издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Депутаты пересаживаются в прицепы

Иркутские депутаты Госдумы оказались намного скромнее коллег из Заксобрания

Сергей Тен стал лидером по доходам среди депутатов Госдумы от Иркутской области. За 2013 год он заработал около 3,5 млн рублей. Декларации депутатов ГД были опубликованы на прошлой неделе. Оказалось, радоваться Сергею Тену нечему – с 2011 года, согласно предоставленной справке, его доходы упали примерно в 4,4 раза. У пятёрки других избранников от Иркутской области они повысились – от нескольких сотен рублей до миллиона и более. Но в любом случае госдумовцы от Иркутской области оказались куда как беднее многих коллег из регионального Заксобрания. Некоторые из местных депутатов показали и 50, и 60, и даже более 300 млн рублей дохода. Чем объясняется такая скромность «госдумовцев», выяснял «Конкурент».

Избранный по квоте «Объединённого народного фронта» Антон Романов показал 2,6 млн рублей (по декларации 2012 года – около 2 млн рублей). С 2011 года его годовые доходы выросли на 1,2 млн рублей. 

У него жилой дом 96 кв. м, квартира 69,5 кв. м и земельный приусадебный участок 1440 кв. м. В Москве он пользуется квартирой 53,4 кв. м как депутат Госдумы. У Романова грузовой автомобиль Nissan Atlas-150 и автоприцеп АСО. Коммунист Евгений Рульков в прошлом году получил 2,6 млн рублей, таким образом увеличив свой доход по сравнению с 2012 годом на 400 тыс. рублей, а по сравнению с 2011 годом – на 1 млн рублей. Недвижимое имущество он не задекларировал. В распоряжении депутата автомобиль Renault Koleos. Как депутат Госдумы он пользуется квартирой 84,8 кв. м. Ещё одна, очевидно, в Иркутске, площадью 89 кв. м находится в его безвозмездном пользовании. На кого оформлена собственность на эту квартиру, не указано. Справедливоросс Андрей Крутов показал доход в 2,5 млн рублей (год назад он заработал, согласно декларации, около 2 млн рублей). Он также за­явил, что у него в собственности нет недвижимого имущества, как и у четверых его детей (в 2012-м детей было ещё трое). Впрочем, сам он и трое детей по-прежнему имеют квартиры в безвозмездном пользовании по 77,7 кв. м, один недавно появившийся ребёнок – 41,1 кв. м. По-прежнему у Андрея Крутова нет в собственности автомобиля, один только автоприцеп «Сталкер 829432». 

Первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко тоже заявил весьма скромный доход – 2,5 млн рублей. Для сравнения: его супруга за этот же период сумела получить 1,4 млн рублей. В 2012 году Левченко заработал на 500 тыс. рублей меньше, супруга – на 400 тыс. меньше. Два года назад коммунист и вовсе имел доход 1,9 млн рублей. Он решил ничего существенно в декларации не менять. Левченко по-прежнему имеет гараж на 18 кв. м и земельный участок 800 кв.м. Зато на супругу записаны две квартиры 54,6 и 130 кв. м, а также треть долевой собственности в квартире 90,09 кв. м.  В Москве депутат пользуется квартирой 88,8 кв.м. У Сергея Георгиевича Nissan Maxima. 

Доходы единоросса Сергея Тена составили около 3,5 млн рублей. Для сравнения: супруга заработала примерно такую же сумму, хотя, к примеру, в 2011 году её совокупный доход чуть превысил 440 тыс. рублей, то есть около 40 тыс. в месяц. В прошлом году дама с двумя маленькими детьми зарабатывала не хуже супруга – более 290 тысяч в месяц. В прошлом году Сергей Тен показал 6,6 млн рублей, а жена – около миллиона. В 2011 году он заявил годичный доход в 15,6 млн рублей. Таким образом, его доходы за два года снизились практически в 4,4 раза. Сергей Тен решил, как и часть других депутатов от Иркутска, не показывать никакой собственности на недвижимое имущество. Он скромно пользуется депутатской квартирой на 124,5 кв. м. А в 2011 году он задекларировал квартиру на 107,4 кв. м. Сейчас всё недвижимое имущество записано на жену. В её собственности находятся земельный участок на 1140 кв. м и жилой дом на 557,7 кв. м. И у супруги, и у самого Сергея Тена, согласно представленным данным, автомобилей нет и не было за все три года подачи деклараций. 

Андрей Луговой, избранный от ЛДПР, оказался в тени супруги. Он заработал в 2013 году около 2,5 млн рублей, а жена – 7,5 млн рублей. 

В 2012 году баланс семейного заработка, как и у Сергея Тена, был несколько другим – сам Андрей Константинович получил 1,9 млн рублей, его жена – 950 тыс. рублей. Правда, у этого депутата стало куда больше недвижимого имущества. В прошлом году он владел квартирой чуть более 300 кв. м. А у жены и вовсе не было ничего. Теперь у Лугового три земельных участка общей площадью 1487 кв. м, два жилых дома 95,2 и 321,2 кв. м, секция в жилом доме на 233,8 кв. м и квартира 368,8 кв. м. У супруги свой собственный дом поскромнее – 32,2 кв. м – и два участка земли совокупной площадью около 1,3 тыс. кв. м. Луговой на условиях безвозмездного пользования живёт в квартире на 210 кв. м, это недвижимое имущество не задекларировано ни на его жену, ни на ребёнка. Ребёнок же тоже на условиях безвозмездного пользования проживает в квартире на 500 квадратов, которая также не отмечена в декларациях папы и мамы Луговых. У самого Андрея Лугового два легковых автомобиля – Infiniti QX56 и Toyota Land Cruiser 200. У жены – Infiniti FX37. 

Хотя все депутаты от Иркутской области, за исключением Сергея Тена, чуть повысили свои доходы, выглядят они весьма скромно на фоне заработков не только коллег из Госдумы, но и региональных депутатов (о доходах народных избранников из Законодательного Собрания «Конкурент» подробно писал в прошлом номере). Надо сказать, что трудно объяснить «скромность» иркутских депутатов в Госдуме неким общим трендом, который охватил Федеральное собрание. К примеру, депутат ГД от Бурятии Михаил Слипенчук совершенно свободно в 2011 году показал 897,3 млн рублей дохода, а в 2013 году – более 1,2 млрд рублей. А академик Жорес Алферов – более 16 млн рублей. 

«Думаю, что депутаты Госдумы более осторожны, поскольку им грозят определённые санкции, – считает координатор регионального представительства ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Они хотят показать, что они честные, скромные, только на свою депутатскую зарплату и живут… А региональным законодателям кого бояться, кроме своих избирателей?». «Думаю, что среди депутатов силён испуг от той «чистки» списков «Единой России», которую провели перед выборами в Госдуму в 2007 году, – считает новосибирский политолог Алексей Мазур. – Тогда Путин согласился возглавить список «ЕР», но произнёс фразу: «Власть и деньги должны существовать раздельно». И из партийных списков ЕР было вычеркнуто немало людей с высокими доходами. Хотя некоторым удалось-таки «пролезть в игольное ушко». С тех пор бизнесмены, идущие в Госдуму, прикидываются бедными». Эксперты заметили: Алферов является учёным с мировым именем, поэтому его госдумовский статус никак не зависит от «скромности и дисциплинированности». Про Михаила Слипенчука говорят, что он вхож в президентский круг, поэтому, возможно, он довольно вольно обращается с собственными декларациями. «Либо Слепенчуку трудно прятать состояние, либо он считает, что в отношении него история с кампанией 2007 года против «богачей» не повторится, – заметил Михаил Мазур. – Что же касается снижения доходов депутатов, которые, к примеру, заняты в строительстве, как Сергей Тен, то нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что дела в экономике идут плохо». Но подтвердить справедливость мнения эксперта из первых уст не удалось, телефон Сергея Тена не отвечал. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры