«Работоспособный, ответственный, с чувством юмора»
Энергетика – это целый мир, в котором есть свои законы, правила корпоративного поведения, мир, в который постороннему человеку зачастую вход запрещён. Производственный процесс, как правило, остаётся за кадром, обыватель не задумывается, кто обеспечивает ему подачу электричества. «Сибирский энергетик» попытался выяснить, кто он – современный энергетик крупной компании. Какие у него сильные и слабые стороны, с готовностью ли он примет в свой мир новичка?
«Стабильность – это наш показатель»
Энергетики для обывателя – пришельцы из другого мира. Они общаются на непонятном языке, в разговорах часто используют термины, при незнакомом человеке не любят активно выражать свои эмоции, мало жестикулируют и вообще избегают лишних действий и слов. Они привыкли к чёткому ходу событий, им нравится контролировать процесс, а не полагаться на случай. Договариваясь о встрече с сотрудником энергокомпании, будь уверен: полученную инструкцию – куда, зачем и во сколько подойти – лучше не нарушать.
Психологи, которые работают на станциях ОАО «Иркутскэнерго», подтверждают наблюдения «Сибирского энергетика»: сотрудники энергокомпании отличаются от работников других производств. Энергосфера быстро накладывает отпечаток на молодых работников и даже на представителей не энергетических профессий – бухгалтеров, техперсонал, поваров, охранников. Случайных людей в энергокомпании не бывает, они просто не могут справиться со всеми требованиями, которые предъявляются к представителям такой сложной и опасной отрасли, уверена руководитель группы методологии, аналитики и тренингового обучения ОАО «Иркутскэнерго» Анна Яблонская.
«Энергетика – это отрасль, которая требует от сотрудников определённого настроя. К специалистам энергокомпании предъявляются повышенные требования по целому ряду характеристик: внимательность, собранность, ответственность. У хороших энергетиков все эти показатели значительно выше, чем у работников другого производства. Это оправданно, потому что энергетика не прощает ошибок и промедлений, здесь нелегко исправляют последствия, поэтому все работают в особом режиме», – рассказала Анна Яблонская.
Она добавила, что все энергетики, независимо от отрасли работы, умеют логически мыслить. Способность быстро воспринимать информацию и делать выводы – отличительная черта всех специалистов без исключения. «Наши сотрудники, прежде чем попасть на производство, проходят большой курс обучения. Все эти знания они обязаны держать в голове постоянно, в экстренной ситуации они практически на автомате должны действовать, оперативно вычленять проблему и находить решение для неё», – подчеркнула Яблонская.
При этом все действия не должны противоречить инструкции и должностным обязанностям. Жёсткая, почти военная дисциплина – вот залог успешного функционирования производства в энергосфере. «У человека должны быть хорошая память, отличное мышление, и при всём этом он должен уметь жить в рамках стандартов. Да, к этому привыкают не сразу, бывает, что люди уходят из профессии, потому что не могут действовать по заданному сценарию. Оно и к лучшему – в компании остаются проверенные кадры, на которые можно положиться. Ведь инструкция – это не просто свод правил, это квинтэссенция многолетнего опыта энергетиков всего мира. Недаром говорят, что «инструкция писана на крови», – дополнила Яблонская.
Работа в таких жёстких рамках может со временем привести к развитию целого ряда отрицательных качеств – снижению инициативности и гибкости в принятии решений. Сможет человек справиться с этим, пойдёт дальше или решит ничего не менять – полностью зависит от индивидуальных качеств сотрудника. «Долгое время человек учится работать в рамках стандартов. С этим потом возникает проблема. Допустим, сначала сотрудник работал на оперативных должностях, потом перешёл на уровень руководителя. К нему стали предъявляться новые требования. Тогда человек оказывается в очень сложной ситуации. Ему нужно в сжатые сроки суметь перестроиться, что даётся далеко не каждому», – отметила наша собеседница.
«Безусловно, сотрудника не бросают, не оставляют один на один с собой, ему помогают старшие коллеги, подсказывают. Энергокомпания – это прежде всего команда, в которой все держатся друг за друга, все взаимозависимы. Отличительная черта любой крупной компании – это стабильность. Могу сказать по опыту работы в «Иркутскэнерго»: сюда приходят люди, у которых есть цель, которым нужна гарантия. Это особенность энергетиков «Иркутскэнерго», – добавила Анна Яблонская.
Романтики большой энергетики
Как бы сильно энергетики ни отличались на производстве от работников других сфер, дома, в кругу семьи они ведут себя как все обычные люди. По словам руководителя группы психофизиологического обеспечения персонала ОАО «Иркутскэнерго» Светланы Низовцевой, почти все энергетики – увлечённые люди. Напряжённая, ответственная работа требует разрядки, тогда на помощь приходит хобби. «Рыбалка, охота, спорт – вот увлечения наших мужчин. Энергетики старшего поколения любят проводить время на даче с внуками», – добавила Светлана Низовцева.
По словам Анны Яблонской, сотрудники энергокомпаний отличаются усидчивостью, умением сосредотачиваться, поэтому нередко среди них встречаются коллекционеры или люди, которые своё увлечение несут через всю жизнь. «Знаю одного энергетика, у которого есть своя небольшая яхта. Речь идёт не о дорогом корабле, но о детище, в которое он вкладывается, которому посвящает своё свободное время. Данная лодка служит ему уже много лет, увлечение ему не надоедает. Вот такой романтик», – отметила Яблонская.
Она добавила, что специалистам опасных производств психологи рекомендуют заводить хобби и вносить разнообразие в свою личную жизнь. «Человек должен развиваться гармонично. Сотрудник не должен круглосуточно думать только о работе, это не принесёт пользы ни ему, ни компании», – считают специалисты.
Оперативный персонал на станциях – люди особые. «Оперативник всё время находится в состоянии ожидания. Со стороны может показаться, что человек просто сидит за пультом, весь день ничего не делает, хотя на самом деле он в напряжении, он следит за всеми датчиками, показателями и готов в любую минуту приступить к оперативным действиям. Поэтому к кандидатам на такую должность предъявляют особые требования», – подчеркнула Светлана Низовцева.
В компании имеется перечень профессиональных компетенций, которые важны для оперативников. К ним относятся в первую очередь устойчивое внимание и хорошая оперативная память. Важна способность человека работать в ночное время. «Бывает, что сотрудник – настоящий профессионал своего дела, но не может дежурить в ночь. Обычно руководители идут навстречу, переводят человека на дневную работу», – добавила Светлана.
В компании есть целое направление по поддержанию здоровья оперативного персонала. «Практически в каждом филиале организованы комнаты психологической разгрузки. На рабочих местах есть массажное оборудование, которое снимает напряжение. Недавно установили тонометры, чтобы оперативники следили за артериальным давлением. На технической учёбе мы рассказываем сотрудникам о том, что такое напряжение, как его снимать», – добавила Низовцева.
Так кто он – современный энергетик? «Есть прекрасная статистика по филиалам. Судя по ней, среднестатистический энергетик – это мужчина от 30 до 50 лет с высшим образованием, стаж работы которого обычно составляет от 15 лет. Обязательно с хорошим чувством юмора, с интересными уличениями, любящий спорт, хороший семьянин», – улыбается Светлана Низовцева.
Энергосфера быстро накладывает отпечаток на молодых работников и даже на представителей не энергетических профессий – бухгалтеров, техперсонал, поваров, охранников. Случайных людей в энергокомпании не бывает, они просто не могут справиться со всеми требованиями, которые предъявляются к представителям такой сложной и опасной отрасли, уверена руководитель группы методологии, аналитики и тренингового обучения ОАО «Иркутскэнерго» Анна Яблонская.