издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Одни из самых скандальных в Сибири»

Эксперты «Конкурента» о кризисе муниципальной власти

27 марта вступило в силу решение Иркутского областного суда о признании Думы Братска неправомочной. Территориальная избирательная комиссия назначит дату выборов, вероятнее всего, на единый день голосования – 14 сентября. 16 апреля в Верховном суде должна быть рассмотрена апелляция на решение Иркутского областного суда о признании неправомочной Думы Ангарского района. В самом же районе страсти накалились: 28 марта была задержана и.о. мэра Ангарского района Светлана Кажаева. Кировский районный суд Иркутска поместил её под домашний арест на 2 месяца. В отношении неё и мэра Ангарска Владимира Жукова возбуждены уголовные дела. Они подозреваются в растрате бюджетных средств. Именно Кажаева выступала инициатором подачи апелляции в Верховный суд.

Кризис муниципальной власти наблюдается сразу в нескольких городах Иркутской области. 22 января Иркутский областной суд признал неправомочной Думу Ангарского района, 31 января о саморос­пуске в связи со сложением мандатов несколькими депутатами заявила Дума Братска, 26 февраля по точно такой же причине распалась Дума Тулуна. 24 февраля Иркутский областной суд рассмотрел «братское» дело, вынеся резолютивную часть. 26 февраля было вынесено окончательное решение. 30 дней оставалось на обжалование, после чего территориальная избирательная комиссия Братска назначит выборы. Они пройдут не позднее чем через 6 месяцев после вынесения решения суда. Планируется, что выборы проведут в единый день голосования — 14 сентября 2014 года, сообщает пресс-служба администрации Братска. 

Между тем продолжается конфликт вокруг Думы Ангарского района. 16 апреля в Верховном суде должна быть рассмотрена апелляция на решение Иркутского областного суда, признавшего Думу неправомочной. Напомним, инициатором жалобы выступила администрация Ангарского района; и.о. мэра, а также спикером местного парламента является Светлана Кажаева, аффилированная с мэром Ангарска Владимиром Жуковым. На прошлой неделе стало известно, что в отношении Жукова и Кажаевой возбуждено два уголовных дела. Как сообщает пресс-служба Следственного управления СКР по Иркутской области, по результатам проверки прокуратуры Ангарска и Контрольно-счётной палаты Иркутской области Жуков и Кажаева подозреваются в растрате 1 млн рублей и фальсификации документов. 27 марта прошли обыски в кабинете и других служебных помещениях главы Ангарска Владимира Жукова. 

Напомним, Жуков находится в затяжном конфликте с прокурором Ангарска Дмитрием Погудиным. 

28 марта была задержана Светлана Кажаева, СКР подал ходатайство в Кировский суд Иркутска о применении к и.о. мэра меры пресечения в виде взятия под стражу. Суд отправил Кажаеву под домашний арест на два месяца. Поскольку именно Кажаева выступала с апелляцией, возможно, новые обстоятельства вынудят её отказаться от своих требований. 

«Я не думаю, что апелляция как-то повлияет на судьбу Думы, – сказал депутат ЗС от Ангарска Сергей Бренюк. – Дума уже не существует, и это факт. Я не думаю, что нынешняя ситуация с уголовными делами как-то связана с конфликтом Жукова и районного прокурора. Выплаты Кажаевой были неправомочны, на мой взгляд. И то, что мои предположения имеют какие-то основания, подтверждает начавшееся следствие». 

Учитывая тот факт, что 28 февраля депутаты Думы Усолья-Сибирского отправили в отставку сити-менеджера Александра Рожаловского, все территории Иркутской области, где когда-то был введён институт сити-менеджмента, находятся в системном кризисе. Это Братск, Ангарский район, Тулун, Усолье­-Сибирское. Ситуация оказывается особенно странной в свете законопроекта об отмене прямых выборов мэров крупных городов, внесённого в Госдуму. Фактически поправки в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вводят институт сити-менеджмента в крупных городах.

«Иркутская область, конечно, не единственная в России, где местное самоуправление сотрясают скандалы, но то, что мы – одни из самых скандальных в Сибири, точно, – говорит координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Одна из проблем видится всё-таки в неточном проведении реформы МСУ в середине 2000-х, когда законодатели слишком уж раздробили муниципалитеты. Вторая проблема – постоянное движение их полномочий: сегодня одни отдали, завтра другие забрали. А третья – введение пропорциональной системы на местном уровне, когда органы МСУ, вместо того чтобы заниматься колодцами, начали играть в большую политику, создавать партийные организации, фракции и напрочь забыли о своих обязанностях. Сейчас, конечно, авторы законопроектов, думаю, кусают локти, но уже поздно – джин выпущен из кувшина». 

«Проблема очень сложная, и в каж­дом из муниципалитетов она имеет свои особенности, – сказал заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – Ангарский район – это одно, Братск – совсем другое, а ожидаемая реформа МСУ – это третье. Конечно, эти темы пересекаются, но, тем не менее, каждая из них имеет свои особенности. В Братске и Ангарском районе институт сити-менеджмента изначально имеет конструктивные недостатки, поэтому плохо работает. Однако приравнивать проблему в обоих муниципалитетах только к структурным дефектам нельзя. Если брать Ангарский район, то там очевидно наложение на структурную проблему ещё и личностного фактора. Фигура Владимира Жукова достаточно экзотична, поведение его нестабильно. Катаклизмы, сотрясающие муниципалитет, во многом основаны на личностном факторе. В Братске несколько другая, особенная ситуация, не похожая на ангарскую. Но я по-прежнему уверен, что решать проблему в любом из муниципалитетов с помощью уголовного права нельзя. Нужно сохранять демократические основы местной власти, насыщать муниципалитеты финансами, учить кадры. И тогда мы придём к общей цели, которая у всех одна, – к качественной власти на местах». 

Новая реформа МСУ, по мнению Алексея Петрова, серьёзно повлияет на развитие муниципалитетов. «Она сделает некоторые муниципалитеты более вертикалеобразными, лишит граждан ряда городов области права вообще влиять на местную власть, поскольку у них отберут возможность выборов главы города. Так что нас ждут чудные времена», – говорит эксперт. Напомним, на прошлой неделе спикер ЗС Людмила Берлина одобрила внесённые в Госдуму поправки. «Главная цель текущих изменений – сохраняя в основе существующую систему местного самоуправления, максимально приблизить при этом местную муниципальную власть к населению, – сказала Берлина. – Предлагаемые новации могут стать фактором значительного увеличения престижа депутатского мандата на уровне поселений, именно мандат депутата Думы поселения будет давать возможность развития политической карьеры, что особенно важно, например, для молодых политиков». 

Сергей Шишкин заметил: несмот­ря на то что область подошла к новой реформе МСУ в достаточно сложной ситуации, институт сити-менеджмента в регионе показал себя не с лучшей стороны, нужно понимать, что нынешняя структура «двоевластия» в муниципалитетах и предлагаемая в проекте – немного разные вещи. «Делать полную аппликацию реформы на существующую муниципальную картину нельзя, – сказал профессор. – В первую очередь потому, что коснётся она двух городов Иркутской области, имеющих районное деление, – Иркутска и Братска. Ни Ангарск, ни Тулун, ни Усолье-Сибирское в ней задействованы не будут. Поэтому проблема представляется сложнее. Во вторник на Думе Иркутска я по просьбе депутатов выскажу свою позицию по муниципальной реформе. Скажу сразу: моё мнение отрицательное. Однако вопрос очень непрост и я готов обсуждать его со сторонниками реформы, вести дискус­сию в здоровой конструктивной атмосфере, а не заочно». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры