Рекордсмены по угонам
«Жигули» остаются одной из самых популярных среди автоугонщиков машин. Автомобиль, который и без ключа заводится за пару минут, обычно становится добычей несовершеннолетних. Свердловский районный суд Иркутска рассмотрел уголовное дело по обвинению 16-летних подростков в краже сразу двух машин. Учащийся колледжа олимпийского резерва Данила Л. и студент машиностроительного техникума Марк Ж. за час сумели угнать «Жигули» в Университетском и Первомайском. Большого труда им это не стоило.
Парни, проживающие с родителями в пригородах, специально приехали в Иркутск, чтобы в ночное время порезвиться здесь на чужих машинах. Припаркованный возле дома в Университетском «ВАЗ-21061» студенты облюбовали заранее. Пока Марк следил за обстановкой, его приятель разбил стекло в окне водительской двери и открыл её изнутри. Соединить между собой провода зажигания и завести двигатель оказалось легче лёгкого. Управляли машиной подростки по очереди – порулить хотелось каждому. Через час молодые люди оказались в Первомайском, где присмотрели ещё одну «шестёрку», беспечно оставленную ночевать во дворе. Её постигла та же участь. После чего ребята отправились кататься по городу уже на двух железных конях. Марк и Данила строили планы в будущем продать краденые машины, чтобы заработать на карманные расходы. Не вышло.
«Жигули» были старенькими. Один автомобиль пришлось бросить возле гаражей на улице Дальневосточной той же ночью. В нём что-то сломалось, а будущий машиностроитель в устройстве транспортных средств пока не разбирался. Он предпочёл пересесть в «Жигули» друга. Катания продолжались два дня, в них, естественно, участвовали друзья автоугонщиков. Вместе ездили купаться на озеро, заезжали к приятелям на дачи – очень хотелось похвастать приобретением. На ночь «шестёрку» оставили в роще в микрорайоне Первомайский. Один раз заехали на автозаправку «Омни», наполнили бак бензином. Но хватило его ненадолго. Машина заглохла поздно вечером в Мельничной пади, а достать там горючку было нереально. Утром сторож садоводства позвонил в полицию и сообщил о подозрительной находке: возле одного из участков стоял автомобиль с раскуроченными проводами под рулевой колонкой. Искать вторую угнанную машину оперативникам тоже не пришлось – её вернули хозяину после звонка от охранника гаражного кооператива на Дальневосточной.
Задержать Данилу Л. также помогли неравнодушные граждане. Супружеская чета видела, как он выхватил у девушки на улице сотовый телефон, и проследила за грабителем. Когда парень забежал в магазин «Янта», муж с женой вы-звали полицию. А потом не дали воришке сбежать, удерживая его с помощью директора магазина до приезда полицейских.
В ходе предварительного следствия Марк и Данила полностью признали свою вину и в деталях рассказали о своих криминальных подвигах. Родители подростков пытались как могли спасти положение своих чад. Мама Данилы, работающая проводником вагонов на железной дороге, выплатила девушке, у которой сын пытался отнять сотовый телефон, 30 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда. Один из потерпевших от автоугона получил от родителей несовершеннолетних 77 тысяч рублей – больше, чем стоит его машина. Другой, правда, не стал требовать компенсацию.
К слову сказать, никто из потерпевших не лишился имущества – и угнанные «Жигули», и выхваченный из рук телефон полиция вернула владельцам.
Но оба подростка были примерно наказаны судом. Данила Л., конечно, строже. Его до этого уже дважды судили за кражи, в возрасте 14 и 15 лет он приговаривался к условному лишению свободы. Но ни семья, ни педагоги, ни сотрудники подразделения полиции по делам несовершеннолетних не смогли заставить парня свернуть с криминальной дорожки. Не помогли ни спорт, которым всерьёз увлекается Данила, ни учёба в колледже олимпийского резерва, где учащегося характеризовали положительно. Суд сделал вывод о высокой степени социальной запущенности подростка, проживавшего во вполне благополучной полной семье.
На этот раз Данила Л. по приговору Свердловского районного суда отправился отбывать наказание за три корыстных преступления в воспитательную колонию. С учётом присоединения неотбытого наказания по предыдущим приговорам его срок составил 3,5 года. Марк Ж., впервые попавший в поле зрения правоохранительных органов, наказан условным лишением свободы на полтора года с двухлетним испытательным сроком.