издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Дом воды и электричества»

Накануне Всемирного дня водных ресурсов для школьников провели экскурсию по Иркутской ГЭС

Иркутская ГЭС для многих жителей города такой же символ, как Биг-Бен для Лондона, Статуя Свободы для Нью-Йорка или Кремль для Москвы. Причём эта гидроэлектростанция не только местная достопримечательность и генератор дешёвого электричества, но и важный транспортный узел, который связывает между собой два берега столицы Приангарья. Но, несмотря на то что каждый день тысячи людей пересекают Иркутское водохранилище, минуя ГЭС, внутри электростанции были далеко не все. Более того, многие не подозревают, что под их ногами или колёсами автомобилей расположен целый комплекс в несколько этажей с монументальными помещениями, похожими на залы дворцов, и огромными гидроагрегатами, которые преобразуют водное течение одной из крупнейших сибирских рек – Ангары – в электроэнергию. Именно в таком месте оказались третьеклассники иркутской школы № 76.

Экскурсия на Иркутскую ГЭС для ребят была приурочена к 22 марта – дате, когда празднуется Всемирный день водных ресурсов. Такие экскурсии прошли и на других ГЭС ГК «ЕвроСибЭнерго» Иркутской области – Братской и Усть-Илимской. Каждый год у этого праздника свой лозунг, в 2014 году он звучит так: «Вода – источник энергии». Несмотря на прогресс, который ушёл далеко вперёд с тех времён, когда была построена первая в мире ГЭС, пока добыча энергии для нужд человечества с помощью воды всё ещё остаётся самой экологически безопасной и доступной.

– Вода для нас как топливо, – объяс­няет детям их экскурсовод по станции Михаил Трунцов, инженер ПС ПТО Иркутской ГЭС. – Если на тепловых станциях используются уголь и мазут – горючие материалы, то у нас – вода. При этом благодаря станции мы можем не только вырабатывать электроэнергию, но и регулировать уровень воды Байкала и Ангары, защищая город от наводнений и подтоплений, – терпеливо рассказывает он принцип работы ГЭС детям перед походом по электростанции.

Но они, мальчишки и девчонки 

Все школьники оказались внутри ГЭС впервые, поэтому с интересом рассматривали всё вокруг

10 лет, если и слушают, то вполуха. Куда больше их интересуют каски, разложенные красивыми рядами на столе. Спустя ещё пять минут после завершения объяснения им разрешено примерить оранжевые и белые защитные головные уборы. «Сейсмоустойчивость Иркутской ГЭС – около 9 баллов, значит, никакие землетрясения ей не страшны», – под эти слова третьеклашки начинают надевать каски:

– Ой, а зачем они нужны? – задаётся вопросом кто-то из ребят.

– Ну как, ты же на промышленном предприятии, вдруг что-то на голову упадёт, – объясняет ему один из взрос­лых. А в это время одноклассник мальчугана уже пытается проверить проч­ность каски своего друга, отбивая по ней чечётку. «А если кирпич упадёт, она выдержит?» – спрашивает он.

На этот вопрос взрослые ответа вовремя не нашли, но и парнишку это уже мало интересовало: экскурсия по коридорам Иркутской ГЭС началась. Чтобы попасть в машинный зал, пришлось пройти пешком не меньше семи этажей. Пока толпа спускалась вниз – в сердце электростанции, кто-то представлял себя искателем приключений, который спускается под землю, кто-то – героем книг Толкиена про гномов и их пещерные царства. И только родители с учителями напоминали, что нужно «внимательно смотреть под ноги и держаться за перила».

– Идём мы так долго, потому что сама по себе ГЭС – высокое многоуровневое здание, – продолжил знакомить школьников с ИГЭС Михаил Трунцов. – Сделано это для того, чтобы создать большой напор воды, от которого бы вращалась турбина и вырабатывалась электроэнергия. Дальше электричество попадает в наши дома и на большие предприятия, включает компьютеры и зажигает лампы.

С этими словами он распахнул перед школьниками двери машинного зала. Внутри, вопреки представлениям детей и родителей о тёмном коридоре с трубами, оказалось большое помещение с высокими потолками, залитое светом. Лишь внизу маковками выросли купола гидроагрегатов. Под тихий шелест турбин детям объяснили, что основные механизмы агрегатов находятся уровнем ниже – именно они преобразуют потоки воды в электричество. Пока третьеклассники слушали рассказ экскурсовода, взрослые оглядывались вокруг. С огромного портрета, висящего на одной из стен, вдаль с воодушевлением глядит Ленин. Оказалось, что практически на всех гидроэлектростанциях, построенных в советский период, есть изображение вождя мирового пролетариата. На Иркутской ГЭС оно висит аж с 1959 года, когда закончилось строительство здания и было завершено внутреннее убранство. С тех пор интерьер внутренних строений Иркутской ГЭС не изменился. Даже плафоны светильников остались прежними. Однако сами ребята музейную ценность помещений гидроэлектростанции не оценили. Все уже торопились посмотреть, как выглядит главный щит управления станцией. Стоя между панелями управления, многие внимательно рассматривали кнопки на главном щите, борясь с желанием что-то нажать.

– Здесь работают посменно несколько человек. Смена длится 12 часов, – произнёс Михаил Трунцов, заставляя школьников широко распахнуть глаза. – Даже в новогоднюю ночь кому-то приходится работать. 

После главного щита управления третьеклассники вышли на воздух. Стоя на мосту нижнего бьефа Иркутской ГЭС, где вода выходит из турбин, ребята, поправляя каски, удивлялись, какими зелёными могут быть речные волны. 

– Глубина здесь около 15 метров, – начал экскурсовод по ИГЭС.

– Можно утонуть, – продолжил за него один из мальчишек.

– Конечно, можно, – подтвердил Трунцов. – Причём с этой стороны высота меньше, чем со стороны водохранилища. Разница примерно 30 метров. Если бы ГЭС не перегораживала реку, то мы с вами оказались бы под слоем воды больше многоэтажки в 15 этажей, – продолжил молодой человек под возгласы ребят.

Примерка касок оказалась одним из самых весёлых приключений
во время экскурсии

Уже после экскурсии молодой специалист рассказал, что волновался перед экскурсией, ведь проводить прогулку по ГЭС с детьми ему довелось впервые.

 – До этого показывал Иркутскую ГЭС старшеклассникам, студентам и коллегам с других станций, – говорит он. – Детей было много, поначалу думал, что будет сложновато с ними работать, но ребята оказались дисциплинированными. С интересом задавали вопросы и внимательно слушали всё, что я им говорил. Идею рассказывать детям на техническом языке, с применением сложных терминов сразу откинул и постарался объяснить принцип работы станции более понятными словами, на примерах.

Как признаётся Михаил, вопросы чаще всего задают одни и те же, независимо от возраста: «Почти все спрашивают, сколько этажей в высоту ГЭС, что такое, как работает и зачем нужен трансформатор. И, конечно, заходя в машинный зал: «Мы сейчас под Ангарой?», – смеётся молодой человек, при этом отмечая, что оценить монументальность Иркутской ГЭС можно только изнутри, посмотрев на всё своими глазами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры