издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три кита искусства

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, искусствовед

Их называли гениями и безумцами. Им поклонялись и их освистывали. В любом из минувших веков мы можем встретить таких художников. В этот раз хочется поговорить о трёх выдающихся фигурах ХХ столетия – Пабло Пикассо, Хуане Миро и Василии Кандинском. Уже месяц в Иркутске работает выставка их графических работ «Великие классики ХХ века: Пикассо, Миро, Кандинский». Но даже в наше время отношение публики, вполне искушённой и подготовленной, противоречиво и неоднозначно.

Действительно, когда входишь в зал с работами, теряешься от непонимания и удивления: «Что, вот эти картинки и есть великое наследие гениев?!» Абстракции и образы бессознательного, рисунки в детском стиле, геометрические композиции. Как на всё это реагировать? Я уж не говорю о понимании и восхищении. 

Искусство ХХ века неординарно и многолико, оно, как зеркало, отразило общество и те процессы, которые его будоражили. Две мировые войны, научные открытия и технические изобретения меняли и перестраивали сознание человека, его восприятие мира, его положение в этом мире. Творчество каждого из художников настолько индивидуально, что подчас сложно найти какие-то общие критерии для суждения о стиле или направлении в целом. Поэтому предлагаю для начала ознакомиться с биографиями классиков, работы которых представлены на выставке.

Пабло Пикассо (1881-1973) – один из крупнейших художников XX века. Родился в Испании в семье художника и учителя рисования. Учился живописи у него, в художественной школе, затем в художественной академии в Барселоне; в 1900 году впервые приехал в Париж, а с 1904 года почти постоянно жил во Франции, хотя до прихода к власти в Испании франкистов часто ездил на свою родину. Её дух постоянно питал творчество Пикассо. 

В течение своей долгой жизни гений мастера перепробовал практически все основные способы и методы художественного творчества XX века, был родоначальником ряда из них, всегда оставаясь уникальным, неповторимым, ни на кого не похожим. Его мятущемуся духу было тесно в любом из художественных направлений, и он часто и свободно переходил от одного к другому: от реализма, натурализма и классицизма к сюрреализму и даже постмодернизму. Пикассо также пробует себя в скульптуре и других пространственных композициях. Он создаёт камерные абстрактные конструкции и ассамбляжи из подсобных материалов (жести, деревянных брусков, картона, бумаги, проволоки и т. п.), в которых решает чисто композиционные пластические задачи. Произведение искусства начинает осмысливаться как совершенно автономный, самостоятельный объект, не относящий зрителя к чему-либо вне его находящемуся. Оно ничего не изображает и не обозначает, кроме себя самого. Оно самоценно, организовано по своим собственным законам и не подчиняется никаким правилам или нормам вне его. Это самодостаточный художественный организм, взаимодействующий только со зрителем, настроенным на это взаимодействие. Для позднего Пикассо характерна некая предельно свободная синтетическая (в смысле использования всех существовавших к тому времени приёмов живописного выражения – от пуантилизма, кубизма, экспрессионизма до сюрреализма) манера пластической организации форм, с помощью которой на зрителя выливается мощный открытый поток какой-то глубинной стихийной архетипической энергии. Построенная на парадоксах, абсурд­ности, экспрессия цвета и пластических элементов формы достигает в последнее десятилетие жизни художника сверхчеловеческой силы. Поражает творческая мощь уже преклонного возраста по человеческим меркам старца с душой и силой демиурга. Своим творческим гением Пикассо как бы осветил суть процессов, происходящих в искусстве XX века, наглядно (всем безбрежным полем своих многообразных творений) обосновав их закономерность и неизбежность.

Кстати, полотна именно этого мастера занимают первое место по «популярности» среди похитителей.

Хуан Миро. «Собака, лающая на Луну»

Жоан (Хуан) Миро-и-Ферра (1893-1983) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества – абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы. Творчество Миро послужило стимулом для многочисленных художников, в том числе для создателей комиксов и анимационных фильмов. Он содействовал возникновению и успеху важнейших художественных течений в Испании, Японии, Франции, США и других странах. «Духовный отец» со­временного авангарда.

Один из базовых принципов творчества Миро – использование сновидческих образов (бессознательного). 

Василий Кандинский (1866-1944) – выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», а также преподавателем Баухауса.

Пикассо. «Старый король»

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья переехала в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает ему место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником: это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала первой мировой войны возвращается в Москву, но, не соглашаясь с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Поиски способов выражения абсолютных истин в искусстве привели Кандинского к абстракционизму. В 1910 году художник создал первую абстрактную акварель и написал трактат «О духовном в искусстве». Утверждая духовное содержание изо­бразительного искусства, Кандинский считал, что сокровенный внут­ренний смысл вещей и явлений полнее всего может выразиться в композициях, освобождённых от иллю­зорности и организованных на основе ритма, эмоционального звучания цвета, столкновения линий и красочных пятен. Он уподоблял воздействие живописи на зрителя чувствам, пробуждаемым музыкой или поэзией, поэтому его работы принято относить к направлению лирической абстракции. 

Кандинский. «По ту сторону зеркала»

Сложные жизненные пути – непростые творческие судьбы. Метания и поиск чего-то… Чего? Наверное, как и во все времена, смысла жизни, своего предназначения, развития человечества в целом. 

Мы можем по-разному относиться к представленной на выставке графике: судить с художественных, эстетических или даже моральных позиций. Но мы не можем одного – отрицать, что все эти произведения являются весомой частью нашего культурного наследия. И те символы, архетипы и посылы, которые закодировали в своих произведениях художники, взаимодействуют с нашим подсознанием. Повествуют и предостерегают. Ужасают и восхищают. Я специально не назвала ни одной работы, потому что это не выставка индивидуальных «картинок», это своеобразный язык, на котором говорят художники со своими зрителями, невзирая на политические, языковые, социальные, временные и иные барь­еры. И фокус в том, что для каждого из нас будет рассказана своя, особая история.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры