издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наказаны заглушкой

Управляющие компании начали устанавливать в жильё должников устройства, блокирующие водоотведение

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Общий долг населения Иркутска за коммунальные ресурсы сегодня составляет 1,6 млрд рублей. На этом фоне управляющие компании решили заняться «перевоспитанием» злостных неплательщиков. Они позаимствовали опыт УК из европейской части страны, которые довольно успешно применяют канализационные заглушки. Теперь устанавливать их начали и у иркутских должников. Так, Южное управление ЖКС снабдило подобным устройством уже семь квартир.

На сегодняшний день в Иркутске задолженность населения по квартплате и за коммунальные услуги составляет 1,6 млрд рублей. Причём эксперты отмечают здесь тенденцию к росту – ещё два года назад сумма составляла 1,2 млрд рублей. 

Наибольший долг сохраняется у населения перед тремя крупнейшими управляющими компаниям Иркутска – «Северная», «Западная» и «Южная» (до 300 млн рублей).

Как рассказал на минувшей неделе во время рейда по квартирам, где проживают неплательщики, заместитель гендиректора по общим вопросам Южного управления ЖКС Владимир Васильев, среди должников его компании более 50% – те, кто проживает не в приватизированном жилье, а в квартирах, находящихся в муниципальной собственности. Если же говорить о суммах долгов, то максимальный размер, который отмечают в «Южной», доходит до 800 тыс. рублей на одну квартиру. В таком случае вполне невинной выглядит сумма неоплаты в 100–300 тыс. рублей на одну квартиру, которая тоже часто «висит» на клиентах «Южной». 

Что характерно, далеко не всегда бедность и нужда загоняют иркутян в такую долговую яму. Злостных неплательщиков в Южном управлении ЖКС делят на два типа – малоимущие граждане, у которых действительно нет возможности заплатить, и люди, просто не желающие этого делать.

– С должниками мы постоянно работаем в личном контакте, поэтому без труда можем определить, что это за жильцы, – говорит Владимир Васильев. – Очень большая категория неплательщиков – вполне состоятельные люди. Есть даже среди них довольно крупные руководители компаний, организаций, которые имеют устойчивое финансовое положение. Плюс они достаточно грамотные с юридической точки зрения, поэтому используют прорехи в российском законодательстве, чтобы не платить за услуги и уходить от ответственности. Некоторые из них в ответ на наши угрозы возбудить дело нам открыто говорят: «Срок исковой давности составляет три года, после чего привлечь меня к ответственности не удастся».

Из-за задолженности населения УК не может вовремя рассчитаться ни с Иркутской городской теплосбытовой компанией, ни с «Водоканалом» за получаемые от них ресурсы, рассказывает Васильев. Ущемляются и интересы более сознательных граждан, соседствующих с неплательщиками. Так, в доме по улице Донской, который накануне майских праздников инспектировали представители Южного управления ЖКС, при отсутствии 100-процентной собираемости денег с жильцов коммунальщики недовыполняют примерно 20% работы по текущему ремонту кровли, фасада. Нет возможности качественно содержать придомовую территорию и подготовить жильё к зиме – утеплить подъезд, отремонтировать элеваторный узел, инженерные системы отопления, водоснабжения.

Однако муниципалитет принять к таким должникам крайние меры, например выселение, сегодня не в состоянии. По закону город должен их выселить только в том случае, если предоставит взамен менее обустроенное жильё – ограниченное по квадратным метрам или по степени комфортности. Но в Иркутске пока муниципального обменного жилья нет.

Таким образом, воевать управляющим компаниям приходится в одиночку. И здесь, как на войне, хороши все средства – главное, чтобы в рамках закона, решили иркутские коммунальщики. По словам Владимира Васильева, в арсенале УК есть несколько методов борьбы с недобросовестными клиентами. Сначала – вполне стандартные и безболезненные. Сотрудники УК обзванивают своих «подопечных» по телефону и предупреждают на случай, если люди вдруг не знают, что у них накопилась трёхмесячная (именно с этого срока гражданин признаётся уже как должник) задолженность по коммунальным услугам. Обходят представители УК и лично «нехорошие квартиры», чтобы наставить на путь истинный их жильцов.

На этом попытки решить проблему мирным путём практически исчерпываются. Заканчивается и терпение у сотрудников УК. Компании пытаются решить вопрос в судебном порядке. Но, как рассказывает заместитель гендиректора Южного управления ЖКС, на подготовку исков и рассмотрение дел в ходе судебных процессов тратится слишком много времени. А юридически грамотные неплательщики находят возможность ещё чуть-чуть продлить начальный этап судебного процесса – они просто производят оплату небольшой части из общей суммы задолженности. В итоге заявителю приходится перерабатывать исковое заявление, подавать его заново. Кроме того, решение проблемы через судебные органы несёт за собой финансовую нагрузку для УК.

– Каждый иск – это для нас ещё и 4 тысячи рублей госпошлины. А отдача от всех этих действий невелика. Вероятность того, что мы получим с должников таким путём деньги, составляет лишь 30%. То есть сегодня это неэффективная мера, – рассказывает представитель компании.

Если судебное решение вступило в силу, то за дело принимаются судебные приставы. Это ещё один не слишком быстрый государственный механизм по взысканию долгов. Тем более что у приставов нет своих специализированных складов, где можно хранить изъятое имущество, а у должников не всегда есть имущество, которое можно изъять.

– В нашей практике был случай: осенью прошлого года Октябрьский суд Иркутска принял по одной квартире решение о выселении жильцов. Но дальше этого дело не двинулось. Поэтому мы считаем, что самая действенная мера – показать на практике, чем чревато нежелание платить за услуги, – делится Васильев.

В итоге крупные иркутские управляющие компании в борьбе с неплательщиками решили сделать ставку на «шоковую терапию». Правда, перед этим гражданам всё же дают возможность исправиться – высылают уведомления, а потом и предупреждения о том, чем грозит им неуплата долга. Речь идёт об ограничении подачи какого-либо из видов коммунальных ресурсов. Жилец, не раскошеливавшийся уже несколько месяцев подряд, рискует остаться не только без электроэнергии, холодной, горячей воды, но и без водоотведения. Последняя мера сегодня новинка у иркутских коммунальщиков, которая пусть не повсеместно, но начинает применяться. 

Участники процесса – электрики, специалисты службы, оказывающей услуги по установке запоров для канализации, а также журналисты – собрались на лестничной площадке у квартиры недобросовестных граждан, проживающих на Донской. Долг за ними числится пока не критичный – около 

30 тыс. рублей. Перспективы погасить его в ближайшее время у хозяев в общем-то есть, к чему и хотят подвигнуть коммунальщики. Но соседи эти перспективы оценивают критически:

– Это алкоголики. Самой ей [хозяйке] 46 лет, не работает. От бомжа родила, который живёт в канализационном люке. Бедный ребёнок, он пошёл в первый класс и то через силу – не хотела отдавать. И мама у неё там живёт такая же алкоголичка, – комментирует женщина, живущая этажом ниже.

Однако Владимир Васильев даёт команду электрикам обесточить квартиру. С чисто практической точки зрения для работников УК это сделать намного проще, чем, например, отключить неплательщику горячую воду. Для этого ещё нужно как-то попасть в квартиру.

– Наши граждане, согласно законодательству, имеют право не пускать коммунальщиков к себе, – говорит заместитель гендиректора по общим вопросам.

Тем временем электрики деловито принялись за работу – перерезали провода в щитке на лестничной площадке, заточили концы провода, чтобы соединить их жильцам самостоятельно было невозможно. «Если мы просто провода вытащим, они заплатят какому-нибудь мужчине – здесь много ума не надо, – и он опять запустит электроснабжение. Мы обрезаем, оставляем острые концы. Просто так это уже не подключить. Надо сначала прийти к нам и оплатить долг», – делится хитростями один из работников УК.

Несмотря на пикантность ситуации – отключение квартиры за неуплату, – самих должников это не смутило. Безработная хозяйка, воинственно настроенная дама в потрёпанном халате, открыла дверь и попыталась разобраться с хулиганами, оставившими её без электричества. Но когда поняла, что заблуждалась насчёт хулиганов, всё же от небольшой перебранки с представителем УК не отказалась:

– Почему это вы нас не предупредили?! Какое право имеете оставлять без света? Я обращусь в милицию.

– У нас есть ваши подписи, свидетельствующие о том, что уведомления и предупреждения получены, – заметил Васильев.

– Нигде я не расписывалась! – отрезала дама и, очевидно, обидевшись, пропала в одной из комнат своей квартиры, оставив собеседников на пороге незакрытой входной двери. 

До квартиры следующих должников далеко идти не пришлось – в соседнем подъезде на стук в дверь работников ЖКХ отреагировали быстро. Оказалось, тут проживают квартиросъёмщики – молодая пара, которой предоставляет внаём жильё нерадивая хозяйка. Сумма её долга также в пределах 30 тыс. рублей. Коммунальщики перед супругами извинились, но к карательным мероприятиям всё же приступили.

– А как хозяйка-то реагирует, что она вам говорит? – поинтересовались журналисты у девушки-квартирантки.

– Мы ей позвонили и сказали, что управляющая компания требует оплатить. Она обещала разобраться. Это было месяц назад.

– И ничего не изменилось, – констатируют коммунальщики.

После того как электричество было отключено, вся процессия последовала в подвал дома – здесь предстояло опробовать новую установку «Глот», которую УК приобрела для того, чтобы ставить заглушки на канализационные трубы. С помощью специальной разлинованной штанги устройство «Глот» вводится в фановую трубу и по ней проникает до необходимого этажа в канализационный стояк квартиры неплательщика. Сама штанга разлинована, это даёт возможность понять, на какую высоту поднимать устройство – до второго, третьего или пятого этажа. Кроме того, на шнуре рядом с «Глотом» есть видеокамера, она также позволяет с определённой точностью найти нужное место дислокации. Так заглушка устанавливается на выпускной канализационной трубе. При этом, кроме неплательщика, другие жильцы дома не пострадают, заверяют в УК. Устройство закрывает выход для канализационных стоков в нужной квартире. Ещё пару дней жидкость может проходить через него, но потом твёрдые фракции забивают отверстие для воды и уже нельзя пользоваться канализацией. А значит, нет возможности использовать такие удобства, как туалет и ванна.

Надо отметить, что сама услуга по установке заглушки платная, обходится она УК примерно в такую же сумму, что и госпошлина за поданный иск – в 4 тыс. рублей. Но эффект, как правило, даёт о себе знать через несколько дней. После того как должнику установили заглушку, уже на второй день он обращается в УК с просьбой о том, чтобы ему устранили засоры. Но коммунальщики, естественно, не торопятся предпринимать меры – заглушка стоит до тех пор, пока хозяин не расплатится по долгам. После чего ему придётся заплатить и за снятие устройства. 

Чтобы самостоятельно убрать такую заглушку, потребуется приложить серьёзные усилия – как минимум обеспечить доступ к канализационной трубе, в которую затем придётся врезаться. Работа довольно грязная, предупреждают специалисты. И просят на всякий случай журналистов отойти подальше, когда вскрывают фановую трубу в подвале. Всего УК поставила около семи заглушек. И прецедентов, когда их сняли сами должники, пока не было.

– Сегодня мы обходим тех, у кого сравнительно небольшие суммы задолженности в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей. В этом случае всё-таки есть шансы, что люди оплатят в ближайшее время. Однако для тех, кому это не под силу, и для тех, у кого долг превышает 80–100 тысяч рублей, у нас действует такой вариант, как заключение соглашения о рассрочке платежа. Согласитесь, вряд ли найдётся гражданин, который придёт и разом эту сумму выплатит, – рассказывает Владимир Васильев.

Очень часто такие квартиры с большими долгами за коммунальные ресурсы сдаются в аренду. И если в них установить заглушку на канализационную систему, у самих хозяев проблем всё-таки не возникает. Они могут просто отказаться на какое-то время сдавать жильё. Для УК это тоже не выход из положения – деньги ведь не возвращаются. Поэтому они и предлагают хозяевам уплатить на первом этапе часть суммы, что позволит восстановить хотя бы подачу электричества. А далее между сторонами заключается соглашение, чтобы в течение определённого срока в зависимости от размера долга сумма была погашена полностью.

– И никто из жильцов не пытается оспорить ваше решение через суд? – поинтересовались журналисты у представителя УК.

– Пожалуйста, путь пробуют. Есть 354-е постановление, которое конкретно говорит о том, что мы имеем право частично ограничивать предоставление коммунальных услуг неплательщикам. Мы действуем строго в правовом поле. Сейчас добиваемся того, чтобы во всех квартирах люди установили приборы учёта воды, это быстро отрезвляет. Кроме того, есть возможность влиять на потребителей коммунальных ресурсов через пени, которые начисляются за неуплату. Скоро они вырастут в два раза, – рассказывают в УК.

Но самую большую надежду коммунальщики по-прежнему возлагают на возможность принудительно выселять граждан, имеющих большой долг. Такой законопроект сейчас готовится федеральными органами власти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры