Нестандартное решение
Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области 30 мая сохранили за избирателями региона право напрямую избирать глав районов, городов, поселений и депутатов местных Дум. Что стоит за этим решением, как оно повлияет на соотношение политических сил в регионе – об этом размышляет депутат Думы города Иркутска Олег Геевский.
– Олег Анатольевич, новый закон сохраняет прямые выборы муниципальных Дум в Иркутской области и определяет сценарии избирательных кампаний нынешней осени. Что это решение, с вашей точки зрения, даёт городу Иркутску?
– Это решение для нашего региона нестандартное. Казалось бы, для власти комфортнее было пойти на схему, при которой прямые выборы менялись бы на сложную комбинацию наделения полномочиями. Тем более что уже в течение нескольких месяцев готовилась почва именно для такого решения. Данное решение в первую очередь стало возможным благодаря позиции губернатора области Сергея Ерощенко. Он продемонстрировал наличие политической воли, собственного видения ситуации. Судя по всему, у него есть свой сценарий для политического будущего крупных муниципалитетов Иркутской области, и в первую очередь Иркутска и Братска.
Это решение свидетельствует о том, что глава региона занимает сегодня уверенную позицию. Слабой власти скорее были бы выгодны сценарии административных игр.
– Попробуем восстановить хронологию развития событий. Итак, в марте возникает инициатива «Единой России», которая вносит в Госдуму пакет поправок к Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
– Да, и первоначально предполагалось поделить крупные города на муниципальные районы, в каждом из которых избирался бы райсовет. Районные советы должны были вы-двигать из своего состава представителей в горсовет, а уже эти «лучшие из лучших» наделяли бы кого-то из своих рядов полномочиями мэра. Мэр, в свою очередь, становился бы главой города. Непосредственно городским хозяйством, делами занимался бы сити-менеджер, профессиональный управленец на контракте, при назначении которого 50% голосов оставалось бы у горсовета, а 50% – у губернатора региона.
Отмена прямых выборов мэра вызвала горячее обсуждение на всех уровнях государственной власти. Было много справедливой критики, законопроект был явно сырым. Разумеется, обсуждали его и в Иркутске, высказывались представители наиболее активной части общества: депутаты городской Думы, Законодательного Собрания, политики, представители общественности и журналисты.
Не скрою, что у большинства действующих депутатов городской Думы такая схема формирования органов муниципального самоуправления вызывала недоумение. Сейчас в Иркутске районирование носит чисто административный характер и обусловлено управленческими задачами. Если создавать на территории городского округа полноценные муниципальные районы, хотя бы два – Правобережный и Левобережный, количество депутатов в Иркутске вырастало бы в два – два с половиной раза. Мало того, это влекло бы за собой необходимость создания инфраструктуры сформированных муниципальных районов. Для их полноценного функционирования в Иркутске необходимо ещё два КУМИ, два финансово-экономических отдела, три аппарата – два районных Дум и один для горсовета. Это влекло бы за собой увеличение расходов только на содержание чиновничьей инфраструктуры примерно на 700 миллионов в год.
Кроме того, возникали бы вопросы чисто представительского свойства. Как добиться равной численности делегированных в горсовет от каждого района, как того требует закон? Численность населения в муниципальных районах разная. Если объединять районы по логичному географическому принципу, то Левобережный (Ленинский и Свердловский районы) по численности был бы больше Правобережного почти на сто тысяч человек. Это значило бы, что пришлось бы «прирезать» территории произвольно. Такое положение дел порядка и логики в городе нам бы явно не добавило.
– При этом каждый член горсовета оставался бы районным депутатом? Хватило бы депутатам совести и силы воли, решая вопросы городского самоуправления в целом, защищать интересы избирателей не своего района, а соседнего?
– Это принципиальный вопрос. Предположим, из депутатов районной Думы часть «особо одарённых» была бы делегирована в городской совет. По какому принципу депутаты, получившие примерно равную поддержку избирателей, наделяются дополнительными полномочиями? Кто защитит интересы избирателей, депутат которых не вошёл в состав горсовета? Из опыта работы в составе городской Думы я знаю, что переступить через интересы своих избирателей в интересах решения общих вопросов городского обустройства чрезвычайно сложно. Потому что на встрече тебя всегда могут спросить: «Как же так, я за тебя голосовал, а ты поддержал решение о финансировании соседнего района? Мне – избирателю – нет дела до благоустройства соседней улицы».
В период консультаций представители городской власти продуктивно контактировали с разработчиками регионального закона, работавшими под общим руководством заместителя губернатора Виктора Игнатенко. Состоялась очень полезная встреча группы депутатов городской Думы Иркутска с председателем Законодательного Собрания Людмилой Берлиной, на которой мы ещё раз «сверили часы» и убедились, что есть единство мнений по ключевым вопросам.
Нельзя не отметить, что подобное обсуждение велось не только в Иркутской области. В других субъектах федерации также шло активное обсуждение, об этом можно судить по публикациям средств массовой информации. Важно, что эти споры были замечены и федеральной властью. Не случайно, выступая в мае на заседании Совета по местному самоуправлению, президент Владимир Путин подчеркнул, что в основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора: «Нельзя ничего навязывать – надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов».
В результате одобренный в первом чтении федеральный законопроект претерпел радикальные изменения. Законодатели предложили регионам выбирать сразу из четырёх схем организации местного самоуправления. Два варианта предусматривали сохранение прямых выборов мэра, однако в одном случае он становился председателем городской Думы (совета), а хозяйственные полномочия передавал сити-менеджеру или сам возглавлял администрацию. По другим же вариантам мэр выбирался из числа депутатов гордумы или, наконец, назначался вышеизложенным сложным путём: через районные советы и горсовет. Но самое главное, что решение, по какому из путей идти, федеральный законодатель оставил за губернатором и Законодательными Собраниями регионов.
Отрадно, что в Иркутской области на региональном уровне мы увидели слаженную командную работу. Губернатор, разработчики закона и депутатский корпус выступили единой командой, и в результате мы получили решение о сохранении прямых выборов – наиболее демократичной, гласной и логичной процедуры наделения полномочиями.
– И всё жё как повлияет новый закон Иркутской области на сценарий избирательной кампании в областном центре?
– Это тот нечастый случай, когда власть не только услышала точку зрения муниципального депутатского корпуса, но и согласилась с ней. Считаю, что губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко серьёзно поднял свой рейтинг не только в экспертном сообществе, но и в глазах населения.
Инициатива губернатора, которая лежала в основе решения Законодательного Собрания, совпала с позицией большей части депутатского корпуса, которую мы озвучили ещё в апреле этого года. Мы воспринимаем это решение как своего рода признание эффективности действующей системы муниципального самоуправления и нынешних созывов муниципальных Дум. С другой стороны, это кредит доверия. Я вижу в этом знак готовности к совместной работе с Думой областного центра. Нельзя не заметить, что, отдавая властям региона право решать, как формировать систему местного самоуправления, федеральный центр возлагает на них и ответственность за результат. Мы понимаем всю меру и глубину этой ответственности и готовы нести, так сказать, свою часть этого бремени.
Важно, что сегодня взаимопонимание между руководством региона и областного центра востребовано как никогда. Десятилетиями мы слышим стенания о том, что Иркутск находится на периферии глобальных политических и экономических процессов. С принятием исторического решения о реализации газового проекта «Сила Сибири» у нас есть шанс – возможно, последний! – стать главной площадкой по освоению российского севера. Здесь у Иркутска есть все преимущества: логистика, климат, экономика, мощная база учреждений высшего и среднего специального образования для подготовки отраслевых кадров. Сейчас именно то время, когда регион не может позволить себе политическую нестабильность и напряжение в самой активной части общества. Цена очередного междусобойчика очень высока – нас окружают регионы, которые охотно перехватят инициативу. Напротив, слаженная работа в одной команде – губернатора, депутатского корпуса, мэров городов и районов – даст возможность создать в Иркутске и области хороший задел для развития на перспективу.