Энергоэффективные инновации для магистралей
Минимальные затраты на обслуживание, максимальный период эксплуатации, отличная видимость при любых погодных условиях. Освещение дорог области выходит на новый уровень: лампы накаливания планируется заменить на энергоэффективные светодиодные фонари. Первые инновации на магистралях должны появиться в Тулунском, Куйтунском, Иркутском и Боханском районах. В Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области заверили, что затраты оправданны: безопасность водителей превыше всего.
Отныне строительство, ремонт и реконструкция автодорог в Приангарье не могут обойтись без энергосберегающих технологий. Министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин рассказал, что в первую очередь подразумевается появление на магистралях региона энергосберегающего освещения. Речь идёт о замене ламп накаливания на светодиоды. Как известно, новые фонари – дорогое удовольствие, но специалисты заверили, что все затраты оправданны. Более того, они окупаемы.
По данным министерства строительства Иркутской области, сегодня на балансе ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» находится более трёх тысяч световых опор на региональных дорогах. Каждая опора требует дорогостоящего обслуживания, при этом лампы накаливания энергозатратны и недолговечны. По словам главного энергетика Дирекции автодорог Приангарья Владимира Павлова, назрела необходимость перевода магистралей области на светодиодное освещение. Основная причина, отметил главный энергетик, – экономия электроэнергии, что прописано в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении».
«При растущих тарифах на электроэнергию этот фактор очень важен. Кроме того, малозатратные по мощности светодиодные светильники имеют целый ряд преимуществ перед используемыми сейчас светильниками для газоразрядных натриевых ламп ДНаТ. Срок службы газоразрядной лампы – около года. При этом каждые полгода светильники марки ЖКУ требуют специального обслуживания. Светодиодные светильники служат три–пять лет и не нуждаются в частом обслуживании», – добавил наш собеседник.
Специалист пояснил, что у традиционных консольных светильников с натриевыми лампами, в отличие от их светодиодных собратьев, очень низкая герметичность. Поэтому пыль и грязь попадают внутрь плафона. Это приводит к ухудшению качества освещения и перегреву лампы, из-за чего она выходит из строя. «Необходимость чистки плафонов ламп изнутри также отпадёт с началом применения новых технологий в дорожном освещении. Длительный срок службы и высокая герметичность светодиодных светильников позволяют в разы снизить затраты на обслуживание осветительных опор», – подчеркнул Владимир Павлов.
Как рассказали в региональном минстрое, вся система освещения дорог в области будет поэтапно переводиться на светодиодные светильники, срок службы которых достигает 45 тыс. часов. Это примерно 10 лет непрерывной работы в 12-часовом режиме. По подсчётам специалистов министерства, энергосберегающие инновации окупятся уже через 2,5–3 года.
Помимо экономии бюджетных средств применение таких технологий поможет обеспечить максимальную видимость и снизить количество дорожно-транспортных происшествий. Как пояснили в Дирекции автодорог области, светодиодные конструкции дают яркое освещение независимо от погодных условий. Ртутные и натриевые лампы газоразрядного вида, напротив, могут не срабатывать при сильных отрицательных температурах и вообще выходить из строя из-за погоды, требуя замены.
Светодиодные светильники будут на полном контроле Единого центра управления дорожным освещением. По словам Владимира Павлова, в 2014 году в Иркутской области начнёт применяться Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО). Она предназначена для многоуровневой автоматизации управления наружным освещением. Главный энергетик пояснил, что система позволяет регулировать уровень освещённости в зависимости от погодных условий и времени года, при изменении внешних условий освещение будет корректироваться автоматически.
«Управляемые автоматизированной системой и диспетчером светодиодные лампы могут работать в разных режимах: несколько светодиодов может погаснуть, другие – продолжать гореть, при этом не будет видно никаких тёмных участков в лампе, так как специальная линза распределяет свет равномерно. Центр управления освещением может находиться на расстоянии тысячи километров от объектов, для этого будет использована технология GPRS», – добавил Павлов.
В первую очередь новые технологии в дорожном освещении будут применены в Тулунском, Куйтунском, Иркутском, Боханском районах. В ближайшее время начнётся переоборудование светильников марки ЖКУ на светодиодные светильники на уже освещаемых трассах. Павлов пояснил, что Дирекция автодорог при выборе муниципалитетов, в которых будет проведена замена или установка дорожного освещения, главным образом опиралась на поступающие обращения от местных властей. Также в приоритете находятся опасные участки дорог, проходящие через населённые пункты. «Наша самая важная задача – это не снижение затрат на электроэнергию или обслуживание объектов, а сохранение жизни и здоровья людей. Улучшение дорожного освещения должно способствовать в первую очередь снижению количества ДТП в Иркутской области», – подчеркнул Павлов.