«И слушатели благодарят нас»
В этом году система дополнительного образования празднует 95-летие. Это особая, праздничная дата для всех, кто занимается в Домах творчества и преподаёт в них. Оркестр народных инструментов – один из старейших кружков Дворца детского и юношеского творчества Иркутска. Наш собеседник, руководитель студии «Репортёр» Виталий Черошников, тоже был когда-то таким кружковцем.
– Виталий Иванович, в школьные годы вы посещали Дворец детского и юношеского творчества?
– Коль я был пионером, то да. В 5 классе записался в юннатский кружок. Только Дворец назывался иначе – Дворец пионеров и школьников. Затем меня заинтересовал изокружок. А когда учился в 9 классе 15 средней школы имени Горького, одноклассник Володя Кудрявцев предложил ходить в оркестр народных инструментов.
– И вы согласились?
– Поначалу отнекивался, а затем решил посмотреть: что за оркестр такой? Пришёл. Константин Александрович Заболотский, руководитель русского оркестра народных инструментов, посмотрел на меня и сказал: «Солист-домрист из тебя уже не получится, но контрабасиста я из тебя сделаю». Он сказал так уверенно, что я остался. И за два года в совершенстве овладел игрой на этом инструменте. Следует отметить, что Константин Александрович был одним из первых педагогов Дворца пионеров и попервоначалу он в 1938 году открыл кружок любителей игры на мандолине. А через несколько лет родился оркестр русских народных инструментов.
– А после окончания школы вы продолжили занятия музыкой?
– В советское время на радио и телевидении была совершенно иная программа музыкальных передач: часто звучали оркестры русских народных инструментов, исполнялись русские народные песни и романсы, русская инструментальная музыка, звучали классические произведения, на слуху был Красно-знамённый ансамбль песни и пляски имени Александрова. Когда я закончил школу, мне крупно повезло: в Иркутске родился самодеятельный городской оркестр народных инструментов, которым руководил Михаил Семёнович Гезунгейт, который был одним из первых кружковцев у Заболотского. Ну, а об оркестре Дворца, Вика, лучше поговори с Володей Кудрявцевым. Это он для меня Володя, а для тебя – Владимир Ильич.
Владимир Кудрявцев решил стать профессиональным музыкантом: окончил иркутское музыкальное училище по классу народных инструментов, затем институт культуры в Улан-Удэ (отделение руководителя оркестра русских народных инструментов). В 1985 году я руководил оркестром в средней школе № 11. На смотре школьной самодеятельности ко мне подошёл Валерий Дмитриевич Кирюшин, заведующий отделом художественного воспитания Дворца пионеров и школьников, и предложил восстановить оркестр русских народных инструментов Дворца. Вот и руковожу почти 30 лет, – рассказал он. – В советские времена дети с большой охотой шли к нам: русская народная музыка часто звучала на телевидении, почти в каждой школе, техникуме, высшем учебном заведении были оркестры русских народных инструментов. Всего по области их было 100. Наш оркестр в те времена побывал в Улан-Удэ, Краснояр-ске, Германии. В настоящие время не можем куда-либо выехать из-за отсутствия финансирования. Сейчас гораздо меньше детей идёт в оркестр. Причина? По радио и телевидению звучат зарубежные мелодии. Русские народные оркестры крайне редко можно услышать, да и то в 2-3 часа ночи, когда сибиряки спят. Дети оторваны от русской народной песни, от настоящей классики не по своей вине. На сцене главенствует массовая культура, шоу-бизнес. Тем не менее есть ещё мальчишки и девчонки, которым дороги народная песня и оркестр русских народных инструментов. Мы тесно сотрудничаем с музеем имени Сукачёва и «Молчановкой», очень часто даём концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов иных войн. И слушатели благодарят нас за программу, номера которой заполнены классикой, русской инструментальной музыкой и народной песней.
Многие воспитанники оркестра Дворца посвятили свою жизнь музыкальному творчеству: братья Виктор и Владимир Калинские играют в оркестре русских народных инструментов Гостелерадио, Игорь Булахов долгое время был деканом отделения народных инструментов Краснодарского института искусств, Валерий Арбатский после Заболотского руководил оркестром народных инструментов, Валерий Минаев, солист-балалаечник Московской филармонии, был лауреатом многих престижных международных конкурсов, Данил Степанов, тоже балалаечник, выступал с сольными концертами в Корее и Америке, Таня и Наташа Кудрявцевы закончили иркутское училище искусств по классу домры.
Кстати
Появление самых первых форм внеучебной деятельности связано со Шляхетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт Александр Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе и читали свои литературные пробы.
Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами Станислава Теофиловича Шацкого и Александра Устиновича Зеленко, талантливых педагогов, открывших в Москве клуб для детей в 1905 году. В 1909-м они создают общество «Детский труд и отдых», ещё через два года открывают детскую летную трудовую колонию «Бодрая жизнь» под Калугой.
В конце XIX века в России внешкольное воспитание развивалось в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний. Эти единичные внешкольные учреждения были созданы прогрессивными российскими педагогами, которые преследовали различные цели.
И только в ноябре 1917 года впервые в России было принято решение о развитии внешкольного образования на государственном уровне.
Цифры
Сегодня в систему дополнительного образования входит 16 тысяч учреждений, в которых обучается более 10 миллионов детей в возрасте от 5 до 18 лет. В областном центре 16 учреждений дополнительного образования, где занимается свыше 20 тысяч воспитанников.