко.
Строительство более экономичного теплоисточника – жизненно важный для Байкальска вопрос. И тоже пока без внятного ответа. «Мы хотим на площадке рядом с ТЭЦ построить теплоисточник, – заявил Николай Слободчиков. – Возможно, это будет сжиженный природный газ, либо это будет современное сжигание угля, чего бы нам не хотелось в принципе – чтобы нам в Байкальске больше никогда к проблеме экологии не возвращаться. Но закон не позволяет на площадке рядом с ТЭЦ поставить новый теплоисточник. Это задача, которую нам сейчас нужно срочно решить. Мы будем настаивать, чтобы в части Байкальска было принято правовое решение, основа для него есть».
Новый теплоисточник, по словам первого зампредправительства региона, будет строиться за счёт федерального бюджета. Сжиженный природный газ можно будет возить по железной дороге из Усть-Кута, когда там заработает новое производство Иркутской нефтяной компании, в правительстве «есть расчёты». Однако как минимум ещё две зимы Байкальску предстоит пережить с существующей станцией. «Если, допустим, есть все согласования и разрешающие документы, вчера деньги – сегодня начали строиться, минимум три года займёт только стройка и пуск в эксплуатацию», – полагает Фёдор Ларченко, два десятилетия отработавший на ТЭЦ БЦБК.
Остаётся и третья проблема – утилизация накопленных отходов БЦБК. Переработка отходов начнётся во втором квартале 2015 года, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра природы РФ Сергея Донского.
Несмотря на остановку комбината, жизнедеятельность города по-прежнему связана с его наследием. А сейчас, утверждают авторы письма президенту, «…город находится на грани социального взрыва».