Разрубить узел
Городская администрация пытается решить проблему Маратовского кольца
Маратовская развязка – один из самых загруженных транспортных узлов города. История реконструкции кольца тянется не первый год. Монументальный проект ОАО «Иркутскгипродорнии», которому ещё в 2008 году было дано задание разработать план по расширению развязки, отвергнут по причине дороговизны. Теперь администрация города пытается самостоятельно решить, как же разорвать замкнутый круг Маратовского кольца без вливания огромных средств.
Как рассказал начальник департамента дорожной деятельности комитета городского обустройства администрации Иркутска Павел Русецкий, на очередных депутатских слушаниях, прошедших 26 марта, на разработку и корректировку проектной документации нового проекта Маратовской развязки выделено 26 млн рублей. Несмотря на скудный бюджет, работы по реконструкции требуют безотлагательного начала, поскольку даже по заниженным цифрам уже сейчас интенсивность движения по кольцу составляет больше семи тысяч автомобилей в час. «Прогнозная интенсивность до 2027 года, по расчётам наших коллег из политехнического университета, увеличится практически в три раза и составит около 21,5 тысячи автомобилей», – утверждает Русецкий.
Таким образом, через 10 лет движение на Маратовском кольце и прилегающих улицах может полностью «встать». Чтобы сценарий специалистов не подтвердился, сейчас администрацией разработан проект, который решено реализовывать поэтапно. В ближайших планах мэрии – начало работ по удлинению существующего кольца в сторону улицы Баррикад и строительство надземного пешеходного перехода.
– В результате увеличится пропускная способность узла. Как показывает смоделированная ситуация, машины в таком случае начнут двигаться в спокойном режиме, коэффициент нагрузки составит порядка 0,8 единицы транспорта, – говорит начальник департамента дорожной деятельности. – Что касается перехода над улицей Баррикад, то пока не решено, каким он будет – эстакадным или мостовым. Это определит проект, предложенный подрядчиком.
Как утверждает чиновник, кроме этого на первом этапе реконструкции может быть рассмотрен проект изменения схемы движения транспорта по прилегающим улицам: «Есть проработки, на какой стадии её нужно будет менять, чтобы избежать заторов на данной территории, – продолжает Русецкий. – Таким образом, данные мероприятия за счёт небольших капитальных вложений позволяют начать реализацию этого проекта в ближайшее время. Подрядчик определится во второй декаде апреля и скоро должен будет представить план реализации проекта».
Несмотря на попытки администрации отказаться от плана, предложенного в своё время «Иркутскгипродорнии», сейчас первый этап нового проекта мэрии, другие части которого пока широко не обсуждаются, похож на многобюджетный первоисточник. Однако в отличие от первого нынешний план не включает в себя замену подземных коммуникаций и изменение дорожной карты улиц.
– Тут работает принцип «семь раз отмерь, один отрежь», – говорит Русецкий. – Мы просчитали варианты как при введении на некоторых дорогах одностороннего движения, так и при оставлении движения без изменений. Безусловно, одностороннее движение свою роль сыграет, но попутные работы по выполнению организации движения общественного транспорта и прочее – большая доля затрат. Поэтому пока решение рабочей группы под руководством мэра – оставить всё без изменений. Данный вариант в принципе будет работать. Хотя у нас рассмотрено изменение движения в рамках поэтапного строительства, но пока изменений не будет – будем смотреть.
Теперь реконструкция Маратовского кольца, по утверждениям сотрудников мэрии, полностью зависит от бюджета и подрядчика, конкурс для которого городская администрация обещает объявить совсем скоро. «Полностью реконструкция должна пройти в четыре этапа, – отметил в отчёте перед депутатами Павел Русецкий. – Предварительное решение по этапам строительства будет осуществлено в течение тридцати дней. За это время подрядчик должен будет предоставить планировочные решения, которые мы должны утвердить. Затем начнётся работа по проектной документации».
Начаться работы по первому этапу реконструкции должны сразу после положительного заключения экспертизы по проектной документации, однако случится ли это в запланированные сроки – до сих пор под большим вопросом. «При наличии соответствующего финансирования мы будем строить. Но уже сегодня по городским и даже областным программам бюджет не потянет такие работы. У нас пять областных и федеральных программ. В трёх Иркутск участвует, в двух нет. Одна из них – федеральная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона, где проект Маратовской развязки до прошлого года был, но затем, как и другие областные проекты, был исключён решением Госсовета. Поэтому мы стараемся участвовать в программах финансирования, заявки подаём, но, к сожалению, пока денег не выделяют».