«Работаем с максимальным дефицитом»
Мэр Иркутска Виктор Кондрашов провёл первую в этом году большую встречу с журналистами. Градоначальник отвечал на вопросы представителей СМИ полтора часа. За это время мэр успел рассказать о теневой стороне транспортного бизнеса, пожаловался на ресурсоснабжающие организации, из-за которых на дорогах проваливаются автомобили, и пообещал к 9 мая привести центр города в порядок.
«Выдалась ранняя весна»
Весенняя погода за окном определила настроение встречи с журналистами. Всех интересовали планы города на будущее, преображение областного центра после зимы. Самой обсуждаемой оказалась тема состояния дорог в Иркутске. Виктор Кондрашов подчеркнул, что каждый год город будет сталкиваться с ямами на магистралях. Причина такого плачевного состояния проездов проста: при застройке не везде была предусмотрена ливневая канализация.
– Ко мне подходят горожане, и у всех один вопрос: когда будут отремонтированы дороги? Я на него могу уже отвечать без подготовки. Выдалась ранняя весна, днём снег быстро таял, ливнёвка не справлялась, вода проникала в покрытие, разрывала его. Ночью температура опускалась, вода замерзала и расширяла трещины. Утром дорога дополнительно разбивалась автомобилями. Усугублялась в такие дни ситуация ещё и тем, что не работал ни один асфальтобетонный завод. Традиционно заводы запускаются лишь к 1 мая. В этом году уже начал работать Шелеховский АБЗ, но от него возить продукцию дорого и неудобно. Так что на этой неделе запускаем муниципальный асфальтобетонный завод. Нужно спокойнее относиться к сложившейся на дорогах ситуации. Весь апрель будет ознаменован ремонтом магистралей, – рассказал градоначальник.
По словам Кондрашова, центральные улицы Иркутска планируется привести в порядок к 9 мая. Речь идёт как о ямочном ремонте, так и об укладывании больших дорожных карт, а также о нанесении разметки. «Конечно, дороги были бы в лучшем состоянии, будь у нас побольше денежных средств. Хотя в этом году нам хорошо помогает правительство Иркутской области. Мы смогли запланировать капитальный ремонт улиц Мира, Напольной и Радищева», – отметил мэр.
Всего летом капитально отремонтируют девять километров дорог, потратив на это почти 800 млн рублей. Также летом начнутся работы по внутриквартальному благо-устройству. На ремонт дворовых проездов в этом году планируется направить 260 млн рублей, ещё почти 100 млн потратят на дороги в частном секторе.
– Мы нашли подход к решению проблем автомобильных пробок. Раньше была такая концепция: разрабатывается большой и дорогостоящий проект реконструкции и убирается в стол. Сейчас мы предлагаем делать всё поэтапно, вкладываясь в небольшие проекты. Зарекомендовал себя прошлогодний опыт расширения опасных и перегруженных перекрёстков. Этим летом увеличим выезд с улицы Улан-Баторской на Лермонтова, там сразу же снимется транспортная нагрузка. В целом в этом году реконструируем около десятка перекрёстков: по Советской несколько, на пересечении Байкальской и Трилиссера, – поделился планами Кондрашов.
По словам мэра, Иркутску при решении многих дорожных вопросов необходима поддержка горожан, их инициатива и идеи. В частности, сейчас администрация готова принимать пожелания и предложения по поводу организации велосипедных дорожек в городе.
– Сам в воскресенье поехал кататься, не сразу сориентировался по маршруту. Но потом пристроился за молодой парой, которая двигалась по Старокузьмихинской. Центр застроен, в микрорайонах велосипедисты могут кататься только во дворах. Будет здорово, если велоспортсмены, которые сами нашли удобные маршруты, расскажут нам о них. Такой общественный совет нужно устроить. Я считаю, что нужно не только с экспертами разговаривать, но и слышать мнение горожан, – подчеркнул градоначальник.
В ответ журналисты напомнили мэру, что не все дорожные проблемы подвластны простым жителям. Например, с начала года в Иркутске на дорогах провалились уже три автомобиля. Кондрашов признал, что от таких провалов уйти сложно. В них виноваты ресурсоснабжающие организации, занимающиеся ремонтом сетей, после которых некачественно укладывают асфальт. От нагрузок дороги проседают, и автомобили становятся заложниками.
Мэр заверил представителей СМИ, что с радостью бы увеличил финансирование ремонта дорог в городе, однако сегодня магистрали не попали в приоритет: главной задачей муниципалитета по-прежнему остаётся строительство детских садов. Невозможно сейчас говорить и о кредитовании городского бюджета для дорожных работ. «Мы работаем с максимальным дефицитом. Согласно Бюджетному кодексу, мы не можем себе позволить взять кредит. Его нам просто никто не даст. Есть вариант кредитования с дополнительными гарантиями, но в этом случае в бюджете нужно предусмотреть строчку для погашения задолженности. А мы и так сформировали бюджет в этом году с максимальным дефицитом», – добавил Виктор Кондрашов.
Впрочем, администрация не отказывается от дорогостоящих инноваций. Так, при ремонте улиц дорожными картами планируется использовать «умный наноасфальт» – прочное покрытие с особыми присадками, которое разработали иркутские учёные. «Пока наноасфальт хорошо себя показывает, зиму пережил прекрасно. Посмотрим, как весенние перепады температур переживёт. Муниципальный асфальтобетонный завод готов к новым технологиям», – отметил мэр.
«В состоянии транспортной войны»
На этот год у мэрии грандиозные планы по реорганизации движения перевозчиков: появятся новые направления для троллейбусов, будут запущены муниципальные автобусные маршруты, а также убраны с рынка нелегальные перевозчики. По словам Кондрашова, уже сейчас мэрия в судебном порядке оспаривает законность отдельных частных маршрутов. Как пояснил градоначальник, муниципальный транспорт не имеет право заходить на насыщенный маршрут, на котором нет дефицита автобусов. Поэтому муниципальный транспорт представлен не на всех направлениях. В свою очередь частные перевозчики, почувствовав отсутствие конкуренции, не следят за состоянием машин и подготовкой водителей. Единственная возможность сломать сложившуюся систему – ежедневные проверки контролирующими органами.
– Мы совместно с полицией увеличили количество проверок. В прошлом году к административной ответственности привлекли более 400 перевозчиков, больше 50 автобусов были сняты с движения. За этот год уже сняли 28 машин. Периодичность проверок – каждый день. Перевозчиков вынуждаем приводить автобусы в надлежащее состояние, – подчеркнул градоначальник.
Кондрашов добавил, что, к сожалению, практика решения транс-портного вопроса не совпадает с теоретическими предположениями. Так, около полугода назад городская администрация предложила частным перевозчикам сотрудничать с МУП «Автотранс»: перевозить льготников, но при этом повысить тариф. Эксперимент решили провести на маршруте № 27.
– Из семи перевозчиков трое согласились выступить под эгидой «Автотранса». Пошли положительные отзывы от горожан. Но маршрутчики устроили настоящую войну, дошло до угроз и применения физической силы. Транспортные средства трёх перевозчиков, которые пошли с нами на сотрудничество, стали блокировать на конечных остановках, их зажимали на дорогах. Перевозчики начали отказываться сотрудничать с нами. Мы договорились с ГИБДД: теперь утром в Топкинском будет стоять экипаж, вечером будут контролировать движение на остановке «Дом Кузнеца», когда все уезжают домой, – рассказал Кондрашов.
Мэр уверен, саботажем частные перевозчики не смогут добиться своего: муниципальный транспорт экономически более устойчив, к тому же, по статистике, он перевозит основную часть жителей. «Частники выходят на маршруты в часы пик, им нужно сделать выручку. Задача муниципального транспорта другая – перевезти как можно больше людей, в том числе и льготников, которым важны их скидки», – добавил градоначальник.
В этой транспортной войне мэрия наступает по всем фронтам: помимо ежедневных проверок, сотрудничества с ГИБДД и выгодных предложений МУП «Автотранс» (по информации пресс-службы мэрии, сегодня с муниципальным предприятием работают 240 частных перевозчиков. – Авт.), город увеличивает количество единиц транспорта и осваивает новые маршруты. На каких направлениях этим летом по-явится муниципальный транспорт, Кондрашов предпочёл не распространяться, чтобы частные перевозчики раньше времени не прознали о планах мэрии и не начали подготовку к ответному шагу.
– Мы ни в коем случае не хотим этой войны, мы действуем осторожно, потому что нам нельзя допустить массовой забастовки перевозчиков. Мы лишь добиваемся хорошего состояния автобусов и соблюдения расписания. Многие перевозчики уже пошли нам навстречу и закупают новые автомобили, – подчеркнул Кондрашов.
Муниципальный электротранспорт в этом году увеличит свои мощности. Недавно пришли новые троллейбусы, ожидается ещё партия. Тем временем город готовится к расширению сети. Так, эти летом дополнительные линии построят в Университетском, по микрорайону пустят новый маршрут рогатых автобусов. Не намерена городская администрация отказываться и от полуэкспрессных маршрутов.
– Недавно общался с жителями ИСХИ. Они довольны полуэкспрессами, готовы платить 25 рублей. Мы будем ориентироваться на отзывы. Если проект не находит отклика, маршрут будем снимать и перебрасывать на другие направления, – пояснил мэр.
Кроме того, этим летом город намерен пустить общественный транспорт по Академическому мосту, что должно снизить нагрузку с Глазковского моста и плотины ГЭС.