Турзоне здесь не место
Туристический потенциал Байкала поставило под вопрос руководство ОАО «Особые экономические зоны». Ход реализации проекта турзоны «Байкальская гавань», расположенной в Республике Бурятия, в ведомстве посчитали недостаточно успешным. Столь резкое заявление заставило напрячься и представителей иркутского турбизнеса. Не только потому, что обе зоны объединены Байкалом, но и из-за схожих проблем с развитием туристической инфраструктуры.
Отголоски с бурятского берега
Волну разговоров о перспективах развития туризма на Байкале в рамках особых экономических зон спровоцировало недавнее высказывание главы ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ») Вадима Третьякова. В опубликованном в конце марта интервью «Российской газете» Третьяков заявил, что для турзоны «Байкальская гавань», реализация проекта которой идёт на территории Республики Бурятия, «не очень правильно был выбран земельный участок». Также глава ведомства сказал, что в целом проект раскручивается плохо и, возможно, турзона будет развиваться как курорт локального масштаба.
На это высказывание сразу отреагировали представители республиканского турбизнеса и отдельные чиновники, которые оказались «слегка шокированы» резким заявлением генерального директора ОЭЗ. В частности, пошли разговоры о том, что ОЭЗ «Байкальская гавань» может быть лишена федерального статуса и, как следствие, финансирования. А в дальнейшем и вовсе повторит судьбу турзон в Краснодарском крае и Калининградской области, проекты которых решено было закрыть. Правда, в ОАО «ОЭЗ» уже официально заявили, что такой вариант развития событий не рассматривается.
Других подробностей, позволяющих понять, что именно послужило поводом для подобных оценок со стороны руководства ОАО «ОЭЗ», на сегодняшний день нет. Напомним, ОЭЗ «Байкальская гавань» существует с февраля 2007 года. Сегодня она размещается на пяти участках по восточному побережью Байкала общей площадью 3,6 тыс. га.
В числе резидентов турзоны – 12 компаний. Общий объём государственных инвестиций в проект составляет 2,7 млрд рублей.
В республиканском филиале ОАО «ОЭЗ» от комментариев по поводу возможных причин и дальнейших сценариев развития отказываются. Столь же сдержанными оказались и их иркутские коллеги, внимательно следившие за новостями с другого берега Байкала. Как заявил «Конкуренту» руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Иркутской области Валерий Драчёв, «комментировать высказывания своего генерального директора я не могу».
При этом он рассказал, что на территории иркутской турзоны «Ворота Байкала» Вадим Третьяков не был (здесь стоит уточнить, что должность генерального директора ОАО «ОЭЗ» Третьяков занимает менее полугода – с начала декабря 2013-го. – «Конкурент»). Последний раз высшее руководство ОАО «ОЭЗ», по словам Драчёва, посещало иркутскую турзону «Ворота Байкала» осенью прошлого года. В частности, тогда представители ОАО «ОЭЗ» посетили Байкальск и курорт «Гора Соболиная».
– На последнем рабочем заседании в Москве, которое прошло 12 марта, руководство ОАО «ОЭЗ» также положительно оценило ход реализации проекта турзоны «Ворота Байкала», – сказал Драчёв.
Не то место
Однако гораздо больший резонанс среди иркутского турбизнеса вызвали другие слова генерального директора ОАО «ОЭЗ» – о том, что «потенциал самого озера Байкал сильно переоценили». В частности, в том же интервью Вадим Третьяков заявил, что Байкал – это не такой уж серьёзный бренд для всего мира и интересен он только для России. «Это не то место для иностранца, ради которого он проедет полмира», – заявил в интервью Третьяков.
Эксперт местного туррынка директор Сибирского института планирования и развития туризма Олег Данилин считает, что это скорее эмоциональная оценка. «Хотя если вы сначала летите шесть часов на самолёте, потом ещё столько же едете на машине, то наверняка надеетесь увидеть нечто впечатляющее. Плюс не в пользу Байкала работают привычные шаблонные представления об отдыхе – что это в первую очередь отель и пляж, потому что ничего такого здесь нет», – говорит он.
Он также считает, что на момент создания турзоны, когда верстались планы по её развитию, вложениям в инфраструктуру и последующему экономическому эффекту, не учитывалась региональная специфика. По словам Данилина, это делали московские специалисты без привлечения местного турбизнеса. Причём так произошло при создании как иркутской турзоны, так и бурятской. «В этом смысле проекты обеих турзон похожи, потому что они нарисованы одним карандашом», – образно выражается собеседник «Конкурента». Результатом этого, по словам Олега Данилина, стал в том числе и неправильный выбор участков. В качестве примера он приводит одно из первоначальных мест размещения турзоны «Ворота Байкала» в Большом Голоустном.
– Это интересная площадка с позиции девелоперов, но не с точки зрения турбизнеса, – объясняет эксперт. И говорит, что сегодня все потенциально перспективные в туристическом плане места на Байкале уже застроены. Свободны сейчас лишь те территории, где организации отдыха не способствуют рельеф местности или погодные условия. В случае с Большим Голоустным – это постоянные ветра и холодный Байкал.
При этом в Большом Голоустном, по одному из первоначальных проектов, планировалось создать в общей сложности больше 3 тыс. гостиничных номеров. «Для сравнения: это столько, сколько сегодня насчитывается во всей Республике Карелия», – говорит о масштабе Данилин. В то же время проект турзоны не решает реально существующие проблемы тех территорий на Байкале, где нужно и можно развивать туризм. «К примеру, почему нельзя было направить эти средства на то, чтобы создать нормальные очистные сооружения в Листвянке», – говорит эксперт.
С тем, что обе турзоны лишены сопутствующей инфраструктуры, согласен и генеральный директор туроператора «Байкальская виза» Станислав Леник. «Если мы говорим про развитие туризма в Байкальске, то там надо однозначно начинать со строительства дороги и другой инфраструктуры – водопровода, канализации, электрических и тепловых сетей. После этого туда пойдут инвесторы», – считает он.
Напомним, сегодня турзона «Ворота Байкала» имеет двух зарегистрированных резидентов – ООО «Горнолыжный курорт «Гора Соболиная» и ООО «Илим Байкал». Ещё несколько компаний готовы войти в число резидентов, в том числе ООО «Байкал Аква» и ООО «Байкальская виза».