издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путешествие в юность

Заметки о фестивале «Театральная весна на БАМе»

  • Автор: Александр КОНОНОВ, председатель жюри «Театральная весна на БАМе», заслуженный работник культуры РФ

2014-й – особенный год. Он объявлен в стране Годом культуры. В соответствии с этим все организации и учреждения культуры направляют свои силы на развитие культуры, её процветание, осуществление новых культурных проектов, повышающих духовные начала в обществе, развитие высоких эстетических потребностей и нравственного здоровья нации. Одним из таких замечательных проектов и был организованный областным Домом народного творчества в посёлке Магистральный фестиваль «Театральная весна на БАМе».

На бамовский фестиваль я выезжаю не в первый раз. Мне всегда было интересно, что происходит на БАМе сегодня, как изменилась жизнь этих одержимых и смелых людей, построивших легендарную дорогу, чем живут они сейчас. И фестиваль театров как никакое другое мероприятие отвечает на эти вопросы. Отвечает смело, без прикрас, иногда с юмором, иногда с нескрываемой болью.

И вот на ночном перроне Ангарска я сажусь в вагон, где встречают меня ведущий специалист областного Дома народного творчества Валерий Кирюнин и известный иркутский писатель, журналист, автор множества документальных фильмов о БАМе Арнольд Харитонов. После множества забот по своей работе в Ангарске я быстро засыпаю, а утром за стаканом чая в подстаканнике мы начинаем с Арнольдом Иннокентьевичем неспешный разговор о БАМе, о культуре и в целом о жизни, которая сегодня ох как сложна и неоднозначна.

И тут я начинаю понимать, как мне повезло с попутчиком. Огромнейший опыт, необъятные знания, непобедимая искренность и память, вмещающая в себя несметные богатства по истории края, строительству БАМа, литературе и искусству. Всё это он подарил мне в течение суток, проведённых в поезде. 

Я узнал много новых имён, узнал биографии строителей БАМа, вспомнил имена, гремевшие когда-то на всю Россию: Александра Бондаря, Анатолия Байкова, Владимира Онищенко. Сам я много раз был в командировках на БАМе в 1974–1976 годах с целью оказания помощи в развитии культуры. Репетировал с театром Нелли Звонковой в посёлке Улькан, пытался поставить на ноги агитбригаду в Кунерме и даже ездил на вторую очередь БАМа с культурными инициативами, так что и сам многое знаю, но то, что знает об этой стройке Арнольд Харитонов, просто уникально.

Приехали в Магистральный рано, но отдыхать совсем не хотелось. И тут начались бамовские чудеса: в гостиницу влетел энергичный и подтянутый Владимир Онищенко, и мы поехали к памятнику герою стройки – это огромная бетонная плита, установленная на берегу реки в нескольких километрах от Магистрального, с надписью: «Мы дойдём до Амура, Шурик!» Отдав дань памяти героям-бамовцам, мы поехали в Улькан, где ознакомились с жизнью посёлка. Для меня это было возвращением в юность. В посёлке ещё сохранился тот культурный центр, в котором репетировал театр Нелли Звонковой. Мы посетили место первой высадки десанта на Улькане, поклонились мемориалу воинам, посмотрели работу клуба, библиотеки, школы искусств, осмотрели великолепную среднюю школу, а вечером встретились в музее с первостроителями, которые до сих пор живут и работают здесь. И цветущие ветки черёмух, и улыбающиеся выпускники, разгуливающие с красными лентами по посёлку, и песни первопроходцев – всё это стало прекрасной предфестивальной увертюрой, глотком искренности, чистоты, энтузиазма и радости общения. БАМ этой весной встречает свой сорокалетний юбилей.

Фестиваль начался с появления на сцене агитбригады из Усть-Кута с программой «Как это начиналось». То ли это было жаждой души по прошлым вдохновенным годам, то ли попыткой восстановить историческую справедливость, но ясно стало одно: когда на сцене появились шестеро молодых людей и без крикливости и нажима стали возвращать в события прошлых лет, просто, откровенно и искренне, это заставило по-настоящему взволноваться и переживать зрителей, а это самое главное, что может происходить между сценой и залом.

Центр театрального творчества «Лик» из Чуны привёз на фестиваль почти весь посёлок. Детские коллективы, подростковые, взрослые с разными спектаклями, в разных жанрах и формах. Создавалось такое ощущение, что посёлок живёт только театром. Мне так и не удалось выяснить, какое же количество коллективов включает в себя это творческое объединение. Первый пластический спектакль молодёжного театра «Культ Ура! Ура! Ура!», посвящённый Году культуры, ироничный и едкий, обнажает язвы сегодняшней культурной политики, делает акцент на том, какие сомнительные ценности преобладают сейчас в нашей жизни и что они делают с населением. Очевидно, что тема эта очень близка ребятам, и раскрывают они её профессионально – с юмором и эксцентричностью. Скажу сразу, что все детские спектакли объединения «Лик» были встречены на «бис!». Игра театра «Диво» в спектакле «Тук-тук! Кто там?» так покорила зрителей, что главный приз фестиваля был торжественно вручён этому коллективу. А режиссёр Лира Баранова и ведущие артисты театра были встречены овациями и заслужили немало тёплых и признательных слов благодарных зрителей. 

После обеда все участники фестиваля стали готовиться к праздничному шествию по посёлку. И оно получилось ярким, торжественным, запоминающимся. Над посёлком звучали песни о БАМе, о театре, скандировались лозунги, зовущие в театр. А затем на центральной площади Магистрального состоялся митинг, завершившийся праздничным концертом. Словом, здесь всё говорило о том, что дорого и любо сердцу каждого жителя этого края, что сегодня объединяет и ведёт вперёд этот сильный и мужественный народ.

А дальше о самом уникальном. Несколько лет назад в Магистральном возник удивительный театр – домашний. Создала его энтузиаст театрального дела человек-театр Галина Пальчик. Таких театров в нашей стране больше нет. Он уникален тем, что в обыкновенной квартире на втором этаже собираются энтузиасты, репетируют, обсуждают проблемы жизни, читают мудрую литературу. Этот театр стал мощным культурным центром посёлка. Его спектакли всегда в категории эксперимента. Они вызывают дискуссии, выходят за рамки наших обычных представлений о театре. Вот и на фестивале был показан спектакль «Затворник и Шестипалый» по притче писателя В. Пелевина, но если у Пелевина разговор идёт о птицефабрике, то здесь всё перенесено на людской социум. И молодые ребята играют его с полным пониманием проблем, с такой прожигающей искренностью, что нельзя не поразиться их взволнованности, жажде поделиться своими размышлениями со зрителем.

Перед спектаклем нас завели в комнату соседней квартиры, в которой расположена мастерская по прикладному искусству, также организованная Галиной Пальчик. На стене в этой комнате огромная композиция из 102 коней, летящих в будущее. Это, очевидно, выпускники театра, которым Галина Адольфовна своей щедрой рукой дала путёвку в жизнь. Нам завязали глаза и повели в неизвестность, сказав лишь о том, когда повязки нужно снять. Сняв их, мы оказались в другой реальности – реальности, насыщенной символами и образами притчи, и погрузились в тайные просторы полными новых смыслов и образов.

Не более чем полтора месяца назад я разговаривал с Галиной Пальчик по телефону по поводу при-

езда театра на международный фестиваль на Ольхоне, и она бодрым голосом мне отвечала, что они обязательно будут. Её приезд на Ольхон создавал такую человеческую атмосферу, насыщал фестиваль такими еле уловимыми, но очень значительными проявлениями, что представить себе фестиваль без Галины Адольфовны трудно. И вот, словно снег на голову, я только на второй день в посёлке узнаю, что её больше нет. Поверить в это было сложно, а понять и осознать эту трагедию я до сих пор не могу. 

А фестиваль продолжался. Символический бамовский чемодан переходил от театра к театру… Известный в Иркутской области театр «Зеркало» из Железногорска привёз на фестиваль спектакль «Странная миссис Сэвидж» по мотивам комедии Джона Патрика. Режиссёр и исполнительница главной роли Ирина Бушуева всегда серьёзно и профессионально подходит к работе. Вот и на этот раз мы увидели историю одинокой женщины, оказавшейся в приюте и не пожелавшей жить в обществе, устремлённом к наживе. Мы увидели и жадных до наследства дочерей, и прекрасных душой обитателей приюта, среди которых и находит человеческий отклик на свои проблемы эта странная героиня с плюшевым медвежонком в руках.

Театральная студия «Мы» посёлка Магистральный показала сцену из спектакля по пьесе М. Задорнова «Последняя попытка». Молодые артисты под руководством Яны Быцко с пониманием и азартом играют любовные перипетии этой не слишком взыскательной комедии. И очень хотелось бы, чтобы они со своим умом и талантом обратились к настоящей драматургии.

Особых слов признания заслуживают театральные старожилы Магистрального. Это и театр «Со-временник», которым уже много лет руководит Валентина Таскаева. Это и Валентина Воробьёва, и Светлана Штерн, и Светлана Маслакова, и Вячеслав Белоус – поистине народные артисты БАМа. Их имена знаковые для этого театра. Как имена Алисы Фрейндлих для БДТ или Юлии Борисовой для театра имени Е. Вахтангова. На этот раз они блистательно разыграли комедию А. Коровкина «Рябина кудрявая», и пусть опять же драматургический материал оставляет желать много лучшего, но сколько тепла, сколько обаяния в игре артистов было в этой псевдонародной комедии, и как откликался зал на каждый поворот сюжета. Просто позавидуешь.

Исповедальным монологом «Трепет», поставленным Еленой Тумаковой по мотивам произведений О. Звероевой и Т. Седых, в исполнении Татьяны Орловой завершился фестиваль. Проникновенно, со слезами на глазах артистка поведала нам о сложной жизни театра, его болях, его проблемах. А проблем у любительского театра сейчас очень много. Несмотря на требования президента Владимира Путина, высказанные на февральском заседании президиума Совета при президенте по культуре и искусству, посвящённом развитию театрального дела, у нас, как в Зазеркалье, происходит всё с точностью до наоборот. 

Цитирую Путина: «…во многих средних и подавляющем большинстве малых городов, к сожалению, своих театров вообще нет, как правило, сосредоточены эти театры в региональных столицах и крупных городах. Такую театральную дискриминацию, конечно, нужно преодолевать», «Нужны серьёзные, качественные театральные постановки для детей и подростков, которые будут знакомить с русской и мировой классикой, учить думать, сопереживать, верить в силу добра».

На фестивале, во время обсуждения спектаклей, не раз возникал вопрос о том, почему власти не могут решить проблему с помещением для театра «Современник» в ДК в посёлке Магистральный. Почему замечательный режиссёр Елена Тумакова из Казачинска не может продолжать работу в ДК в качестве руководителя театрального коллектива. Да и ваш покорный слуга по приезде из командировки был ознакомлен с приказом о том, что с 31 мая с ним расторгнут трудовой договор, в то время, когда театр готовит спектакль для международного фестиваля на Ольхоне и ведёт подготовку для юбилейного сезона работы международного летнего театрального центра. 

Кто ответит на эти вопросы? Всё это как-то не согласуется с политикой Года культуры и требованиями президента.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры