Обычная школа
По тихой улице Макаренко (вот это совпадение!) мимо балкона, с которого пел Высоцкий, всего пару минут от остановки иду я в школу года и города – школу № 34 – и несу с собой любопытство: что особенного может быть здесь, на окраине Иркутска?
Архитектура четырёхэтажного здания отличается от большинства школьных коробок. Это неудивительно: школа открылась ещё в 1938-м и успела послужить госпиталем во время войны. Несмотря на возраст, здание выглядит аккуратным, краска не облупилась, территория ухоженная. Внутри всё то же, что и снаружи: ремонт кажется свежим, чистота – вездесущей. Повсюду стенды и плакаты. Для школы будущего не хватает указателей, для школы прошлого – злобного вахтёра. Как таковой системы пропусков здесь, кажется, нет.
По широкой лестнице поднимаюсь на второй этаж, где меня ждёт Татьяна Сахаровская. Татьяна Ивановна – типичный директор школы: круглолицая, энергичная женщина с по-учительски певучей манерой говорить. Тот факт, что много лет она объясняла детям мате-
матику, выдаёт склонность, чуть перефразируя, отвечать на вопросы дважды. Как только она начинает рассказывать, я возвращаюсь лет на пятнадцать назад в такую же обычную школу, только на противоположной окраине Иркутска.
«Наша школа – базовое образовательное учреждение Международной академии наук педагогического образования, – объявляет Татьяна Ивановна, – городская и областная экспериментальная площадка на тему «Воспитательная система как фактор высококачественного образования в «Школе гармонии и вдохновения», а также пилотная городская площадка для введения Федеральных государственных образовательных стандартов». Сухую тему так называемых ФГОСов мы обсуждаем недолго: стандарты для начальных классов школа обкатала одной из первых в городе, сейчас занимается тем же, но для основной школы. А в это время опыт в области проведения исследований, мониторингов и прочие наработки используют другие общеобразовательные учреждения Иркутска. Погрязнуть в разговорах о стандартах не хочется, и мы переходим к главному.
Школа, которая воспитывает
«Обучения мало, – уверена Татьяна Сахаровская. – Дети знают законы математики и физики, но не умеют принимать решения и самостоятельно мыслить». По словам Сахаровской, после того, как школа начала сотрудничать с Академией наук педагогического образования, появилась система, а когда-то разовые мероприятия теперь подчинены единой концепции. В основе работы – образовательная программа «Человек. Природа. Общество». В начальной школе дети учатся ценить мир, в основной – защищать его, в старшей фокус переходит на взаимоотношения человека с человеком.
Внеурочная работа – один из столпов воспитания. У тех же малышей на уроки вроде «Правильно ли я питаюсь?» или «Музеи как склад чего-то неизвестного» уходит 15 часов в месяц. Главная цель таких занятий, по словам Сахаровской, не выдать набор скучных правил, а заставить детей думать, выполнять задания, часто вместе с родителями, и рассказывать друг другу о том, что им удалось узнать. В итоге помимо знаний, получаемых вне школьной программы, дети приобретают навык социализации.
«Для нас важно, чтобы ребёнок думал, – подчёркивает Сахаровская. – Вот мы начинаем заниматься с первоклашками по программе «Как прекрасен этот мир» и спрашиваем их: «А что мешает миру быть прекрасным?». Кто-то огорчается, что каждый день идёт по улице и видит, как люди с ногами сидят на лавочке или бросают окурки на землю». Впрочем, по словам Сахаровской, сложнее всего бороться даже не с улицей или телевизором, а с тем, что дети видят дома: иногда с виду благополучная семья, а на деле – проблемы. «Это сложно, – вздыхает она, – но мы стараемся, работаем с детьми, с родителями, чтобы, оказавшись в грязи, ребёнок в эту грязь всё же не залез».
Принцип осознанности действий распространяется и на обучение в рамках школьной программы. По мнению Татьяны Сахаровской, сегодня главная парадигма образования – научить получать знания. К тому же ребёнок должен понимать, для чего он учится, быть уверенным, что эти знания ему пригодятся в дальнейшем. «Помимо этого, мы развиваем и другие компетенции, которые нужны в любом деле, – поясняет Сахаровская, – например способность критически отно-
ситься к себе, готовить проекты, презентовать их, логически мыслить. Для многих важна сама возможность выговориться, другие учатся слушать и не перебивать».
УТЯ и НИИШк
В школе признают: современные дети стали гораздо более прагматичными, и ученики 34-й не исключение. Тем сложнее вызвать у ребёнка желание что-то сделать самостоятельно, сопереживать и помогать другим. На это работают всевозможные проекты – от сбора макулатуры и поездок в приюты для собак до проведения юбилея школы или пушкинских балов.
В пресловутую концепцию встроено несколько школьных организаций: Университет таинственных явлений для начальных классов, НИИШк (школьный НИИ), центр учебных проектов «Умный сов» и так далее. Существуют они не только в теории. Например, руководитель НИИШк Оксана Алимова реализует проект «Я покажу свой город». Смысл его в том, что школьникам показывают места и здания, которые интересны, однако скрыты от взгляда туристов. «Вот дом, вот его вросшие в землю окна, у этого дома своя судьба. Так прививается интерес к архитектуре и истории города», – считает Сахаровская.
Школьное самоуправление, действующее круглогодично, организует дежурства, издаёт школьную газету, участвует в проекте «Другая сторона», цель которого – выйти за пределы школы. Например, старшеклассники отправляются на уборку небольших территорий в родном микрорайоне. «Кто-то мусорит, они убирают. Ребята должны это прочувствовать, понять, как сделать так, чтобы мусор не появился вновь», – поясняет директор. «Если они поймут, школа должна получить звание лучшей в стране», – думаю я.
С лидерами школьного самоуправления регулярно встречается директор. «Мы их убедили, например, что всё-таки стиль одежды в школе – деловой, а при проведении вечеров должна быть программа и не должно быть курения», – улыбается Татьяна Ивановна. Я смеюсь: «То, что вы их убедили, это понятно. А вот в чём они убедили вас?». Татьяна Ивановна задумывается и вспоминает, что старшеклассницы выторговали себе советскую (коричневые платья, белые фартуки) форму для торжественных мероприятий.
Призвание с поощрением
Директор школы № 34 утверждает: здесь к каждому ученику найдут подход, откроют его таланты. Мне этот тезис кажется слишком громким: откуда у обычного школьного учителя, заваленного бумажной работой, время на каждого ученика? Татьяна Ивановна достаёт из шкафа разномастные стопки – это брошюры, авторские программы, сборники публикаций, в которых значатся имена завучей и преподавателей школы. «Когда же они всё это пишут?» – изумляюсь я, мгновенно забыв про индивидуальный подход. «У нас очень хорошие преподаватели», – с гордостью произносит Татьяна Ивановна. Она утверждает: сейчас в школе работают те, для кого учитель – призвание. Впрочем, даже самый сильный энтузиазм нуждается в поддержке извне. В 34-й, по словам директора, есть разные формы поощрения – от внутришкольных грамот за вклад в развитие того или иного направления до денежных премий, скажем, за публикации или разработку программ. Говорят, если учитель активен, возможности для поощрения есть всегда.
Не быть активным здесь сложно: коллективу преподавателей, 93% из которых, кстати, имеют высшее образование, пришлось пройти дополнительное обучение. Порой оно было довольно неожиданными. Например, курс арт-терапии в ИИПКРО (Иркутском институте повышения квалификации работников образования). Благодаря этому курсу учитель должен стать артистичным, а материал – легкоусваиваемым. «При этом важно, чтобы педагог не рассказывал всё сам, а подводил ребёнка к открытию», – уточняет Татьяна Ивановна. Я спрашиваю, все ли педагоги были готовы к таким переменам. Всё-таки любые курсы – это как минимум время. «Многие учителя старой закалки сначала не понимали, для чего всё это. Вроде бы и так хорошо, – вспоминает она. – Но потом увидели результат».
Выражается он, в частности, в признании профессионального сообщества. Это не только победа на конкурсе общеобразовательных учреждений, но и окружные и городские семинары по обмену опытом, которые организует школа. Об этом здесь говорят с гордостью: 11 марта провели семинар для учителей истории и географии, на 25–27 марта намечен новый – для заместителей директоров по воспитательной работе.
Но, пожалуй, ещё важнее популярность школы среди учеников (здесь учится 940 человек), а также тот факт, что в приёмной то и дело появляются родители будущих первоклашек. Кстати, больше половины учеников территориально к школе не относятся. Сюда их приводят родители, которые либо тоже учились здесь, либо ориентируются на отзывы знакомых. Приводят и говорят, что готовы ждать хоть до августа, лишь бы взяли. Директор только за: «Мы обычная общеобразовательная школа, у нас нет никакого отбора, как в лицеях, мы принимаем всех, кто пожелает».
В едином стиле
Татьяна Сахаровская очень гордится тем, что оформление школы выполнено «в едином стиле». В классах новая мебель, интерактивные доски и проекторы, в коридорах – цветы, на стене столовой – глиняная рыба-кит с целым городом на спине (подарок школе от бывшей ученицы, студентки ИрГТУ). Повсюду стенды, которые, по замыслу руководства, должны создавать у детей ощущение общности с городом и страной, а также напоминать о высоком статусе ученика и учителя школы № 34. Есть и уголок, посвящённый главенству закона, – выдержки из статей нормативных документов и напоминание об ответственности учеников и родителей. Некоторые документы распложены так высоко, что читать сложно даже взрослому. Наверное, это можно расценивать как очередной стимул – дорасти. Во всех смыслах.
Мы спускаемся по лестнице, идём по коридору. В центре нашей маленькой экскурсии – младшие классы. Пользуясь служебным положением, заглядываем во все кабинеты по очереди. В одном из них урок ведёт Елена Бархатова. 2 «А» репутацию себе уже заработал. Говорят, к открытым урокам и повышенному вниманию ученикам не привыкать. При виде директора класс вскакивает. Татьяна Ивановна разрешает сесть снова и говорит: «Дети, это Елена… Как ваше отчество? Евгеньевна. Она корреспондент «Восточно-Сибирской правды» и напишет статью про нашу школу. Если к нам придут фотографировать, кто за то, чтобы сняли ваш класс?». Руки взмывают вверх. «Все за?» – смеётся она. «Все!» – отвечают все. «Ой, только Костя не поднял», – доносится звонкий девичий голос. Все с изумлением оборачиваются на слегка испуганного Костю. Рука направлена вверх. «Ой, нет, поднял, поднял», – облегчённо вздыхают одноклассники. На стене в коридоре висит изображение всех младших классов, у каждого своё название и девиз, которые дети придумывают себе сами. У кого «Бригантина», у кого «Волна». Под фотографией 2 «А» значится скромное «Всезнайки».
Распрощавшись с Татьяной Ивановной, я подхожу с расспросами к мальчишке лет 12-ти. Он разговаривает вежливо и настороженно – как со всяким взрослым. О школе говорит хорошо, но сдержанно, правильными словами, которых от него ждут, в глазах явно читается, что на улице с друзьями гораздо интереснее, чем здесь.
Прежде чем уходить, на минуту присаживаюсь на скамейку в вестибюле. Мама, дожидающаяся окончания урока, рассказывает, что довольна и учителями и дисциплиной, переводить ребёнка в лицей или гимназию не планирует. Дескать, лучшее – враг хорошего, а тут и с домом рядом, и претензий нет. Я вспоминаю, что в 2008 году в школьном обиходе появилось понятие «человеческое измерение». Критерии оценки любого учебного заведения очень просты. Для учителей – нравится ли работа, для учеников – нравится ли учёба, для родителей – довольны ли они школой, в которую ходит их ребёнок. Похоже, что по этим параметрам у школы № 34 особых нареканий нет.
Как и по успеваемости. Судя по итогам ЕГЭ, по большинству предметов показатели школы выше областных. Скажем, средний балл по русскому языку – 68,1 вместо 60,9, по математике – 49,6 (45,5 по области), по информатике – 64 (59,1), по литературе – 72 (50,8), по химии – 73 (61,8).