издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не выглядит бесспорным

Федеральные законодатели намерены отменить прямые выборы мэров крупных городов

Новый виток муниципальной реформы ожидает крупные российские города. В Госдуму внесены поправки в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предполагающие ввести в 67 городских округах двухуровневую систему управления. Мэр в этом случае не избирается на прямых выборах, его выбирают из числа депутатов парламента городского округа. «Конкурент» выяснял, может ли этот закон сказаться на ходе подготовки к ближайшим муниципальным выборам в Иркутской области.

Поправки к Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесли в Госдуму члены рабочей группы по реформированию местного само-управления и депутаты от «Единой России» и ЛДПР. Они предлагают в 67 городских округах ввести двух-уровневую модель организации МСУ. То есть каждый район такого городского округа избирает собственный парламент, а Дума округа формируется из состава представительных органов районов с равной нормой представительства. При этом глава округа назначается из числа депутатов, одновременно являясь председателем парламента. Руководить администрацией в этом случае будет сити-менеджер, избираемый по конкурсу на срок от двух до пяти лет. Состав конкурсной комиссии на 50% предлагается парламентом, на 50% – губернатором. 

По сути, это означает, что институт сити-менеджмента, показавший себя достаточно плохо как на территории Иркутской области, так и в целом по стране, сейчас спускается и на уровень крупных городов. Введение института сити-менеджмента в Иркутской области можно считать провальным. В Усолье-Сибирском это привело к конфликту между местной элитой, представлявшей «Единую Россию», и сити-менеджером Евгением Кустосом. После осуждения последнего по ряду уголовных статей, в том числе части 2 статьи 105 (Кустос, по версии следствия, выступил заказчиком несостоявшегося убийства усольчанина Игоря Востренкова), в Усолье-Сибирском разразился кризис власти, вылившийся в роспуск Думы и назначение новых выборов. Но и выборы проблемы не решили. Лишь усилиями регионального отделения ИРО «ЕР» и «Серого дома» в 2012 году удалось провести на пост мэра условно «нейтральную» фигуру Любовь Лис, а на пост сити-менеджера – Александра Рожаловского. Благополучие длилось недолго – в марте 2014 года стало известно, что Дума отказала Рожаловскому в доверии и лишила его поста сити-менеджера. Нельзя назвать успешным и введение сити-менеджмента в Ангарском районе. В 2010 году там отменили прямые выборы мэра. В тот момент «Единая Россия», получившая серию проигрышей на выборах мэра в крупных городах, «продавила» институт сити-менеджмента в Ангарском районе. В итоге радости этот политический ход не принёс никому. Дума первоначально выбрала своим лидером Владимира Жукова, он же по закону стал мэром района, сити-менеджером был назначен ставленник Жукова Антон Медко. Однако после этого Жуков потерял контроль над парламентом, группа депутатов-коммунистов вступила в конфликт с мэром и ситуация «повисла». В итоге тихо тлевший до начала 2014 года конфликт завершился развалом Думы, который администрация пытается оспорить в суде. В Братске, где непрямые выборы мэра были введены в 2011 году после открытия уголовного дела против мэра Александра Серова и его ухода в отставку, ситуация оказалась и вовсе некрасивой. Мэр Константин Климов, выбранный из числа депутатов местной Думы непрямым способом, вступил в конце 2013 года в конфликт с сити-менеджером Еленой Гольцварт. Дело дошло до Иркутского областного суда, но потом стороны пошли на примирение. Тем не менее в январе 2014 года и Дума Братска потеряла легитимность из-за выхода из её состава ряда депутатов, участвовавших в конфликте мэра и сити-менеджера. В Усолье-Сибирском и Ангарском районе отказались от института сити-менеджмента, в Братске было такое же намерение, одобренное на общественных слушаниях, Дума просто не успела легитимизировать это решение. Таким образом, серия скандалов с «непрямыми выборами» показала, что подобный способ управления в регионе неэффективен. Тем не менее именно этот способ управления для городских округов пытаются продавить госдумовские единороссы. 

В нынешнем году должны состояться выборы в Думу Иркутска, которые как раз подпадают под условия, оговорённые в проекте федерального закона. А в следующем году столице Приангарья предстоят выборы мэра. Если закон будет принят, то возможно следующее развитие событий: выборы градоначальника становятся неактуальными, а вот цена нынешних выборов в Думу вырастает в разы. Или же цена Думы падает неимоверно, поскольку по новому законодательству парламент должен быть избран из числа районных собраний. Если выборы назначат до вступления в силу нового закона, Дума будет избрана старым способом. А поскольку срок полномочий Виктора Кондрашова истекает в 2015 году, нужен будет новый мэр. Это может означать, что Думу придётся распустить и избрать заново. «Это только варианты, – заметил лидер регионального отделения «Демократического выбора» Сергей Беспалов. – По идее, в законе должен быть прописан механизм перехода. Если примут закон, вероятно, или нас ожидает некий переходный период, чего никогда не было, или действующая Дума выберет мэра из своего состава». 

«Мне хочется верить, что законопроект в этом виде не пройдёт и выборы мэров всё-таки не отменят, – говорит координатор ассоциации «Голос» в Иркутской области Алексей Петров. – В случае если такое решение будет принято, цена депутатского мандата в Иркутске сразу же взлетает вверх, ведь один из депутатов сможет стать мэром. Значит, те, кто хотел быть мэром, но не собирался в Думу, должны будут идти на выборы в депутаты. Следовательно, мы можем увидеть в качестве кандидатов в депутаты, например, Виктора Кондрашова, Нину Чекотову или некоторых депутатов ЗС, убежавших из Думы на областной уровень с прицелом на мэрское кресло. Значит, выборы будут вдвойне интересными». Новосибирский политолог Алексей Мазур считает, что у власти просто нет выбора. «Анализ ситуации показывает, что предотвратить избрание оппозиционных мэров в большинстве крупных городов власть не сможет, – заметил он. – Поэтому была изобретена схема, низводящая местное самоуправление до уровня районов. То, что система сити-менеджеров себя не оправдала с точки зрения управления городом, теперь считается малосущественным, ведь политические риски сильно вырос­ли». «Потому что уже есть Ройзман, того гляди будет Анатолий Локоть (КПРФ Новосибирск), и уже есть результат Навального в Москве», – считает Сергей Беспалов. В разговоре с «Конкурентом» Беспалов заметил, что, даже если и возникнет какая-то борьба на выборах в Думу Иркутска, всё равно ключевой фигурой, которая будет влиять на выбор градоначальника, останется губернатор. 

Законодательная инициатива «не выглядит законченной», заметил в «Первом российском конституционно-правовом блоге» директор Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров. «Однако уже сейчас можно предположить, что речь идёт о самом масштабном законодательном обновлении организационных основ муниципальной власти за весь период действия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», – сказал он. – Надо признать, что довод о недопустимой отдалённости муниципальной власти от жителей крупных городов имеет под собой веские основания. В связи с этим явно заслуживает внимания идея о том, что во внутригородских районах должны формироваться самостоятельные органы местного самоуправления, со своими ресурсами и полномочиями. Это предложение потребует уточнений, поскольку законопроект не вводит каких-либо внятных критериев принятия субъектами федерации решений об учреждении городов с внутригородским делением». 

Вместе с тем Петров обеспокоен тем, что авторы законопроекта предлагают сократить сферу применения прямых муниципальных выборов. «Органы местного самоуправления, как известно, наиболее приближены к людям, и поэтому их формирование самими жителями территорий на демократических выборных принципах представляется естественным и необходимым. Сворачивание муниципальной демократии может, вопреки основной идее законопроекта, не приблизить власть к народу, а, напротив, безосновательно увеличить разрыв между ними», – сказал эксперт. 

Алексей Петров считает, что закон может коснуться не только Иркутска. Он напомнил: никаких критериев принятия таких законов (к примеру, в зависимости от численности населения города) нет, потенциально деление на внутригородские районы может быть введено в любом городе – либо в имеющемся городском округе, либо даже в обычном городском поселении после его преобразования в городской округ. «Что касается мэров, то законопроект предусматривает одинаковый порядок их избрания – депутатами из своего состава – также для всех городских поселений, включая городские округа. Следовательно, в Иркутской области, как и во всей Российской Федерации, под действие этих правил потенциально попадает любой город, а не только Иркутск», – заметил эксперт. 

Петров указал на ещё одну тему, которая за обсуждением способа избрания мэров оказалась незамеченной. «Законопроект формирует почву для отказа от местного само­управления на уровне районов и для перехода к поселенческому принципу организации местного самоыуправления. Подтверждением этому – на мой, конечно, взгляд – является то, что законопроект предусматривает отмену муниципальных выборов депутатов районных Дум и переход к их формированию из представителей поселений, а также обязательное избрание глав районов из состава этих районных Дум. В таком виде законопроект противоречит Конституции, потому что полностью удаляет выборные органы районного уровня», – пояснил он. 

Эксперты сошлись во мнении, что, прежде чем делать какие-то далеко идущие выводы, необходимо дождаться принятия законопроекта. Директор Института регионального законодательства и правовой информации Петров считает, что многие положения законопроекта «не выглядят бесспорными». А потому законопроект нуждается в тщательном публичном обсуждении. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры