издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виталий Шуба: «Только консолидированные действия дают результат»

Виталий Шуба в Приангарье бывает постоянно, хотя основное рабочее место парламентария находится в Москве, где Виталий Борисович уже много лет защищает интересы Иркутской области. С 1993 по 2011 год – в качестве депутата Государственной Думы, первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам. Из пяти созывов он четырежды избирался по одномандатному округу. В 2007-м стал депутатом ГД от партии «Единая Россия». Кстати, в России лишь пять депутатов смогли пройти такую проверку на прочность и доверие населения. В сентябре 2013 года как представитель Законодательного Собрания региона Виталий Шуба наделён полномочиями члена Совета Федерации. Через несколько месяцев коллеги избрали его заместителем председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам.

– Виталий Борисович, есть ли своя специфика работы на новом посту и насколько комфортно вы чувствуете себя в качестве сенатора?

– Возможности влиять на законотворческий процесс, то есть инициировать законопроекты, подавать поправки, у депутата Госдумы и члена Совета Федерации абсолютно равные. Это предусмотрено законом о статусе. Понятно, что есть своя процедура: допустим, в Совете Федерации, когда законопроект проделал уже большой путь от инициативы до принятия Государственной Думой, проводить поправки сложнее. Но с учётом серьёзного парламентского опыта, наработанных связей, личных отношений мне было легко адаптироваться в качестве сенатора. 

Когда впервые после нового назначения Виталий Шуба пришёл на заседание думского Комитета по бюджету и налогам, где отработал много лет, давние коллеги и члены правительства очень тепло его встретили и были искренне рады появлению в своих рядах такого авторитетного парламентария. Вот что означает фраза «наработанные связи», за которой стоят долгие годы кропотливого труда. 

– Понимая специфику работы над законом, я стараюсь погрузиться в суть вопроса как можно раньше, ещё на стадии законопроекта, – продолжает Виталий Шуба.– На это нацелен и аппарат нашего комитета в Совете Федерации. Очень важно, чтобы позиции депутатов и сенаторов от регионов совпадали. Так эффективнее отстаивать интересы территории, поэтому мы стремимся синхронизировать свою работу, в том числе с Законодательным Собранием и правительством Иркутской области. 

В начале 1990-х Государственная Дума начинала работу с чистого листа в буквальном смысле слова. На территории новой России действовали законы, принятые в другом государстве, под названием РСФСР, СССР. Иногда это и вовсе были нормативные акты Совета народных комиссаров, утверждённые ещё в 1920-х годах. Приходилось очень быстро формировать новое законодательство РФ. К сожалению, не обошлось без ошибок. На том этапе это было неизбежным. 

Первая Дума была очень пёстрой по своему политическому составу, и прийти к согласию было очень сложно. Часто принимались законы, не подкреплённые финансированием. Например, принятый в 1995 году, к 50-летию со дня Победы, Закон «О ветеранах». Он предусмотрел множество льгот, но, к сожалению, только на бумаге. В реальной на тот момент финансовой обстановке их невозможно было исполнить. В это же время в России начали формироваться суверенные республики, конституции и уставы которых зачастую выступали вразрез с российским законодательством. Невозможно не учитывать и разворачивавшиеся на тот момент события в Чечне, которые и финансово, и морально давили на экономику России. 

Что касается финансов, Российская Федерация стала преемником обязательств Советского Союза. Только его внешний долг составлял более 130 млрд долларов. Золотовалютные резервы страны «весили» всего 11 млрд долларов. Большинство населения помнит, что в условиях дефицита «живых» денег в ход шли зачётные схемы, существовал натуральный обмен. Обязательства государства в разы превышали возможности бюджета. Всё нужно было уравновесить. Такая ситуация сохранялась до конца 1990-х годов. 

– По-разному, конечно, можно относиться к нашей новейшей истории, но мы сумели сохранить Россию единой и неделимой. А сегодня по волеизъявлению населения ещё и принимаем в её состав новые субъекты, я имею в виду Крым и Севастополь, – говорит Виталий Шуба. – Вернёмся в двухтысячные, когда были приняты основополагающие законы, которыми закреплены полномочия за каждым уровнем власти. Здесь речь идёт о законе об общих принципах организации местного самоуправления и законе об органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Затем по вертикали всё было законодательно синхронизировано. Каждое расходное обязательство было оговорено, подкреплено финансами. Льготы, которые не исполнялись, были упразднены. В качестве примера можно привести закон, как коротко мы его называем, о монетизации льгот. Я был одним из тех, кто вёл этот законопроект в Государственной Думе, внёс несколько поправок, которые существенно улучшили предложенный правительством вариант. 

Время дало оценку этому закону, который предоставляет гражданину право выбора – получить льготу в денежном эквиваленте или в виде пакета социальных услуг. Каждый решает лично. Этим же законом мы сняли нагрузку с муниципальных бюджетов, которые вынуждены были на местах исполнять обязательства федерального закона. Суммарно были внесены изменения в 155 законов.

Проделана колоссальная работа. Когда я пошёл докладывать законопроект во втором чтении, поправки, которых было более десяти тысяч, к трибуне пришлось везти на тележке. Более 370 поправок были вынесены на отдельное голосование. Мой доклад начался в 10 утра и только в 8 вечера я сошёл с трибуны. 

– Если уж мы перешли ко дню сегодняшнему, какие вопросы первыми стоят в повестке жизни региона, который вы представляете? 

– Буквально накануне беседы мы обсудили с губернатором Сергеем Ерощенко, какой результат планирует получить Иркутская область, используя право, которое даётся федеральным законодательством, по предоставлению льгот в части реализации региональных инвестиционных проектов. Сергей Владимирович выступил с законотворческой инициативой, парламент региона его поддержал. Такая льгота даётся компаниям, которые инвестируют в экономику региона. При этом мы получаем новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджет области. Хотя на начальной стадии реализации проекта регион недополучит определённую часть налогов.

Как пример можно привести предоставление налоговых льгот Иркутской нефтяной компании: недополучив два миллиарда рублей в качестве налогов на первом этапе, в ходе дальнейшей реализации проекта мы имеем возможность увеличить объём налогов как минимум вдвое. При этом компания создаст инфраструктуру – дороги, путепровод. Добытый ею газ послужит сырьём для будущей электростанции в Усть-Кутском районе. 

Нам необходимо объединить усилия для того, чтобы изменить методику выделения дотаций из федерального бюджета, так как действующий сегодня принцип при увеличении налогового потенциала предполагает снижение финансовой поддержки из центра. Мы считаем, что прирост по налогам от деятельности той же нефтяной компании получит не только региональный, но и федеральный бюджет. А значит, объём финансовой поддержки региону не должен быть снижен. 

– Это очевидный пример, когда требуется совершенствование межбюджетных отношений.

– Подобных примеров более чем достаточно. Поэтому в Совете Федерации подготовлена «дорожная карта» по совершенствованию межбюджетных отношений, и я являюсь одним из инициаторов этого документа. Если брать статистику, увидим, что в 2013-м консолидированный дефицит бюджетов субъектов составил 650 миллиардов рублей. В 2012 году – 240 миллиардов, а за год до этого дефицита почти не было вовсе. Понятно, что возросли социальные обязательства в связи с необходимостью исполнять социальные указы президента страны. Дополнительных доходов у субъектов не добавилось, регионы начали кредитоваться. 

Консолидированный долг регионов сегодня более двух триллионов рублей. Размер долга к объёму собственных доходов в Республике Мордовия, например, 172%. У пятидесяти субъектов он составляет более 50% собственных налоговых и неналоговых доходов. А в Иркутской области этот показатель равен всего 4%. Мы достойно выглядим на фоне других субъектов. Но, как ни странно, возникает вопрос: хорошо это или плохо? 

– То есть какой-то регион затянул поясок, развивая экономику, и ничего не получил за результативную деятельность, а кто-то залез в долги, повесив свою проблему на государство.

– Направление мысли правильное. С учётом возникшей ситуации государство готово оказать помощь «терпящим бедствие» регионам – реструктурировать долг, заменить коммерческие кредиты бюджетными практически по нулевой ставке. Но Иркутская область такой проблемы государству не создала. Мы очень взвешенно подходили к заимствованию и сегодня выполняем все обязательства. Однако и у нас периодически возникает потребность в дополнительных ресурсах, например, сегодня на выплату отпускных работникам бюджетной сферы. Поэтому я внёс предложение, что среди регионов – получателей кредитов должна быть и Иркутская область. 

В Минфине России при участии руководителя финансового блока правительства Иркутской области состоялась встреча с заместителем министра. Наши предложения были поддержаны. Никаких сбоев в реализации обязательств региона перед жителями не будет. Пока мы договорились о выделении Приангарью очень короткого бюджетного кредита в два миллиарда рублей. Для региона это не накладно.

В июне Федеральное Собрание рассмотрит изменения в действующий бюджет. Нам предложено увеличить кредитование регионов на 100 миллиардов рублей. И Дума, и Совет Федерации будут настаивать на том, чтобы в полтора раза увеличить эту сумму. Также дополнительно предполагается выделить 25 миллиардов дотаций на сбалансированность бюджетов. Депутатов и сенаторов эта цифра не устраивает: как минимум будем требовать в два раза больше. Для меня стоит задача при рассмотрении и принятии изменений в бюджет «притянуть» средства для Иркутской области

– Кстати, о деньгах: насколько активно Иркутская область участвует в федеральных программах? Почему-то иркутян не оставляют смутные сомнения, что мы используем все резервы в этом плане. 

– Если коротко – достаточно хорошо выглядит наша область. Губернатор планово ведёт работу. В региональном правительстве сегодня есть заместитель председателя Лариса Забродская, которая непосредственно занимается федеральными целевыми программами и участием области в них. Задействован ресурс депутатов Госдумы и сенаторов. Есть и реальная отдача. 

Как пример – участие Иркутской области в федеральной программе энергосбережения. Только 25 субъектов получают субсидии по этой программе, в том числе и наш регион. Он оказался в числе тех, кто имеет региональную программу, пре-дусмотрев софинансирование. 

Своевременная и грамотная работа правительства Иркутской области дала нам по этой программе 160 миллионов рублей на решение проблем по энергосбережению. Часть средств пойдёт на замену устаревших окон в школах, в том числе и в Братске. Опыт есть, и дальше по этой программе будем добиваться денег. 

Эффективно правительство Иркутской области работает с федеральными министерствами, в том числе здравоохранения. В прошлом году мы добились федеральной поддержки на 440 миллионов рублей, предусмотрели региональное софинансирование. На эти средства планировалось приобрести оборудование для онкологического центра. Однако необходимо было пройти конкурсные процедуры, которые затянулись по времени. Такое случается в силу объективных причин. В итоге год закончился и средства «подняли наверх». Нынче регион отправил заявку на возврат денег, и сегодня они вернулись в Иркутск. 

Вернёмся к образованию. Недавно я получил обращение от Братского госуниверситета, которому сократили 75 бюджетных мест. На прошлой неделе у меня состоялась встреча с заместителями министра образования Российской Федерации, проблема решена. Места не только вернули, но ещё и увеличили для БрГУ плановую цифру на 95 бюджетных мест. 

Ещё одна проблема – по учительству: педагоги общеобразовательных школ должны раз в пять лет повышать профессиональную квалификацию. Это проходит в вузах Иркутска. Вы представляете себе, какие временные и финансовые затраты нужно приложить учителю из Киренского района, Усть-Кута, Железногорска, других северных территорий на поездку в областной центр на двухмесячные курсы? Моё предложение, поддержанное региональным правительством, состоит в том, чтобы для северных районов области открыть обучающий центр на базе Братского госуниверситета. 

Этот вопрос, как и всё остальное в пользу жителей Приангарья, решается путём совместной, консолидированной работы с губернатором Иркутской области, региональной властью, муниципалитетами. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры