Трудовые гастроли
Тысячи трудовых мигрантов ежегодно приезжают на заработки в Иркутскую область. Сегодня на местных рынках, стройках и в уличных кафе представлен весь национальный состав бывшего СССР, а также Юго-Восточной Азии. По данным миграционной службы, только с начала 2014 года в Приангарье на работу из соседних государств прибыло более 50 тыс. человек. Все вместе они ежегодно вывозят несколько миллиардов долларов в свои страны при том, что средняя зарплата такого наёмного работника чаще всего составляет не больше 15–20 тыс. рублей. Кто и зачем едет в Приангарье работать, выясняла Татьяна Постникова.
Странная работа
Молодой вьетнамец долго и внимательно рассматривает моё журналистское удостоверение. Слово «пресса» окончательно отбивает у него желание продолжать разговор. В России вьетнамца зовут Коля, на просьбу назвать своё настоящее имя он лишь отрицательно машет рукой. Коля торгует джинсами в одном из павильонов рынка «Шанхай-Сити молл», в Иркутске он недавно – меньше года. Больше ничего о себе Коля рассказать не может. На вопросы о том, долго ли он собирается тут оставаться и почему поехал на заработки именно в Россию, он с непонимающим видом отвечает: «Не знаю».
Вообще степень разговорчивости трудовых мигрантов прямо пропорциональна времени, проведённому в стране. Поэтому «не знаю» самый популярный ответ у тех, кто приехал сюда недавно. Причём от уровня знания языка это никак не зависит. Многие выходцы из стран ближнего зарубежья почти свободно говорят по-русски, однако на вопросы отвечать не спешат. Для тех, кто приехал сюда впервые, наша страна пока явно чужая. Даже несмотря на то, что у многих за спиной стоят многочисленные родственники, которые тут уже прочно обосновались и успешно ведут свой бизнес. Именно к таким родственникам приехала работать в Иркутск из Узбекистана 22-летняя Анора. В Узбекистане у неё остались родители, которым она собирается помогать деньгами. Пока, правда, торговля у Аноры идёт не очень успешно. «Ещё опыта мало», – объясняет она и переключается на подошедшего покупателя.
Таких, как Анора и вьетнамец Коля, на иркутских рынках десятки тысяч. По данным Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области, только с начала 2014 года в Приангарье прибыло более 50 тысяч иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности. При этом с каждым годом число трудовых мигрантов на территории области растёт. Если в 2011 году на миграционный учёт было поставлено 148 тысяч иностранных граждан, то в 2012-м – уже 173 тысячи, а в 2013-м – 189 тысяч. Чаще всего сюда едут на заработки жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Украины. Плюс с каждым годом всё больше можно встретить граждан из соседнего Китая и Северной Кореи.
Работу они находят не только на рынках. Многие устраиваются на стройки, в кафе, садоводства, трудятся дворниками, уборщицами и много кем ещё. Самые предприимчивые организуют своё дело и затем так же берут на работу своих соотечественников. И если дело идёт хорошо, то такие поездки на заработки в Россию повторяются ежегодно. Узбек Карим в этом году приехал сюда шестой раз подряд. Уже несколько лет он работает официантом в одном из кафе в Листвянке. Вместе с другом делает настоящий узбекский плов, который очень любят приезжие туристы. Трудовая вахта Карима длится весь «высокий» туристический сезон на Байкале – с марта по октябрь. Затем он уезжает домой, к жене и детям. В Душанбе у него четыре дочери и сын. Почти все, кроме старшей дочери, родились уже в период, когда Карим начал ездить в Россию на заработки. Другого способа содержать семью у него сегодня нет.
– Работать там негде, – рассказывает он. – Здесь деньги хоть и не самые большие, но это лучше, чем ничего. Я сам бывший военный, сначала долго пытался найти работу в Душанбе. Но когда половина моих братьев уехала на заработки в Россию, отправился за ними. Сначала жили в Челябинске, потом перебрались сюда и так и остались. Здесь хорошо, много солнца, море, такая работа – это наполовину отдых.
Единственный минус, по словам Карима, – долгая разлука с семьёй: скучает по детям и жене. Но, несмотря на это, на следующий год он снова приедет сюда работать.
В долларовом эквиваленте
Вопрос о заработках для трудовых мигрантов самый щекотливый. Так, средняя зарплата работника по дому составляет 15–20 тысяч рублей, на рынках она зависит от выручки, на стройке – от объёма выполненных работ и аппетитов прораба, который делит заработанные средства на всех членов бригады. Большинство собеседников «Конкурента» доходы, которые им удаётся получать в другой стране, а также цели, на которые потом идут эти деньги, не обсуждает.
Кроме того, далеко не все едут в Россию, чтобы прокормить оставшихся дома родственников: кто-то приезжает обеспечить собственное существование. Но большая часть заработанных средств всё же работает на экономику соседних государств. По данным Центрального банка РФ, лидером по трансграничным операциям из России является Узбекистан. За 2013 год физическими лицами – нерезидентами туда было перечислено 5,8 миллиарда долларов, или почти 180 миллиардов рублей (средний размер одной операции составлял 18,5 тысячи рублей). На втором месте – Таджики-стан, куда за год было перечислено 3,3 миллиарда долларов, на третьем – Украина (1,3 миллиарда долларов), на четвёртом – Киргизия (1,1 миллиарда долларов), на пятом – Китай (1 миллиард долларов). В региональном разрезе такой информации ЦБ РФ не обладает.
У банков, впрочем, немного другое соотношение переводов физлиц в соседние страны. Так, по данным регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка, в прошлом году наибольший объём средств в сибирских отделениях Райффайзенбанка был переведён в Армению. На эту страну пришлось 30% от общего объёма переводов. Вторым по популярности оказался Узбекистан (26%), а замыкала тройку ключевых «денежных» направлений Грузия (20%).
– По итогам первого квартала 2014 года объём переводов в страны ближнего зарубежья в Сибири снизился, – рассказывает директор регионального центра «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Почеснев. – Но лидером по-прежнему остаётся Армения, причём её доля в общем объёме переводов выросла до 38%. На второе место вышла Грузия (25%), а Узбекистан уступил свою позицию. Доля переводов в эту страну в нынешнем году пока составляет лишь 23% от общего объёма.
Но и эти цифры являются приблизительными. Детальной статистикой об объёме переводов в страны ближнего и дальнего зарубежья трудовыми мигрантами большинство банков попросту не владеет. «Потому что наша отчётность не позволяет нам на уровне региона выделить данные в разрезе национальности и рода деятельности физических лиц, пользующихся услугами денежных переводов», – объясняет причины Андрей Почеснев.
Вдали от дома
Между тем немалому количеству выходцев из соседних государств работа в России позволяет безбедно содержать свои семьи на родине. Правда, для этого им приходится работать здесь уже не один год, причём, как правило, на себя. Наёмный труд для большинства из тех, кто приехал на заработки в Россию, считается низшей ступенью личной карьерной лестницы. А построить свой бизнес многим здесь даже проще, чем дома.
– Потому что там сплошная мафия, – рассказывает уже немолодой армянин Гога. – А здесь есть условия для работы, никто сильно не притесняет, можно с людьми договориться.
В Иркутске у Гоги собственное кафе на одной из проходимых улиц города. А в Армении – жена, сын и дом в Спитаке, который он построил после землетрясения. При этом уже почти 20 лет он живёт на две страны. Большую часть года проводит в Иркутске, потому что любое дело нельзя надолго оставлять без присмотра, потом на время уезжает к семье в Армению. Говорит, что хочет получит российское гражданство и окончательно обосноваться в Сибири. «У нас в Армении тоже много озёр, но здесь, на Байкале, лучше дышится, тут чище, свежее», – говорит он с армянской искренностью.
В Армении на заработанные здесь средства, по его словам, жить можно вполне безбедно. И в качестве примера рассказывает, что его жена, торгуя на рынке, зарабатывает в среднем 100 долларов в месяц. Поэтому на те 300–400 долларов, которые большинству трудовых мигрантов удаётся отправлять своим родственника в родные страны, порой без особых проблем живёт большая семья.