Самолётный бум
Новые воздушные суда долетели до Восточной Сибири
В последние два года авиакомпании Восточной Сибири отметились приростом парка воздушных судов. Частично обновление идёт за счёт средств региональных бюджетов. В конце февраля после двадцатипятилетнего перерыва в аэропорту Читы встречали новый двадцатидвухместный чешский L-410. Покупка обошлась в 200 миллионов рублей. Единственная региональная компания «Аэросервис» до этого момента имела в распоряжении только три «кукурузника» Ан-2 и оказывала услуги в сфере региональной авиации. Несмотря на то что, по официальной информации правительства Забайкальского края, L-410 мог приступить к пассажирским перевозкам в апреле, пока ни одного рейса он не выполнил.
Новые суда также поступили в иркутскую авиакомпанию «Ангара», располагающую сегодня наиболее обширным парком. Он насчитывает 24 единицы: три Ан-148, семь Ан-24, три Ан-26-100, два Ан-2 и одиннадцать вертолётов Ми-8. Договоры лизинга с компанией «Илюшин Финанс Ко» перевозчик заключил при участии бюджета Иркутской области, и в 2012 году в регион поступили три Ан-148. Новый ближнемагистральный самолёт до «Ангары» эксплуатировали только две авиакомпании. По информации минтранса Иркутской области, в 2012 и 2013 годах на оплату части лизинговых взносов из бюджета региона предприятие получило 231 миллион рублей. Кроме того, на те же цели в нынешнем году область планирует направить ещё 280 миллионов рублей.
Как и в случае Забайкальского края, столь крупные вложения в новую технику сделаны впервые за многие годы. Ранее в компании эксплуатировали самолёты, произведённые в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века. Не отстаёт от соседей и Республика Бурятия. В 2013 году молодая авиационная компания «Панх», базирующаяся в Улан-Удэ, приобрела лёгкие самолёты Cessna 208 Grand Caravan, рассчитанные на 9 человек и, как и Ан-148, приспособленные для взлёта и посадки на грунт. Сейчас в распоряжении компании находятся три самолёта Cessna 208, двенадцать Ан-2 и два новых L-410, которые прибыли в аэропорт базирования 22 апреля. Стоимость одной «элки» составила 190 миллионов рублей. Совместно с «Бурятскими авиалиниями», прошедшими через банкротство 13 лет назад и возобновившими полёты в 2010 году, компания выполняет рейсы по Республике Бурятия, а также в Забайкальский край и северные районы Иркутской области.
«Бурятские авиалинии», в отличие от коллег, пока не обзавелись новым транспортом. Парк воздушных судов предприятия насчитывает девять единиц: четыре самолёта Ан-24 и пять вертолётов Ми-8. Второй по количеству воздушных судов в Восточной Сибири перевозчик «ИрАэро» тоже не замечен в сделках с новыми самолётами. Компания обладает пятью пассажирскими Ан-24, тремя грузопассажирскими Ан-26-100, семью грузовыми авиалайнерами Ан-26, а также шестью CRJ-200 Bombardier Regional Aircraft. Недавно в СМИ появилась информация о готовящейся покупке лайнеров Boeing. Кроме того, в прошлом году «ИрАэро» заключила договор с корпорацией «Иркут» о покупке десяти строящихся МС-21.
По данным портала russianplanes.ru, средний возраст воздушных судов в «Бурятских авиалиниях» составляет 37,2 года. Чуть меньше средний стаж парка «ИрАэро» и «Ангары», насчитывающий 32,6 и 31,7 года соответственно. Читинскому «Аэросервису» споттеры посчитали только новый L-410, и в результате средний возраст его парка составил 0,4 года.