«Эксперименты с властью валят выборы»
Эксперты «Конкурента» оценили решение губернатора сохранить прямое избрание мэров
Прямые выборы мэров и представительных органов власти местного уровня в Иркутской области сохраняются. Такое решение на прошлой неделе принял губернатор региона Сергей Ерощенко, оно было закреплено двумя днями позже решением сессии областного Законодательного Собрания. Позиция губернатора вызвала симпатии экспертов, и рейтинги Сергея Ерощенко наверняка за последнюю неделю выросли. Некоторые наблюдатели напомнили – ещё несколько недель назад Заксобрание голосами «Единой России» и ЛДПР направило в Москву положительный отзыв на муниципальную реформу. И вот всё изменилось с точностью до наоборот. Эксперты «Конкурента» выдали свои версии того, что произошло.
На сессии в прошлую среду рассматривались два региональных закона, связанные с муниципальной реформой, вносящей изменения в 131-ФЗ. Это законопроекты «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» и «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». Ряд вопросов правового регулирования федеральной реформы были отнесены на региональный уровень, чем и воспользовались иркутские законодатели. Среди этих вопросов – определение форм организации власти в муниципальных образованиях, полномочий, сроков деятельности. Федеральный законодатель, помимо прямых выборов, допускает при выборе местных Дум делегированный способ. Но именно от него-то в Иркутской области и решили отказаться. Главы муниципальных образований, как и Думы, избираются на прямых выборах на основе общего избирательного права тайным голосованием. В новом законе Иркутской области избранный мэр будет возглавлять местную администрацию, что сохраняет работающую в регионе модель. Главы сельских поселений избираются на прямых выборах, возглавляют местную администрацию и входят в состав представительного органа власти.
В переходных положениях закона урегулируются вопросы по выборам в тех территориях, где отсутствует на данный момент представительный орган, к примеру, в Братске. Авторы законопроекта также прописали порядок избрания на прямых выборах мэра Усолья-Сибирского по истечении сроков полномочий местной Думы. В беседе с депутатом Госдумы Евгением Рульковым Виктор Игнатенко уточнил: в Братске действительно в уставе осталась норма об избрании мэра из числа депутатов, новый же законопроект предполагает прямые выборы. Новый закон вступит в силу до 15 июня, а поскольку федеральный законодатель дал право определять форму организации местной власти именно региону, то уставы должны быть приведены в соответствие с региональным законом. В случае с Братском это будет в сентябре, когда будет избрана новая Дума. «Правовых препятствий выборам мэра Братска в сентябре нет», – сказал Игнатенко.
Депутат ЗС Владимир Матиенко напомнил, что ранее на сессии ЗС, когда обсуждался отзыв регсобрания на законопроект о федеральной муниципальной реформе, против выступила фракция «Гражданской платформы». «Мы считали и считаем, что прямые выборы мэров городов отменять нельзя, – сказал он. – Нашу позицию поддержала тогда фракция КПРФ. Как вы помните, «Единая Россия»и ЛДПР голосовали за то, чтобы всё переделывать и ломать в Иркутской области в плане местного самоуправления. Мы выражаем глубокое удовлетворение тем, что наша позиция совпадает с позицией губернатора Иркутской области, его команды». В ответ спикер ЗС Людмила Берлина сделала замечание, что «ЕР» не собиралась ничего ломать, а готова была к поправкам и, по её мнению, нынешняя ситуация и показывает, что «поправки состоялись». Против сохранения ситуации с прямыми выборами на сессии выступили депутат ЗС Анатолий Дубас и депутат Госдумы Антон Романов. Последний в пространном выступлении назвал сегодняшнюю систему выборов способствующей «развитию коррупции».
Эксперты «Конкурента» попытались поразмышлять, почему в Иркутской области было принято решение сохранить прямые муниципальные выборы. «Я наблюдал в Новосибирске многочисленные негативные высказывания в адрес предлагаемой муниципальной реформы со стороны представителей как депутатского корпуса, так и чиновников (что вообще удивительно), – сказал «Конкуренту» новосибирский политолог Алексей Мазур. – Иркутск и Новосибирск характерны тем, что единороссы хорошо понимают возможные последствия подобной реформы. А именно неизбежное падение рейтинга «Единой России»и рост протестного голосования. А ведь и депутатам и губернатору самим избираться. Кроме того, очевидно, что отмена прямых выборов не улучшит качества городской власти, скорее даже наоборот. И губернатору придётся нести прямую ответственность за все безобразия в муниципалитетах. А оно ему надо?» «Возможно, дело ещё и в конкретных муниципальных выборах, – предположил руководитель регионального отделения партии «Демократический выбор» Сергей Беспалов. – Грядут выборы мэра Иркутска, и я думаю, губернатору интересен свой человек на этом месте. А парадокс ситуации в том, что на прямых выборах работать с электоратом сейчас легче, чем собирать на себя гнев населения, заменив прямые выборы на непрямые».
«Очень трудно судить со стороны, какие факторы могли повлиять на решение губернатора, – заметил заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – Подчёркиваю: мы можем делать предположения, реальную ситуацию знает только сам Сергей Ерощенко. Да, действительно, до появления пресс-релиза правительства о сохранении прямых выборов в Иркутской области на прошлой неделе была очень дозированная информация от инсайдерских источников. И она говорила, что в регионе мог быть довольно жёсткий вариант реализации муниципальной реформы. Да и поведение фракции «ЕР» в областном парламенте говорило об этом. Однако сейчас мы имеем совершенно другую картину. Возможно, глава области считает, что прямые выборы в сложившейся ситуации, когда в регионе высоки протестные настроения, будут более приемлемы. Посмотрите на выборы в Заксобрание – ситуация показала, что и при существующей модели ресурс влияния губернатора на электоральное поведение людей достаточен, чтобы получить нужный результат». По мнению Сергея Шишкина, нельзя исключать вариант и возможного проведения губернаторских выборов, в которых Сергей Ерощенко желает участвовать. И в этой ситуации «точки напряжения» в области не нужны. После высказывания Владимира Путина в Иванове о том, что нормы муниципальной реформы «не носят императивного характера», стало ясно, что ряд регионов могут сохранить за собой прямые муниципальные выборы, добавил Сергей Шишкин.
Сергей Беспалов считает, раз вариативность форм муниципальных выборов была допущена на федеральном уровне, речь, скорее всего, идёт о том, что федерация решила себя обезопасить. «Эксперименты с властью валят выборы верхнего уровня, – заметил эксперт. – Вот и в Иркутской области допустить этого никто не хочет».
Сессия приняла оба законопроекта во втором и окончательном чтении. Вице-губернатор Виктор Игнатенко сообщил, что на сентябрьскую сессию будет вынесен ещё ряд законопроектов по муниципальной реформе, пока же приняты те, что позволяют дать старт муниципальным выборам.