«Дополнительно больших денег никто не даст»
Электросетевым компаниям предстоит работать в непростых экономических условиях
Миссией электросетевого комплекса России является долгосрочное обеспечение надёжного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей. При этом линии и подстанции должны работать максимально эффективно, а тариф на передачу электроэнергии должен обеспечивать приемлемый уровень затрат на обслуживание инфраструктуры и инвестиционную привлекательность отрасли. Так написано в Стратегии развития электросетевого комплекса, утверждённой в 2013 году. Добиваться поставленных в ней целей энергетикам придётся в очень непростых условиях: реформа отрасли не решила копившиеся годами проблемы, возможностей изыскать немалые деньги на ремонт и замену изношенных сетей крайне мало, вдобавок национальная экономика находится не в лучшем состоянии. На вопрос о том, как в такой ситуации не просто выжить, но и развиваться, пытались ответить участники круглого стола, организованного комитетом по экономической политике Совета Федерации России, который прошёл в конце марта в Москве.
Электросетевой комплекс России, как и электроэнергетика страны в целом, находится в непростых условиях. За 20 лет рыночных преобразований в него не удалось привлечь требуемые инвестиции, исчисляемые триллионами рублей. Это привело к технологическому устареванию линий и подстанций. Например, половина распределительных сетей, работающих на низком напряжении, выработала свой нормативный срок, а их общий износ составляет более 70%. Разработчики Стратегии развития электросетевого комплекса России, которую в прошлом году утвердило правительство РФ, констатируют: по этому показателю наше государство существенно отстаёт от других крупных стран.
Проблемы носят системный характер, и во многом их возникновение объясняется тем, что преобразования (а часто и финансирование) в сетевом комплексе, в отличие от других отраслей, происходили по «остаточному принципу». «Законодательная база реформы электроэнергетики касалась генерации и сбыта электроэнергии, где возможна конкуренция, тогда как в отношении сетей считалось, что здесь всё более-менее нормально и регулируется государством, – отмечает генеральный директор СРО НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Владимир Головщиков. – В итоге сети не смогли выполнить задачу, поставленную в ходе реформы, – обеспечение развитой технологической основы оптового и розничного рынка электроэнергии». Ситуация осложнилась ещё и тем, что за основу преобразований электросетевого комплекса взяли опыт Великобритании, добавив к нему часть новаций, опробованных ещё в США. Исходя из зарубежного опыта была принята система RAB-регулирования или, в российской расшифровке, справедливой доходности на инвестированный капитал. Она предполагает, что тарифы устанавливаются на несколько лет, чтобы компании могли постепенно окупать свои затраты, возвращать проценты на привлечённый капитал. В Великобритании эта идея работает, а стоимость услуг по передаче электричества реально снизилась, однако опыт использования нового метода (в пилотных проектах) в России привёл к скачку цен.
Вдобавок кроме существовавших нескольких достаточно крупных компаний появилось множество мелких территориальных сетевых организаций (ТСО), которые крайне сложно контролировать. Дошло до того, что на территории одного региона страны действуют несколько небольших компаний с перекрещивающимися зонами обслуживания и различной технической политикой, участвующих в образовании общего для всех тарифа.
В общей сложности в России насчитывается более 3 тыс. ТСО, что даже с учётом огромной территории страны значительно превышает их число в тех же Германии, Швеции, Польше или Великобритании. Во многих регионах эти ТСО, в которых помимо собственно технических специалистов работает многочисленный административно-управленческий персонал, действуют рядом с мощными электросетевыми компаниями, но при этом зачастую не обладают достаточными силами для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций, развития и текущего функционирования. Фактическое отсутствие какой-либо внятной технической политики ТСО, неисполнение требуемых регламентов, их затраты, включаемые в расчёты тарифов, также оказывают дестабилизирующее воздействие на тарифную систему. К такому выводу приходят разработчики Стратегии развития электросетевого комплекса. Активное появление новых ТСО в стране сопровождается непропорционально быстрым наращиванием их совокупной выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии. Доходы территориальных сетевых организаций с 2009 по 2011 год увеличились на 68%, при этом потребители не получили взамен адекватную отдачу. На ситуации в электросетевом комплексе многих регионов страны сказались недостатки планирования и тот факт, что предполагаемые потребители электроэнергии отказались от заявленного создания энергоёмких производств. Где-то по инвестиционным программам были построены линии высокого напряжения (от 35 кВ и выше), которые по факту не загружены. С другой стороны, имеется множество примеров, когда жизненно важное развитие распределительных электрических сетей напряжением 0,4–35 кВ идёт крайне медленными темпами, а многие ТСО при этом систематически не выполняют свои инвестиционные программы.
Призыв экономить и повышать эффективность
В то же время государство взяло курс на ужесточение требований к сетевым компаниям. Так, в 2014 году был заморожен тариф на передачу электроэнергии. Очень вероятно, что и в 2015 году (и далее) не следует ожидать значительного его повышения. «Денег дополнительных никто не даст», – констатирует наш собеседник. При этом необходимость модернизировать электрические сети для повышения надёжности энергоснабжения потребителей никто не отменял. Более того, власти в этом смысле повышают планку для энергетиков. Так, проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», который подготовило Министерство энергетики, предполагает снижение потерь в сетях с 11,6% в 2013 году до 8,8% в 2020 году (при этом количество аварий за тот же срок должно сократиться с 19,8 тысячи до 15,9 тысячи). И если, скажем, ОАО «Иркутская электросетевая компания» (ИЭСК) сможет уложиться в этот показатель – потери в принадлежащих ей линиях всех классов напряжения составляют в среднем около 6%, что является неплохим показателем по стране, то ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с потерями в своих распределительных сетях почти в 16,8% придётся очень постараться, чтобы уложиться в требуемый норматив. Ещё одно жёсткое требование из разряда новых – существенное сокращение сроков присоединения потребителей к сетям, за нарушение которых ужесточат наказания.
На вопрос о том, как выжить в столь непростых условиях, пытались ответить участники тематического расширенного круглого стола, который в конце марта этого года проводил Комитет по экономической политике Совета Федерации. «Призыв экономить средства звучал абсолютно во всех выступлениях», – рассказывает Владимир Головщиков, который был приглашён на это совещание и представлял на нём экспертное сообщество Иркутской области. Правовая основа повышения эффективности электросетевого комплекса определена Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р. Одним из шагов к сокращению издержек, по замыслу властей, должна стать консолидация сетевых активов в созданном в прошлом году ОАО «Россети», которая будет сопровождаться существенным сокращением числа ТСО. В ближайшие три года планируется исключить из расчёта единого тарифа «моносети» – организации, обслуживающие преимущественно одного промышленного потребителя и созданные на его базе, а также ввести чёткие критерии того, какие компании считать территориальными сетевыми организациями, а какие из них – эффективно работающими. Предполагается, что за счёт этого с рынка уйдёт более половины ТСО. С 2017 года, когда будут усилены требования к качеству электроэнергии и надёжности энергоснабжения потребителей при тарифном регулировании, начнётся постепенная консолидация оставшихся территориальных сетевых организаций. Те, кто готовил Стратегию развития электросетевого комплекса России, ожидают, что их количество к 2030 году сократится до 800 вместо нынешних трёх тысяч.
«Естественно, приоритет будет отдан «Россетям», – поясняет глава Восточно-Сибирского объединения энергоаудиторов. – При этом на круглом столе участниками было отмечено, что «подходить с одной меркой ко всей стране нельзя». Нужно проводить экономическое сравнение и смотреть, кто и как работает. Если хорошо, то нет смысла что-то менять, если есть очевидные недостатки, которые можно исправить, – надо исправлять». Иными словами, в регионах вроде Иркутской или Новосибирской областей, где есть мощные сетевые компании, нет смысла передавать активы мелких или неэффективно работающих ТСО общероссийскому холдингу. Если исходить из соображений экономической эффективности и целесообразности, в Приангарье их, вероятно, можно было бы консолидировать на базе ИЭСК, которой принадлежит более 10 тыс. км распределительных сетей низких классов напряжения.
Помимо сокращения издержек за счёт укрупнения электросетевых компаний рассматриваются и другие варианты снижения расходов, в частности предлагается замену оборудования проводить только по результатам диагностики, а не на том основании, что оно отработало определённый по регламенту срок. Пока это скорее предложение, а не утверждённая официально инициатива, но велика вероятность, что его вскоре пропишут в нормативных документах. Сегодня в некоторых регионах страны эта идея уже реализуется. Кстати, ещё одно предложение, прозвучавшее на круглом столе, касалось нормативно-правовой базы. Оно заключается в создании единого документа, регламентирующего работу электросетевого комплекса, который условно можно назвать Сетевым кодексом. «Пусть он повторит какие-то разделы из других актов, но существенно упростит жизнь эксплуатационнику, экономисту или юристу, – замечает Владимир Головщиков. – Это как существовавшие раньше Правила пользования электрической и тепловой энергией, где было прописано почти всё: как оформить договор, где установить прибор, какие полагаются штрафы и за что и так далее».
Все предложения, прозвучавшие на круглом столе, направлены в правительство РФ. Энергетики и представители федеральных ведомств, присутствовавшие на нём, ходатайствовали о том, чтобы поручить профильным министерствам (представители которых также были участниками круглого стола) проработать их в кратчайшие сроки и учесть в тех документах, которые регламентируют электросетевой бизнес. Когда это произойдёт, предсказать сложно, но точно известно, что активная работа продолжится: на ближайшее время запланирован ещё ряд совещаний, посвящённых развитию электросетевого комплекса.