Вся жизнь – мгновения в фотообъективе
Талант на службе энергетике. Увлечение фотографией для начальника оперативно-эксплуатационного цеха Красноярской ГЭС Алексея Тесли давно превратилось в ещё одну любимую работу. В его ярких снимках – судьбы, биографии, события. И дорогая сердцу гидроэлектростанция.
При входе в рабочий кабинет Алексея Владимировича взгляд невольно первым делом останавливается на стеллажах с удивительными экспонатами – фототехникой разных стран и эпох. Здесь даже есть аппараты начала прошлого столетия. И каждый образец действующий. Как говорится, бери с полки – и на фотоохоту. Правда, сегодня хозяин столь уникальной выставки ловит мгновения в объективы самых современных фотокамер. Они всегда его спутники.
А начинал осваивать фотодело он ещё в школьные годы. Первые фотовыстрелы произвёл совсем простым по современным меркам аппаратиком «Смена-2», друг дал в поездку – пощёлкать впечатления. Другой товарищ подсказал, как проявлять плёнку и печатать фотографии. Именно тогда в бабушкиной бане с завешанными одеялами окнами в посёлке Нижний Ингаш появлялись на свет первые творения семиклассника Алексея Тесли.
Но настоящее знакомство с удивительным миром фотографии случилось всё-таки позже, когда Алексей вместе с семьёй переехал в якутский посёлок Батагай. Полюс холода, где одни лишь перепады температуры от минус 60 градусов зимой до 40-градусной летней жары поражали воображение, не мог не вдохновить начинающего фотографа.
– Вон там, вдали, виднеется здание районной любительской киностудии, в которой мне однажды посчастливилось оказаться и влиться в необыкновенный коллектив влюблённых в киносъёмку людей, – показал на старом чёрно-белом снимке посёлка свою фотографическую альма-матер Алексей Владимирович. – В студии снимались фильмы о геологии, о местной природной экзотике, о якутских народных праздниках. Постепенно мне стали доверять участие в процессе проявки плёнок, в монтаже звука. Помогал на склейке кадров.
Помню, мы в те годы сняли и смонтировали два потрясающих фильма: о столетии средней общеобразовательной школы Верхоянска и своего рода репортаж с гонок на оленьих упряжках во время праздника на границе полярных ночи и дня. Кадры несущихся по снегу оленей и саней в робких лучах ещё прижатого к горизонту солнца под динамичную музыку из репертуара популярной тогда группы «Поющие гитары» просто незабываемы!
К слову, отметил Тесля, этот фильм оказался довольно популярным среди местных жителей и работавших в тех местах специалистов из геологических партий. Он даже завоевал второе место на всесоюзном конкурсе. Алексей Владимирович не стал скрывать, что до сих пор испытывает гордость за то, что в титрах фильма есть и его фамилия. А главное – за счастливую возможность работать и учиться искусству съёмки плечом к плечу с подлинными мастерами поселковой студии.
– Наш творческий отряд был очень дружен не только между собой, но и с местными музыкантами. Как-то мне довелось покопаться в их ящике с разными деталями радиоаппаратуры, – вспомнил давние события Алексей Тесля. – И вот там я вдруг наткнулся на заброшенный «Зоркий-6». Мне разрешили его забрать. В итоге этот фотоаппарат стал моим первым пропуском в мир фотографии. Повезло и с качественными для того времени проявителями и фотоплёнкой. Их на киностудии всегда было с избытком. Впрочем, со временем у меня появился и собственный рецептурный справочник. Научился составлять проявители самостоятельно. Эх, с каким удовольствием я осваивал в Якутии азы фотомастерства! Меня и сегодня тянет в те места. Жаль только, что добраться туда довольно непросто, да и не дёшево. Дорога дороже поездки во Вьетнам обойдётся.
Алексей Тесля взял с выставочной полочки свой легендарный «Зоркий». Теперь он уже дорогой сердцу экспонат. Второй фотоаппарат в жизни Тесли тоже стал целой вехой в судьбе. Выпущенную в ГДР «Практику-ЛТЛ» с потрясающей немецкой оптикой (Карл Цейсс!) Алексею по возвращении из армии подарила мама. Крепкий был подарок – стоил месячной зарплаты квалифицированного специалиста (около 280 рублей советскими деньгами). И дефицит к тому же.
– Четверть столетия он мне верно отслужил. Только в самом конце 1990-х стала «сыпаться» механика и мне пришлось с тяжёлым сердцем продать его во Вьетнаме местным умельцам, – рассказал Алексей Владимирович. – А потом появился плёночный Pentax. В то время стало популярным снимать на плёнку от Kodak. Проявлять и печатать фотографии уже можно было в салонах. Ну а ещё через несколько лет пришла эпоха цифровой фотографии. В арсенале появился цифровой зеркальный Sony A-300 с объективом от Карла Цейсса. С ним мне довелось много поработать и во Вьетнаме, и на родине – снимал Байкал, Волгоград, Красноярье.
Сегодня Алексей Тесля уже со знанием дела, обогащённый большим личным опытом, рассуждает о фотоискусстве. Почти все фотоаппараты, с которыми топал по жизни, с ним рядом и сейчас – стоят на полочках в шкафу в рабочем кабинете. Алексей Владимирович с неприкрытым азартом увлечённого человека рассказал едва ли не о каждом. Объяснил разницу в качестве плёночного и цифрового кадра, приоткрыл некоторые особенности технологий фотосъёмки. Заслушаешься…
– Коллекция фототехники появилась как-то сама по себе, – с улыбкой говорит Алексей Тесля. – Собралось уже десять аппаратов. Большинство – свои, какие-то раритеты находил, какие-то дарили друзья, коллеги.
Алексей Владимирович признаёт удобства современных технологий, однако как фотограф отмечает и отдельные недостатки технического прогресса в области фотодела. Например, с появлением на рынке плёночных, а затем и цифровых «мыльниц», фотокамер в мобильных телефонах фотография хоть и вошла всецело в быт человека, но одновременно и утратила свою особую «изюминку», загадку, стремительно превращаясь в некую обыденность, а порой и откровенную безвкусицу. Если раньше фотография, сделанная мастером, была, как правило, портретом, пейзажем, натюрмортом, репортажем, то сегодня она нередко становится всего лишь третьесортной иллюстрацией чего-то или кого-то. Ведь научиться щёлкать фотоаппаратом направо и налево ещё не значит стать фотографом.
Ну а сам Алексей Тесля продолжает постигать секреты фотоискусства. С интересом изучает работы признанных мастеров, но не пытается копировать. Всегда через фотообъектив ищет собственный взгляд на мир. С фотоаппаратом не расстаётся. В числе мишеней для фотосюжетов – всё: и родные, и командировки, и природа. В числе любимого – речка Бирюса в разных настроениях, сезонах.
И вот уже многие годы в центре внимания – Красноярская ГЭС. Большая биография гидроэлектростанции – в сотнях фотографий Тесли. Они украшают множество корпоративных буклетов, фотоотчётов и презентационных альбомов. С недавнего времени благодарные коллеги вооружили Алексея Теслю самой передовой фототехникой. Теперь в его руках полнокадровый Canon 5D Mark 3. Мастер доволен и готов открывать новые грани родного предприятия в своих фотоработах.