Хрупкая безопасность
В регионе раньше обычного закрываются переправы
В Приангарье по сравнению с прошлым годом ухудшилась ледовая обстановка. Под лёд уже провалились пять машин, погибли три человека, ещё 25 происшествий обошлись без жертв и потерь автомобилей. Спасатели рассказали, что во всех случаях виноваты водители, которые игнорируют запрещающие знаки. На днях на Малом море автомобиль ушел под лёд на глазах сотрудников МЧС, которые в это время проводили спасательную операцию. Семью с двухлетним ребёнком чудом удалось спасти. Из-за активного таяния льда в регионе раньше обычного закрывают переправы.
Из-за поздней зимы и активной весны в Приангарье складывается сложная ледовая обстановка. Каждый день на водоёмах области под лёд проваливаются автомобили. Как рассказал временно исполняющий обязанности заместителя начальника ГУ МЧС России по Иркутской области по антикризисному управлению Андрей Рябоволов, на водных объектах региона уже произошло пять несчастных случаев, три человека погибли, ещё 13 человек удалось спасти. Кроме того, спасатели зафиксировали 25 предпосылок к происшествиям, связанных с провалом под лёд передних или задних колёс автомобиля. В прошлом году за аналогичный период не было погибших.
Наиболее острая ситуация складывается на Малом море. По словам Рябоволова, за последние три года в Ольхонском районе участилось количество провалов под лёд в весеннее время.
В этом году дополнительную сложность создаёт то обстоятельство, что Байкал до конца не встал, а тёплая весенняя погода уже начала подтачивать лёд на заливах. На этой неделе спасатели были вынуждены перекрыть зимнюю дорогу к Ольхону. Внешне лёд выглядит крепким, но на самом деле он поменял структуру, стал игольчатым. Такой лёд толщиной 40 сантиметров не всегда может выдержать даже человека. Всего с начала месяца на Малом море частично или полностью провалились 16 автомобилей, уточнили в ведомстве.
Последнее происшествие, рассказал временно исполняющий обязанности начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области Виталий Донской, произошло пару дней назад: под лёд ушел автомобиль с пассажиром, ещё двум удалось спастись самостоятельно. На днях рядом с местом трагедии под лёд ушёл ещё один автомобиль. Сотрудники ГУ МЧС России как раз приступили к операции по поиску тела, когда на льду неожиданно появилась машина. Водитель проигнорировал все запрещающие знаки, не смутило его и то, что спасатели работают рядом с большой полыньёй. Специалисты ведомства пытались жестами объяснить автомобилисту, что опасно двигаться, но тот все предупреждения словно не замечал. Машина провалилась под лёд прямо на глазах спасателей.
«К счастью, всех удалось спасти. Одежда на мужчине и женщине промокла по пояс, двухлетний ребёнок промок полностью. Избежать трагедии удалось только потому, что рядом были сотрудники МЧС», – отметил Виталий Донской.
Спасатели рассказали, что резкий рост количества провалов автомобилей под лёд объясняется безответственностью водителей. «Местные жители под лёд не проваливаются, они прислушиваются к нашим рекомендациям. Чаще трагедии случается с иркутянами, которые приезжают на водоёмы в выходные и не обращают внимания на советы сотрудников ГИМС, знаки и информационные баннеры. В первом случае провала под лёд в этом году автомобилиста не остановил даже специальный снежный вал. Машина его переехала, объехала две проруби, в третью провалилась», – добавил Донской.
Дополнительную работу создают спасателям рыбаки, которые на лёд не желают выходить пешком, а предпочитают добираться на автомобиле. Машины застревают или проваливаются. Всего на выездах на водоёмы региона выставлен 61 предупреждающий знак. Но водители не обращают внимания на них. Порой автомобили проваливаются в паре метров от предупреждающих аншлагов.
При быстром изменении атмосферного давления лёд теряет своё однородное строение, деформируется. Как пояснили в ведомстве, во многих местах горячие подводные ключи истончают лёд снизу, что невозможно увидеть и почувствовать, находясь на нём. «Есть на льду Байкала и так называемые «нажимы» – громадные льдины, наезжающие друг на друга, при этом разломы заполняются водой и образуют настоящие ловушки для автомобилей. Издалека поверхность льда кажется ровной, и о том, что впереди на самом деле вода, водители узнают слишком поздно», – добавили в пресс-службе регионального ГУ МЧС России.
В этом году из-за хрупкого льда в заливе Хужир-Нуга соревнования по ловле рыбы мормышкой со льда «Байкальская Камчатка» изменят свой формат. Обычно организаторы разрешают любителям подлёдной ловли выезжать на водоёмы на автомобилях. На этот раз спасатели из соображений безопасности запретили такой массовый автомобильный флэшмоб на льду. «Рыбаки собираются со всей Иркутской области. Рыбалка длится несколько дней. Не обращая внимания на запрещающие знаки, люди выезжают на лёд на машинах, ставят палатки и жгут костры прямо на льду, греются спиртными напитками. На льду и на берегу будут круглосуточно нести дежурство сотрудники ГИМС и полиции. На лёд выезд категорически запрещён! Нарушители будут привлекаться к административной ответственности», – отметили в ведомстве. Из-за хрупкого льда сейчас под вопросом стоит и проведение на Байкале хоккейного матча с участием мировых звёзд.
В ведомстве призывают выходить на лёд на Малом море крайне осторожно: не проверять ногами крепость льда, не сверлить лунки рядом друг с другом, не располагаться вблизи полыньи. Пока самыми безопасными для рыбаков считаются Братское и Усть-Илимское водохранилища.
Ранняя активная весна внесла коррективы и в работы переправ. Из 51 зимней дороги сегодня допущены к эксплуатации только 38. Закрываются даже северные пути. Так, недавно перестала действовать переправа Киренск – Гарь. «До первого числа в западных и центральных районах области будет сохраняться плюсовая температура. Что касается севера, то здесь надежда на ночные заморозки. Паводки не будут критичными, если днём реки будут подтаивать, а ночью их немного схватят морозы. Точный прогноз мы получим в начале апреля, на следующей неделе станет ясна гидрологическая обстановка в северных районах», – отметил Андрей Рябоволов.
Тёплые дни могут помешать проведению противопаводковых мероприятий, считает он. Так, чернение провели пока только на площади 0,8 квадратного километра (из восьми запланированных) и пропилили восемь километров льда из 22. Если сохранится тёплая и солнечная погода, выход тяжёлой техники на лёд станет невозможным.