издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Взять где-то в Ташкенте и отправить на китайскую границу»

В начале нулевых в России стала очевидной катастрофическая нехватка квалифицированной рабочей силы. Государство поставило задачу – организовать программу, которая если бы не решила проблему, то хотя бы внесла вклад в её решение. Сделано это было в стиле советских программ, когда человек воспринимался как объект манипулирования: взять оттуда, перевезти сюда. В том, насколько эффективно программа переселения соотечественников работает в Иркутской области, разбиралась Мария Ковальская.

Программа переселения реализуется в Иркутской области с 2007 года. За 2007–2012 годы в регион переехали 2000 участников программы и 1200 членов их семей. 

С другой стороны, в результате миграционного оттока Иркутская область потеряла значительно больше. По официальным данным, потери составили 35,6 тысячи человек, но реальные цифры выше, считает кандидат исторических наук, эксперт в области демографического развития региона Константин Григоричев: 

– Текущий учёт миграции в основном базируется на данных регистрационного учёта населения. Многие мигранты не снимаются с регистрации в Иркутской области, уезжая за её пределы. Результаты семилетних усилий для региона не слишком впечатляющие. За это время прибытие переселенцев компенсировало миграционные потери области лишь на 5–7%. Безусловно, такая компенсация важна, но говорить о её сущест­венном вкладе в сохранение населения Восточной Сибири довольно сложно. 

По мнению Григоричева, один из плюсов программы в том, что она способствовала разрешению сложнейших коллизий в правовом статусе переселенцев из бывших советских республик, возникших в 1990–2000-е годы. «Важнейшее значение имел указ президента № 60, по которому возможность стать участником программы получили мигранты, переехавшие в Россию до начала её действия либо вне её механизмов», – рассказал эксперт. Указ разрешил подавать заявления о включении в программу мигрантам, уже находящимся в России, тогда как раньше это можно было сделать, только находясь за рубежом. Был создан механизм ускоренной натурализации для переселенцев и легализации мигрантов со сложным правовым статусом. Последняя группа – это прежде всего переселенцы из бывших союзных республик, получавшие российские документы в консульствах РФ с теми или иными процедурными нарушениями (нередко совершенно не зависящими от действий самих переселенцев). Легально переехав в Россию и прожив здесь несколько лет, эти люди оказались вне правового поля. Программа дала возможность решить данную проблему без сложной и дорогостоящей процедуры выезда и подачи заявки на участие в программе в стране прежнего проживания. 

За семь лет действия программы создан и отлажен правовой и бюрократический механизм репатриации в Россию, считает Константин Григоричев: «Здесь я подразумеваю и достаточно полную нормативную базу, и достаточно хорошо отлаженный механизм работы ФМС и её взаимодействия с органами власти и муниципалитетами. Однако с точки зрения демографического развития это скорее долгосрочные инвестиции: быстрых результатов они не дадут, а их долговременная отдача будет зависеть от привлекательности российских регионов для переселения».

В 2013 году была разработана новая программа, рассчитанная на три года, а в январе 2014-го Иркутская область стала приоритетной для переселения соотечественников территорией. С федеральной помощью подъёмные выросли в 12 раз. До 2013 года на обустройство участнику программы полагалось 20 тысяч рублей плюс 10 тысяч на каждого члена семьи. Теперь соотечественники, которые подают заявки из-за рубежа, получают 240 тысяч рублей плюс 120 тысяч на каждого члена семьи, а те, кто уже проживает в регионе по временному разрешению на пребывание или виду на жительство, – 80 тысяч плюс 40 тысяч на каждого члена семьи. 

– Суммы поддержки обусловлены большим дефицитом в Иркутской области трудовых ресурсов, – рассказала начальник отдела по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Иркутской области Юлия Верницкая. Чтобы стимулировать переселение соотечественников, улучшить демографическую ситуацию, в первую очередь привлекают тех, кто переезжает в регион из-за рубежа. Объём выплат для этой группы выше, поскольку им предстоит решать многие проблемы, в том числе жилищные. Те же, кто подаёт заявление, находясь в России, эти проблемы уже частично решили: они обзавелись семьями, работают, а кое-кто купил жильё.

Помимо денежных выплат для участников предусматриваются бесплатная медицинская помощь, выплата детских пособий, содействие в трудоустройстве и помощь в повышении квалификации. Главной проблемой для потенциальных жителей Приангарья остаётся жильё. Программа включает частичную компенсацию расходов на оплату жилья, которая предоставляется участникам до получения российского гражданства. Ещё один бонус, который предлагает Иркутская область в новой программе, – расширение географии переселения. Переезжать теперь можно в любую точку региона, при этом объём выплаты не меняется.

Программа действует с осени 2013 года, но соотечественники, получившие свидетельства участников программы, переезжать в Иркутскую область не торопятся. «Зима, суровые условия – ждём ближе к лету, – говорит Юлия Верницкая. – В 2014 году от потенциальных участников программы поступило 325 заявлений, с учётом членов их семей общее количество составило 804 человека. Из-за рубежа подано 249 заявлений (403 члена семьи), на территории России – 76 (59 членов семьи)». В связи с событиями на Украине количество желающих переселиться в Приангарье на постоянное место жительства возрос­ло, но резкого скачка не было. Это связано с удалённостью региона, считают в УФМС. В Иркутскую область едут те, у кого здесь есть родственники или друзья: это помогает решить вопросы жилищного обустройства, трудоустройства. С начала года с заявлениями на участие в госпрограмме обратились 40 граж­дан Украины, из них почти половина – это те, кто уже жил в Приангарье и не выезжал из страны экстренно в связи с последними событиями. «Украинцы не попадают под официальный статус беженцев, если обратиться к федеральному закону, – продолжает Верницкая. – Мы стараемся, чтобы данные граждане участвовали в гос­программе, получили гражданство и остались на постоянное место жительства в Иркутске. Статус беженца или вынужденного переселенца не влияет на получение гражданства, только даёт право законного нахождения в стране».

Свой взгляд на то, насколько успешно реализуется программа в Иркутской области, есть у эксперта по вопросам миграционной политики доктора исторических наук, профессора исторического факультета ИГУ Виктора Дятлова. 

– Как сказала моя коллега, хороший специалист по миграциям: «Никакие задачи пополнения рынка труда мы программой не решим, но людям поможем», – говорит профессор Дятлов. – Это большое дело. Деньги, которые вложены в человека, не пропащие, они пошли на дело. Несколько тысяч человек смог­ли решить проблемы, созданные государством: когда государство распалось, людей не спрашивали. Другое дело, что государство ставит иные задачи. С точки зрения государства помогать людям – это не цель. Государство мыслит в категориях рациональной пользы. Нет рабочей силы – значит, надо её взять там, где она есть. С минимальными издержками привлечь и использовать. Эта логика не оправдалась по многим причинам, в первую очередь из-за своей идеологии. 

Мне кажется, что изначально в самой программе заложена нере­ализуемость, поэтому и результаты соответствующие. Философия программы в том, что человек – это объект, у него нет своих планов, мыслей, целеполагания. Его можно взять где-то в Ташкенте и отправить на китайскую границу. А у человека другие приоритеты, ему хочется туда, где больше рыночных возможностей, где жизнь комфортнее и теплее. Политика государства может состояться тогда, когда его приоритеты совпадут с желаниями и потребностями людей. Не хочу сказать, что программа плохая, но если бы она была с другой философией! Тогда, может, и деньги были бы потрачены по-другому, с большей пользой для людей, а значит, и для государства. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры