Филологический флешмоб
Более 1,5 тыс. иркутян заняли места за партами, желая проверить свою грамотность на «Тотальном диктанте», который прошёл в субботу. По его итогам число отличников выросло в четыре раза: в прошлом году из 1070 участников «пятёрочниками» стали десять, а двумя годами ранее было две «пятёрки» из почти 700 работ. На этот раз 45 человек показали превосходное знание русского языка. Текст диктанта под названием «Поезд Чусовская–Тагил», рассказывающий о детстве писателя, подготовил Алексей Иванов, автор экранизированного романа «Географ глобус пропил». По словам координатора проекта в Иркутске Людмилы Добосовой, скачок грамотности объясняется не столько простотой орфографии и пунктуации нынешнего текста, сколько лёгкостью его восприятия.
Иркутский госуниверситет принимает желающих проверить грамотность уже четвёртый раз, в этом году к площадкам ИГУ (юридический факультет, факультет филологии и журналистики, биолого-почвенный факультет) для написания диктанта присоединились детско-юношеская библиотека имени Уткина и школа-интернет № 8 для незрячих и слабовидящих детей в предместье Радищево. Последняя площадка была закрытой: некоторые дети писали шрифтом Брайля.
В библиотеку имени Уткина пришло много людей с ограниченными возможностями, поскольку эта площадка оборудована специальными пандусами. Решение задействовать библиотеку организаторы приняли из-за множества звонков от людей, которые хотели принять участие в акции, но сомневались в возможности добраться к месту её проведения на коляске. Библиотека готова была принять всего 80 человек, поэтому перед приходом следовало зарегистрироваться на сайте «Тотального диктанта». На интернет-страничке проекта также можно было написать диктант, который тут же проверяла компьютерная программа «Орфограммка», она же комментировала ошибки.
В день проведения «Тотального диктанта» три аудитории ЮИ ИГУ, выделенные для проведения акции, заполнились до отказа. В каждой над разлинованными бланками склонилось около сотни человек от мала до велика. На этой площадке велась трансляция из Новосибирского государственного университета, в котором диктант провёл сам Алексей Иванов, здесь же текст диктовал директор драмтеатра имени Охлопкова Анатолий Стрельцов. По словам Людмилы Добосовой, филологи госуниверситета подготовили профессионального актёра к диктованию.
Диктором в третьей аудитории была старший преподаватель кафедры русского языка и общего языко-знания Екатерина Стародворская.
– Текст хороший, в нём чёткие критерии постановки знаков препинания, – отметила она. – Ранее авторы старались привязать содержание текста к диктанту, а сейчас был просто традиционный текст в рамках русской литературы. Спорные места мы ещё не обсуждали, поскольку текст получили перед диктантом, потом обсудим. Есть места с вариантами постановки знаков препинания, но мы будем считать все из них правильными. Я думаю, с этим проблем будет не так много, как, например, в прошлом году.
Перед диктантом аудитории показали слайды с вариантами постановки запятых, которые могут встречаться в тексте, а также ролик с Алексеем Ивановым. Автор в самом начале предупредил: будет много запятых. Аудитории оставалось только тяжело вздохнуть. Екатерина Стародворская напомнила, что пользоваться телефонами не стоит, ведь каждый пишет диктант для себя, а не ради оценки. Первая часть текста Алексея Иванова, которую писали в Иркутске, называлась «На поезде через детство».
Участники диктанта – люди абсолютно разных возрастов. Даже родители с маленькими детьми, несмотря на то что многие беспокоились о возможных неудобствах, пришли принять участие всей семьёй. Например, Наталье и Сергею Черепановым не хотелось оставлять восьмилетнюю Полину дома, поэтому на «Тотальный диктант» пришли все вместе. Девочка, мечтающая стать художницей, тут же приступила к изображению семейного портрета на бланке. Многие дети с удовольствием сдавали свои рисунки в конце диктанта.
– Пишу, чтобы себя проверить, я школу давно закончила, – рассказывает мама художницы Наталья. – У меня техническая специальность, я инженер, но всё равно сталкиваюсь с необходимостью писать правильно, например в деловых письмах. Текст нравится, хоть и есть спорные моменты, но мало. Не слишком сложный, но и не простой. Думаю, получу не меньше четвёрки.
В течение диктанта в аудитории никто не переговаривался, стояла тишина. Было заметно, что больше всего участники смутились на слове «семафор»: несколько раз просили повторить предложение с ним, чтобы вслушаться и понять, как же его писать – с «и» или с «е». Как и обещал автор, были трудности и с расстановкой запятых.
Профессор и доктор филологических наук Людмила Горбунова считает, что участникам акции не нужно сравнивать школьные диктанты с «тотальным»:
– Текст «Тотального диктанта» – принципиально другой по своему устройству. Это публицистический или художественный текст. В нём много разговорных конструкций, для которых наша пунктуация не приспособлена. Пишущему порой приходится принимать нестандартные решения. «Тотальный диктант» – это не шоу, а желание стать частью чего-то настоящего, об этой атмосфере невозможно рассказать словами, можно только почувствовать её, придя на диктант.
– Люди, которые приходят на «Тотальный диктант», настроены позитивно, – соглашается Людмила Добосова, – они не расстраиваются, что им не хватает сувениров «Тотального диктанта» – ручек, значков или наклеек, они готовы сесть на пол, достать книжку и листок и писать диктант.
Награждение отличников и участников, попавших в такие номинации, как «Самая нелепая ошибка», «Самый неразборчивый почерк» и, соответственно, «Самый красивый почерк», пройдёт в конце апреля.