Конкуренция на равных
ГЭС Сибири получили возможность продавать львиную долю мощности по рыночной стоимости
Сибирские ГЭС с 1 мая 2014 года могут продавать 65% своей мощности по рыночным ценам. В дальнейшем эта доля постепенно увеличится до 100%, что предусмотрено в постановлении правительства РФ, которое было подписано 28 апреля и опубликовано двумя днями позднее. Представители отрасли и эксперты сходятся во мнении, что либерализация правил оптового рынка электрической энергии и мощности для гидростанций, расположенных в Сибири, не вызовет роста цен для потребителей. А население от этого застраховано по умолчанию – тарифы для него целиком и полностью регулирует государство.
Генерирующие компании ожидали того решения, которое приняли федеральные власти. «В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью именно в рыночной логике, – комментирует его и.о. генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. – Особенно в том случае, когда речь идёт об экологической генерации». На долю ГЭС приходится около половины электроэнергии, выработанной в Сибири, за счёт чего электричество во второй ценовой зоне оптового рынка стоит дешевле, чем в европейской части России. При этом гидроэлектростанции служат регуляторами и участвуют в торгах с ценопринимающими заявками как на электроэнергию, так и на мощность, тем самым обеспечивая «торможение» цен, предлагаемых тепловой генерацией.
«Постановление вышло в развитие логики правительства, предполагающей поэтапную либерализацию цен на мощность, поставляемую ГЭС Сибири, – добавляет заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Максим Матвеев. – Такой шаг сделан для того, чтобы потребители не ощутили влияния либерализации на конечную стоимость электроэнергии». Точкой отсчёта для региона стало 1 мая 2005 года, когда в Сибири заработал оптовый рынок электроэнергии и мощности. Произошло это на полтора года позднее, чем на территории европейской части России и Урала (то есть в первой ценовой зоне), к тому же правила были несколько изменены с учётом местной специфики.
В частности, расчёты по рыночным ценам распространялись лишь на 5% установленной мощности сибирских тепловых станций и 2% установленной мощности ГЭС (во время паводков эта доля увеличивалась до 15%). Впоследствии должна была быть проведена полная либерализация. Предполагалась, что она завершится к 1 января 2011 года. «По плану, либерализация касалась всех категорий потребителей, кроме населения», – подчёркивает Матвеев.
Однако в начале 2011 года стоимость электроэнергии резко возросла, что вызвало недовольство потребителей. В наибольшей степени на конечные цены повлияли две составляющие тарифов – сетевая и сбытовая, которые в сравнении со всеми остальными росли опережающими темпами. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, федеральные власти пошли на сокращение инвестиционных программ крупных энергетических компаний вроде ФСК ЕЭС. Среди прочих мер было принято решение отложить переход на рыночные цены на мощность сибирских ГЭС. «Не отказавшись от идеи либерализации, правительство просто продлило её», – поясняет заместитель гендиректора «Иркутскэнерго».
О том, как будет выглядеть новая конфигурация рынка для гидроэлектростанций второй ценовой зоны, стало известно в конце января нынешнего года. Министерство энергетики РФ обнародовало проект правительственного постановления, предусматривающего, что с 1 апреля 2014 года ГЭС Сибири смогут продавать до 50% мощности по нерегулируемым ценам. Согласно документу, с 1 января 2016 года эта доля могла бы измениться на 20 процентных пунктов в ту или иную сторону. Однако в итоговом постановлении, которое председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 28 апреля нынешнего года, условия изменились. Так, было решено, что с 1 мая 2014 года по 31 декабря 2015 года доля мощности, которую ГЭС Сибири продают по рыночным ценам, составляет 65%, а с 1 января 2016 года она возрастает до 80%. В 2017 году и вовсе предусматривается полная либерализация рынка.
«В случае, если данное решение положительно скажется на всех группах потребителей (то есть повысится надёжность энергоснабжения, а цены при этом не будут расти скачкообразно), его можно только приветствовать, – полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – К тому же не стоит забывать, что Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года предусматривает развитие конкурентных отношений между различными видами генерации и значительное увеличение доли нетопливных источников в производстве электроэнергии. Так что это решение ещё и является шагом к выполнению данного пункта Энергостратегии». Действительно, потребители не столкнутся с ростом конечной стоимости электричества. Дело в том, что последние четыре месяца в Сибири оно только дешевеет: по данным некоммерческого партнёрства «Совет рынка» на
1 мая, средневзвешенный индекс цен в регионе с начала года снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Цены начали снижаться в условиях роста предложения (объёмов генерации) и высокого уровня конкуренции, – говорит Матвеев. – Как только заработали рыночные механизмы, цены на мощность упали более чем на 30%. Провести их либерализацию в таких условиях – логичный шаг. Регулировать их в условиях нормальной конкуренции не представляется целесообразным».
Соломин добавляет, что предпосылки для существенного снижения цен создали восстановление Саяно-Шушенской ГЭС и запуск Богучанской ГЭС вкупе со вводом в строй новых сетей. «В таких условиях конкуренция тепловой и гидравлической генерации за потребителя должна вестись в равных экономических условиях, строиться за счёт сокращения издержек и повышения внутренней эффективности, а не искусственного регуляторного воздействия на наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла». В то же время частичная либерализация рынка мощности позволяет гидроэлектростанциям заключать прямые двусторонние договоры, по условиям которых стоимость мощности может устанавливаться на долгосрочной основе.
При всём том в «Иркутскэнерго» ожидают, что по итогам 2014 года конечные цены окажутся даже ниже, чем по результатам 2013 года. Ведущий эксперт «Финам Менеджмента» чуть более сдержан в оценке последствий либерализации: резкого роста стоимости электроэнергии опасаться не стоит. Население это и вовсе не затронет – тарифы для него по-прежнему устанавливает государство, и в подтверждение этому в постановлении правительства оговорено, что его действие не распространяется на тот объём электричества, который поставляется физическим лицам. У всех остальных потребителей, представленных на оптовом рынке, есть выбор между тепловой и гидравлической генерацией. «Наконец, даже несмотря на либерализацию отрасли, государство всё время держит руку на пульсе энергетики, и если ситуация с ценами станет критической, то можно не сомневаться, что оно в той или иной форме вмешается и постарается исправить положение», – добавляет Баранов.
Сами ГЭС, в свою очередь, получат дополнительные средства на реализацию инвестиционных программ и заложенных в них масштабных проектов по модернизации оборудования. «В конечном итоге это позволит им быть более конкурентоспособными и увеличит предложение на рынке электроэнергии, – замечает Матвеев. – Как следствие, это принесёт выгоду потребителям».