издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Оттащить от обочины жизни»

  • Автор: Аркадий КАЗАК, для «Иркутского репортёра»

Весь штат подразделения по делам несовершеннолетних отдела МВД Мамско-Чуйского района представляет его единственный инспектор – майор полиции Валентина Чертина. Территория её обслуживания – это райцентр и ещё шесть посёлков, раскиданных по сибирской тайге на десятки километров друг от друга. Добираться на машине в такую глухомань, как Согдиондон или, скажем, Горная Чуя, надо часами по расхристанным дорогам.

– Места у нас сказочно красивые, но иногда ловлю себя на мысли, что забываю любоваться этими красотами, – говорит Валентина Николаевна. – Работы столько, что в голове места для других мыслей не остаётся. Особенно сейчас, с наступлением летних каникул у моих подопечных. А их у меня четыреста девяносто. Четыреста девяносто юных индивидуальностей, личностей и характеров. Года не хватит, чтобы уделить хотя бы один рабочий день каждому из них: поговорить по душам, узнать проблемы подростка, его желания, интересы, привязанности, отношения с друзьями и одноклассниками, планы на будущее. Поэтому далеко не всегда удаётся предупредить их правонарушения и преступления, сработать на опережение. Часто приходится работать уже по факту свершившегося. 

В прошлом году полиция Мамско-Чуйского района зарегистрировала семь преступлений, совершённых несовершеннолетними. 

– Для нас это очень много, – считает инспектор ПДН. – И, конечно, я знаю обстоятельства каждой кражи, грабежа или драки, в которых участвовали подростки, состоящие на учёте. Только для меня это слабое утешение. Ведь по большому счёту все эти преступления, пусть и малозначительные, напоминают мне о том, что я допустила брак в работе.

Мотивацию поступков каждого из задержанных женщина может легко объяснить. Несколько дней назад один из них – инвалид с детства – зашёл в отделение связи, где размещался павильон по продаже сотовых телефонов. Мальчишка покрутился у витрины, полюбовался красивыми дорогими аппаратами, а потом схватил один из них и удрал. Когда его вскоре поймали, маленький воришка признался, что давно мечтал о телефоне, но знает, что его мама никогда не сможет купить ему такой, потому что они живут только на его пенсию по инвалидности.

Сегодня как никогда остро в районе стоит проблема рабочих мест. Предприятие по переработке слюды, которое кормило большую часть населения Мамы, закрылось. Найти работу в посёлке – задача не из лёгких.

– На учёте в ПДН состоит 30 неблагополучных семей, – говорит Валентина Николаевна. – Некоторые родители и рады бы устроиться на работу, да некуда. Вот и приходится мне вместе с представителями администрации, комиссии по делам несовершеннолетних и соцзащиты искать для них возможности трудоустръойства. Хоть санитаркой в больницу, хоть кочегаром, хоть уборщицей, хоть сторожем. Если и это не удаётся, предлагаю людям встать на учёт в центр занятости. Не расписываться же в собственном бессилии.

Ещё острее стоит в районе вопрос летней занятости подростков. Детские спортивные секции, творческие кружки и клубы по интересам в этих краях тоже ушли в прошлое. Но благодаря усилиям инспектора ПДН многие школьники этим летом смогли найти общественно-полезное занятие, которое принесёт им хоть небольшую зарплату. 

– Старшеклассники слёзно просят: возьмите нас летом на работу! – в голосе Чертиной чувствуется, что для неё это не просто больная, а животрепещущая тема. – И сегодня, после хлопот и треволнений, я с удовлетворением говорю, что десятки ребят смогут работать на детских площадках, другим предстоит убирать территорию школ и других учреждений, кто-то будет ремонтировать книги в библиотеке и так далее. Многие подростки поедут в лагеря отдыха, малышей разместим на летних площадках при школах, ребята из старших классов примут участие в летней игре «Зарница», ещё одна группа отправится с опытным инструктором в путешествие по горным рекам на катамаране. 

За 20 лет в органах внутренних дел майор Чертина освоила различные полицейские специальности: работала в паспортном столе, паспортно-визовой службе, УФМС, была участковым инспектором. И вот теперь уже больше семи лет занимается воспитанием несовершеннолетних. На новой должности очень пригодились все полученные когда-то профессиональные знания и навыки. Большинство местных жителей она знает в лицо, поскольку все они приходили к ней в паспорт­ный стол. На вопрос о том, какие качества она приобрела, будучи инспектором ПДН, Валентина Николаевна отвечает не сразу:

– Одно из этих качеств – сострадание к обездоленным детям, – задумывается она. – Но это активное сострадание. Мне очень жалко этих грязных, полуголодных, неприкаянных и жутко одиноких мальчишек и девчонок. Но на Руси жалеть – значит любить. Испытываю огромную радость, если кого-нибудь из моих «трудных» удаётся оттащить от обочины жизни… 

На учёте в ПДН состояла 15-летняя Тамара. Не девочка, а гремучая смесь из строптивого характера, упрямства, неуживчивости, дерзкого, вызывающего поведения. Отец и мать беспробудно пьянствовали, а в минуты просветления «воспитывали» дочь, стегая её электрическим шнуром, окуная головой в таз с водой. Когда их лишили родительских прав, Тому поместили в реабилитационный центр. Там она тоже проявила себя в привычной ей манере: регулярно убегала из приюта, воровала, пила в каких-то сомнительных компаниях, стала фигурантом уголовного дела. Все усилия педагогов и воспитателей были напрасны. Чертина тоже десятки раз беседовала с ней, пытаясь растопить лёд в недетской душе. И тоже без особого результата. 

– Но однажды я спросила: «Тома, а смогла бы ты сейчас жить в новой семье? В нормальной семье, где каждый чувствует ответственность за другого?» Тамара промолчала, но её глаза вдруг радостно вспыхнули, и я поняла, что попала в болевую точку, – вспоминает инспектор. – Стали искать опекунов. Взять девочку к себе захотела семья, в которой уже воспитывалось трое приёмных детей. Мы собрали все необходимые документы, и вскоре Тамара пере-ехала в новый уютный дом. А уже через полгода мы в торжественной обстановке сняли девочку с учёта. Если раньше она ходила как замарашка, то сейчас выглядела словно Золушка на балу. Это была интересная и обаятельная девушка. Она ходит в студию бального танца, охотно помогает по хозяйству приёмным родителям, дружит с приёмными братьями и сестрой, в её школьном дневнике теперь одни четвёрки и пятёрки, собирается после школы поступать в вуз. А ведь прошло всего два года. Когда мы недавно встретились, Тамара улыбнулась мне своей красивой улыбкой: «Вы же советовали мне изменить отношение к жизни. Вот я и поменяла его…»

Эта разительная перемена в поведении девочки и её восприятии действительности произошла не по мановению чьей-то волшебной палочки. Просто усилия наставницы из полиции, её кропотливый труд, терпение, упорные поиски единственно правильного решения и вера в лучшее сделали своё дело. Зёрна доброты попали в благодатную почву и дали всходы.

– Несмотря на то что в нашей профессии много негатива и отрицательных эмоций, – считает Валентина Николаевна, – она, тем не менее, иногда дарит нам подобные счастливые минуты. И, поверьте, ради таких мгновений стоит жить и работать, не щадя себя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры