Спираль городских противоречий
Почему в центре нельзя строить парковки, а мигалки должны продаваться, узнали слушатели «Байкальских чтений»
На «Байкальских чтениях» в институте математики ИГУ с открытой лекцией выступил директор Института транспорта из Перми профессор Михаил Якимов. В родном городе он не только издаёт книги с результатами исследований об эффективности транспортных систем крупных городов, но и всеми способами борется за внедрение в жизнь собственных разработок. В ход идёт не только стандартная работа с органами местного самоуправления, но и различные «безобразия»: участие в пикетах «Стоп-хам», выступления в ток-шоу и выплата премий пешеходам за активную гражданскую позицию. «Восточно-Сибирская правда» записала главные тезисы из выступления учёного.
«Только гаишник не знает»
«О транспорте, как и о политике, каждый может говорить. Каждый знает, как нужно управлять светофором, как знаки ставить. Один только гаишник, может быть, не знает. А на самом деле транспортная наука – она есть», – уверен Михаил Якимов, недаром он защитил диссертацию «Формирование эффективной транспортной системы крупного города» и вместе с коллегами досконально исследовал транспортные системы Екатеринбурга, Самары и Перми. Лектор убеждён: спасти от пробок, или, по-научному, уменьшить среднее время реализации корреспонденции в транспортной системе, может только победа общественного транспорта над личным автомобилем.
Идею он объясняет при помощи «спирали городских противоречий», имеющей три витка. На первом витке с ростом интенсивности движения происходит ухудшение дорожных условий, увеличиваются издержки пассажирского транспорта. Из-за растущих издержек снижаются качество предоставления услуги и объёмы перевозок, у жителей всё ярче проявляется потребность в использовании индивидуального транспорта, интенсивность движения вырастает ещё больше, круг замыкается. На следующем витке «играет» негативное влияние автомобилей на окружающую среду: загазованный центр города становится непривлекательным для жизни, люди стремятся поселиться подальше, и, как следствие, их потребность в личном транспорте снова растёт.
Третий виток «спирали противоречий» не оставляет надежд. В крупном городе «взлетает» транспортная составляющая в цене товаров и услуг, его центр становится всё менее притягательным местом для приложения труда, рабочие места начинают «расползаться» к периферии. Потребность в индивидуальном транспорте снова растёт, и интенсивность движения всё больше накаляется. По мнению Михаила Якимова, у городов, погрязших в противоречиях, есть экстенсивный и интенсивный пути. В первом случае нужно до бесконечности расширять дорожную сеть, что в условиях городских бюджетов остаётся нереальной задачей. Во втором – выжать максимум провозной способности от существующих дорог, для чего всех жителей нужно как можно плотнее «набить» в каждое транспортное средство.
Нестандартные подходы
В Перми, говорит учёный, решили пойти по второму пути. В 2006 году Михаил Якимов разработал для города концепцию планирования и организации дорожного движения. Некоторые теоретические наработки ему удалось реализовать на практике, чтобы сместить баланс в пользу общественного транспорта. «Москвичи гордятся, что у них в городе есть Большой театр, а вот в Перми его нет. Но порой пермяки в нём бывают чаще, чем москвичи. Вроде бы зачем тогда жить в Москве? А для того, чтобы иметь потенциальную возможность сходить в Большой театр. Так же и с общественным транспортом. Все жители города платят за эту услугу, чтобы иметь потенциальную возможность сесть в транспорт», – приводит пример лектор.
В Перми стоимость проезда в общественном транспорте составляет 13 рублей, для сравнения Михаил Якимов приводит Екатеринбург, Самару, Киров и Омск с 28, 23, 16 и 18 рублями соответственно. Муниципальных автобусов в Перми нет, а с коммерческими перевозчиками город старается выстроить работу при помощи нетривиальных приёмов. Профессор рассказал об одном из экспериментов. На загруженной улице Пушкина среди многих маршрутов работали два нелегальных. От клиентов их решили отгородить в прямом смысле слова: остановочные павильоны перенесли с территории общего пользования за красную линию и установили шлагбаум, который поднимался только перед легальными автобусами. Метод, признаёт Михаил Якимов, действенный, но долгий в реализации.
Нестандартный взгляд у учёного и на парковочную политику. Он убеждён, что центр города нельзя насыщать парковками. «Все спрашивают, как мы умудрились построить в центре города 14-этажное здание и не сделать ни одного парковочного места. Нам говорят: «Вы сумасшедшие». А мы понимаем следующий шаг: если сделаем такую же 14-этажную подземную парковку, то закачаем в неё 3 тысячи автомобилей и тогда сдвинем баланс в сторону индивидуального транспорта и гарантированно увеличим время реализации корреспонденции. Наш мастер-план не разрешает нам строить парковочные места в центре. Наверное, Пермь – единственный такой город», – рассказывает Михаил Якимов.
Чиновник в троллейбусе
Однажды в городе появились необычные парковочные места, позволяющие «разделить благо». Дорожный знак «Р» снабдили табличкой «180 минут», а по периметру расставили электронные системы слежения, которые с помощью видеокамеры фиксируют нарушителей, превысивших разрешённое время, и рассылают письма с извещениями о штрафах. «Оборачиваемость парковочного места увеличивается, и большее количество людей может воспользоваться общественным благом», – резюмирует Михаил Якимов. Иркутянам он советует перенимать опыт пермяков.
Ещё один эксперимент в Перми направили на развитие самосознания у граждан. Институт транспорта решил выплачивать по 50 рублей заинтересованным в порядке пешеходам, для этого нужно сфотографировать припаркованный против правил автомобиль, оставить заявку на сайте ГИБДД и предъявить уведомление о возбуждении административного производства. Известные в Иркутске акции «Стоп-хам» он рекомендует проводить в форме согласованного пикета «против нарушения правил дорожного движения». В таком случае полиция сопровождает участников акции, что позволяет избежать возможных негативных последствий в виде мордобоя.
Однако профессор признаёт, что обширные научные изыскания так и не раскрыли для него главного секрета общественного транспорта. «Я уверен, что транспортная наука движется в сторону социальных, корень где-то там, но я до него добраться не могу. Как технарь я всё сделал, кажется, должно работать, но… Разговариваю со своим губернатором, и он спрашивает: «Ну, вот ты мне объясни, как я пересяду с личного транспорта на общественный?» В Москве, как приезжий, я часто езжу в метро. Посетил какое-то мероприятие, потом спустился в метро и вижу, что людей, которых я только что видел и которые были близки, здесь нет, вместо них другие люди. И я как-то не близок к ним. А где те? Может, они в троллейбусе едут наверху? Или в автомобиле?»
По мнению Михаила Якимова, в будущем дорога перестанет быть «последним оплотом справедливости». Когда-нибудь, считает он, машин со спецсигналами станет гораздо больше: «Мы начнём выдавать больше мигалок, красить их разными цветами, и начнётся сложная система выстраивания иерархии». Лектор уверен, что рано или поздно в сознании людей произойдёт переворот: «Два года назад я смотрел в Сети интервью с Никитой Михалковым. Его спросили, ездит ли он с мигалкой. И он начал объяснять журналистке в общем-то правильные вещи: «Вы знаете, моё время стоит дороже. Я отобрал у людей немного времени, но потом я компенсирую». Мне казалось тогда: надо же, какой цинизм, всё это так безобразно выглядит. Я был очень недоволен этим. А сейчас понимаю: один купит хороший автомобиль, другой купит плохой, один лечится в Израиле, другой – в районной поликлинике. И только в области организации дорожного движения пока нет никаких способов напрямую сопоставить время с деньгами. Думаю, это ненадолго».