Образовательные приоритеты
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Иркутской области, должно стать приоритетом для системы образования региона, заявила министр образования области Елена Осипова в ходе публичного доклада в рамках форума «Образование Приангарья – 2014».
Публичный доклад о результатах деятельности системы образования Иркутской области в 2013 году и перспективах развития обсудили на прошедшем в Иркутске форуме «Образование Приангарья – 2014». В сфере дошкольного образования основными стали мероприятия, направленные на ликвидацию очерёдности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации. В регионе начато внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В сфере общего образования большое внимание уделялось повышению социального статуса педагогических работников Иркутской области, привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения, обеспечению условий обучения и воспитания, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, продолжено развитие материально-технической базы образовательных учреждений, решение проблем малокомплектных школ в сельской местности.
Общая сумма затрат регионального бюджета, определённая министерству образования Иркутской области и направленная на обеспечение функционирования и развития системы образования региона, в 2013 году составила более 25,1 млрд рублей, в том числе из областной казны – 23, 6 млрд рублей, из федеральной – 1,18 млрд рублей, отметила Елена Осипова. Из областного бюджета средства направлены на содержание подведомственных образовательных организаций, субвенции муниципалитетам для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования. Средства федерального бюджета были направлены на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, поощрение лучших учителей, модернизацию региональных систем общего и дошкольного образования, реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.
В Иркутской области средняя заработная плата педагогических работников в 2013 году составила в сфере общего образования 29,7 тыс. рублей (101,3% по отношению к средней заработной плате в экономике региона), в дошкольном образовании – 21,7 тыс. рублей. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования составила в дополнительном образовании 23,8 тыс. рублей (104,6%), в системе среднего профессионального образования – 27,1 тыс. рублей.
Елена Осипова подчеркнула, что реализация государственной программы «Развитие образования» на 2014–2018 годы, принятие областного закона «Об образовании в Иркутской области», обеспечение выполнения указов президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определили основные направления деятельности на 2014 год.
В сфере дошкольного образования для ликвидации очерёдности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации планируется ввести 18 294 места, кроме того, будут проводиться мероприятия по введению региональной электронной очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации. Министр заметила, что для ввода дополнительных мест для школьников в 2014 году должен быть сформирован перспективный план строительства объектов школьной инфраструктуры Иркутской области. Будет проводиться разработка типовых проектов зданий «Школа – детский сад», позволяющих мобильно перестраивать помещения в условиях демографических изменений.
По словам Елены Осиповой, в регионе будет разработана комплексная программа кадрового развития системы образования Иркутской области до 2018 года, включающая меры социальной поддержки, модернизацию педагогического образования и повышение эффективности использования ресурсов во взаимосвязи с качеством результатов на основе введения эффективного контракта. Кроме того, будет проводиться работа по обеспечению введения ФГОС среднего образования в режиме пилотных площадок, созданию условий для развития системы инклюзивного образования детей, обеспечивающей доступность качественного образования для ребят с ограниченными возможностями здоровья.