Суперборея Владимира Рака
В 2010 году иркутский художник и дизайнер Владимир Рак выпустил книгу «История забытых цивилизаций», приятно удивившую читателей. Оказывается, согласно этой книге, первочеловек бродил именно по Прибайкалью, его звали Ятам, а подругу его – Ява. И вкусили они не яблоко, а хмель… Об этом Владимир Рак говорил, опираясь на изучение многих научных изданий и словарей. Он смело сближал евразийские языки, рядом у него оказывались бурятский, немецкий, русский. Первый – как один из древнейших, в котором сохранилось преобладание создаваемых на вдохе и выдохе звуков, обозначаемых буквой «Х». Второй – родной для Владимира Алексеевича.
В поисках первочеловека он обращался к шаманизму, занимался раскопками на ангарских берегах. И священной птицей назвал сороку с её чёрно-белым оперением в знак соединения и разграничения двух миров – этого и потустороннего.
Сибирский патриотизм позвал Владимира Рака далеко. Он не совсем был доволен своим первым изданием и стал работать над вторым. Но, прежде чем взяться за него со всей основательностью, написал книгу «Чем пахнут деньги», осветив ближайший план своей жизни – предпринимательский. Археологи ведь тоже, углубляясь в древние пласты, сначала снимают поверхностные.
«Праречь: фантазии и реальность» – это название вышедшей недавно новой книги иркутского исследователя, прекрасного полиграфического образца, проиллюстрированного художником Николаем Статных. Один из плюсов книги – она написана не сухим учёным-схоластом, а неуёмным первооткрывателем. Фантазия, ведомая интуицией, – его первейший друг. Владимир Рак проникает не только в дописьменные эпохи, но и в те, охватить которые помогает один мыслительный аппарат. Названия разделов книги говорят о многом: «В начале было слово», «Золотой век. Африка», «Центр мироздания. Байкал», «Каменный век. Европа», «Деревянный век. Суперборея». «Хлебный век. Месопотамия».
Суперборея – это о нас. «Закон – тайга, медведь – хозяин». Это то, что сибиряки знают. Но есть в этом разделе и такие главы: «Звук ць-ць. Сорока как указующий перст», «Может ли ничто родить смысл?», «Звук нь. Проба и оценка», «Звук хгкр. Агрессия и защита», «Звук ль. Люди и соловьи», «Звук м. Мощное множество», «Звук ш. Шумящее окружение». Эти названия открывают многое.
И то, что автор сумел во многом объять необъятное: «М» – так звучит вселенная, по мнению буддистов.И то, что книга написана поэтичным и богатым русским языком. Иногда весёлым.
Мысль автора объединяет в одну дружественную семью народы Земли, в первую очередь уделяя внимание сибирякам. В главе «Сибирские «индейцы» он пишет с большим уважением о ставших малочисленными эвенках. Много внимания уделяет айнам как предшественникам славян (и японцев: вспомните русско-японское народное «то яма, то канава»). Айны, как и славяне, поклонялись лосю – сохатому, их земледельческое орудие называлось соха, отсюда якутское «саха» (конные якуты покорили пашенных айнов) и дальневосточное «Сахалин». «Славян», как и «славу», автор производит от «лав» («Love»), ловля («первых женщин отлавливали»). Славянское «лебедь-шипун» сравнивает с «хун-шибууном» бурят-хоринцев. Орла – с бурятским эрликом, не забывая и про парижский аэропорт Орли.
В книге 415 страниц – и не найдётся сибиряка, которому она была бы неинтересна. Даже еврейские слова «Ханаан» и «Даниил» он находит в бурятском и монгольском языках. Первое, «первородина», становится «памятью», а Даниил – «данилом» – приятелем.
Книгу Владимира Александровича с интересом читают в Улан-Удэ. Во время празднования 80-летия Союза писателей Бурятии в марте она была передана в министерство культуры республики, Бурятский госуниверситет, Байкальский писательский союз. По статистике, 60% бурят не пользуются родной речью. Книга помогает взглянуть на неё по-новому, понять ценность её сохранения.
Презентация издания состоялась на днях в Иркутске.
Иркутский учёный, культуролог и лингвист, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и классического языкознания ИГЛУ Валерий Даниленко, в частности, задался вопросом: «К какому же разряду следует отнести этимологии Владимира Рака, если мы их не можем отнести ни к народным, ни к ложным, ни к научным? К гипотетическим. Его гипотетические этимологии настолько убедительны и остроумны, что от них веет многовековой мудростью». Удивительно, ведь автор ни по образованию, ни по роду деятельности не связан с лингвистикой.
Присутствующим было интересно, как Владимир Алексеевич пришёл к написанию книги. Ведь «Праречь: фантазии и реальность» – произведение нестандартное. Сам автор определил его жанр как «фантазии на тему родной речи». Разговор шёл о процессе глобализации, происхождении языка, поиске корней бурятских, русских, немецких, казахских слов, буддизме и шаманизме.
Владимир Даниленко отметил, что «научная мысль до первых слов не доходит – не отваживается». Новаторский характер издания подчеркнула и профессор, доктор филологических наук Татьяна Лукиных.
Байкальская Сибирь обогатилась новой легендой. Сибирь, по версии автора книг, – это Суперборея, в заповедные времена простиравшаяся от Японских до Британских островов, – Сибирь – Супернеобъятная.