Бунт против «тёмного царства»
Закулисье академического драматического театра имени Охлопкова всегда в движении. Вот в гримёрку, несмотря на преклонный возраст, почти бегом спешит заслуженная артистка Людмила Слабунова, неторопливо идут народные артистки Наталия Королёва и Тамара Олейник, заслуженные – Елена Мазуренко и Тамара Панасюк. Почти всегда в вестибюле мелькают плотно занятые в репертуаре заслуженные артисты Яков Воронов, Александр Ильин, Степан Догадин. Одним словом, старожилы театра, его гордость, играющие в спектаклях, идущих на сцене сегодня, и тех, которые только будут представлены зрителю.
Последние несколько лет среди маститых актёров всё чаще встречаются юные лица. Со временем они стали узнаваемы по ролям, сыгранным ими как на основной, так и на камерной, другой, четвёртой сценах. Это студенты курса актёрского мастерства заочного отделения Московского высшего театрального института имени Щукина.
Художественное руководство театра, его директор, заслуженный работник культуры Анатолий Стрельцов, задумываясь о пополнении труппы молодыми исполнителями, первый раз в 2003 году набрали специальный курс в Иркутском театральном училище. Успешно отучившись, ребята получили дипломы, пришли работать в театр, став к 2014 году ведущими исполнителями, освоившими искусство актёрского мастерства. И всё-таки досада осталась: в наше-то время университетов и академий они получили диплом о среднем образовании. На работу в театре это не влияет, здесь важен талант, но вот статусность диплома…
О следующем наборе специального курса Анатолий Стрельцов договорился с прославленной «Щукой» – одним из немногих московских театральных вузов, практикующих заочное обучение. Так появились ребята, набор которых под руководством художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова проводился летом 2010 года. В процессе обучения преподавателями по актёрскому мастерству были заслуженный деятель искусств, профессор кафедры актёрского мастерства театрального института имени Щукина Владимир Поглазов и педагог Елена Одинцова, мастера – народная артистка Наталия Королёва и заслуженный артист Александр Булдаков, режиссёр Надежда Славная, актриса Анастасия Пушилина. Многие педагоги нашего города преподавали студентам специальные дисциплины актёрского мастерства и общеобразовательные предметы. Проверка знаний проходила в Москве, где ребята сдавали сессии и будут держать государственные экзамены.
Надо заметить, студенты Щукинского института оказались в привилегированном для обучения положении. В отличие от учащихся театральных училищ и вузов они с первого года начали выходить на профес-
сиональную сцену, за четыре года, проведённых в стенах театра, в репертуаре ребят шесть спектаклей, в одних из которых они выступают со своими старшими коллегами, другие играют самостоятельно. Произошла и своеобразная преемственность поколений: от первого выпуска специального курса 2007 года к студентам, обучение которых окончится весной 2014 года.
Актёр Алексей Орлов (исполнитель ролей Гамлета и Ромео в шекспировских постановках) произвёл вводы ребят в спектакль «Евгений Онегин», несколько изменив трактовку режиссёра-постановщика Геннадия Шапошникова, ставившего его для студентов своего первого спецкурса. Алексей Орлов – единственный из прежних исполнителей, оставшийся в спектакле «Очень простая история» по Ладо, в котором сегодня роли Лошади, Свиньи, Петуха, Собаки и прочих играют студенты. Для обновления этого спектакля в театр специально был приглашён его режиссёр Ахмат Байрамкулов.
Когда ребята учатся актёрскому мастерству в вузах, учебные спектакли для них ставятся по программе, учитывающей многообразие репертуара: современная пьеса, русская или зарубежная классика. Режиссёры, работающие со студентами Щукинского института, не могли не учитывать учебные планы актёрского образования, но при этом не забывали и об интересе к спектаклям зрителей. Эти условия соблюдались неукоснительно. Спектакль для детской аудитории «Каникулы с пиратами» на четвёртой сцене идёт более года, приблизительно столько же и «Елизавета БАМ» – спектакль, поставленный по пьесе Даниила Хармса. Правда, в нём присутствует смешение студентов и актёров театра. Роль Елизаветы играет Анастасия Пушилина, в спектакле можно увидеть Анатолия Лацвиева, Юрия Десницкого, Валерия Жукова, других представителей старшего поколения.
А вот спектакль «Тартюф», завершивший сезон 2013 года, полностью молодёжный. Если учитывать смелость, с какой Марина Елина играет госпожу Пернель, актрису тоже с полным основанием можно отнести к молодому поколению исполнителей. Пьеса французского комедиографа Жана-Батиста Мольера несколько веков не сходит с подмостков театров мира. Любят её и в России, ибо в нашей стране тоже находятся «умники», умеющие мимикрировать, подстраиваться под любые обстоятельства, сулящие выгоду. Руководитель проекта Геннадий Шапошников, приступая к работе, говорил: «Тартюф», одна из лучших комедий Мольера, пять лет подвергался гонениям и трижды был переписан. Виной всему – заглавный герой, здорово потрепавший нервы не только книжному семейству доверчивого Оргона, но и его создателю».
Не устаревающую «социальность» пьесы Шапошников представляет на сцене в гротескной форме, делая героев похожими на марионеток, управляемых умелой рукой Тартюфа. В ярком оформлении, роскошных костюмах, разноцветных париках, импровизационности исполнения спектакль находит свои истоки в режиссуре Евгения Вахтангова, школу которого представляют и режиссёр-постановщик Шапошников, и студенты, которые оканчивают Щукинский институт, начинавшийся в 1914 году со студии Вахтангова.
Спектакль «Гроза» режиссёр-педагог Владимир Поглазов поставил со студентами перед их выпуском из института. Пьеса Александра Николаевича Островского в последние десятилетия редко идёт на русской сцене. Наверное, всё дело в том, что многие постановщики не соглашаются с богоборческим определением образа Катерины Добролюбова: «Луч света в тёмном царстве». Как-никак героиня дважды преступает законы Божии: прелюбодействует и кончает жизнь самоубийством. («Самоубийство есть самый страшный из всех грехов, совершённых против шестой заповеди, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается ещё страшный грех отчаяния, ропот против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния»).
В образе Катерины странным образом соединяются абсолютное свободолюбие и не менее абсолютная набожность. Два взаимоисключающих качества, которые не только терзают героиню, но и в итоге уничтожают её душу. Студентка (наверное, уже можно говорить «актриса») Екатерина Константинова точно создаёт на сцене эту двойственность характера: страх Божьего наказания и бунтарство против «тёмного царства», которое приводит её к пропасти.
Спектакль «Гроза» можно расценивать как предупреждение всем не обременённым жизненным опытом молодым людям. «Тёмное царство», чего лукавить, существующее и в наши дни, готово растоптать, уничтожить любого, кто оказывается в подчинении Диких, Кабаних и им подобных. Подчиняясь или не подчиняясь чужой воле, необходимо помнить, что выход есть всегда, а ещё надо жить с надеждой, которая, как известно, умирает последней.
Таким образом педагог и режиссёр Владимир Поглазов преподал последний урок актёрского мастерства своим ученикам и продолжит давать уроки духовной зрелости всем зрителям, которые придут на четвёртую сцену академического театра, чтобы посмотреть «Грозу».