Закон для «желающих переселиться»
Меры поддержки для переселенцев из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС закрепили нормативным актом депутаты Заксобрания Приангарья на сессии в минувшую среду. Проект закона «О дополнительных мерах социальной поддержки для граждан, желающих переселиться из зоны затопления Богучанского водохранилища», вызывавший резкую критику уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина и в процессе доработки сменивший не только название, но и концепцию, принят во втором и окончательном чтении.
Областной закон «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан», на стадии проекта называвшийся «О дополнительных мерах социальной поддержки для граждан, желающих переселиться из зоны затопления Богучанского водохранилища», пришёл на смену аналогичному правовому акту, действие которого завершилось с наступлением 2014 года. Новый закон определяет, на какие меры поддержки со стороны государства могут рассчитывать жители населённых пунктов Усть-Илимского района, попавших в зону затопления водохранилища БоГЭС.
Работу над законопроектом трудно назвать гладкой. Несмотря на то что для парламентариев не было сюрпризом прекращение действия прежнего закона, подготовка нового правового акта шла в спешке, в сжатые сроки. Поправки в законопроект поступили в нарушение процедуры с запозданием на две недели, тем не менее комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве принял их к рассмотрению. «Стало печальной традицией вносить поправки к этому закону за один-два дня до сессии», – заметил на заседании комитета уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. Более того, по мнению омбудсмена, в работе над законом допущены и другие нарушения: вопреки областному законодательству, внесённая губернатором таблица поправок состоит лишь из одного пункта: «изложить проект закона в следующей редакции…» и представляет собой новый текст законопроекта.
Валерий Лукин, ссылаясь и на содержательные несовершенства документа, предлагал вернуть законопроект в первое чтение и продолжить работу над ним, однако в среду на сессии ЗС он был принят во втором и окончательном чтении, получив новое название – «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан». Омбудсмен констатирует, что в новой редакции законопроекта были учтены замечания областной прокуратуры, нашли отражение некоторые предложения уполномоченного, однако документу необходима существенная доработка.
Спешку законотворцев можно понять: с 1 января в регионе нет правового акта, который бы определял процесс предоставления компенсаций и жилья переселенцам из Невона и Кеуля. «Правоотношения требуют регулирования. Считаем, что принятие закона необходимо», – отметила представитель правового управления Заксобрания.
Аналогичное мнение высказал и председатель комитета Кузьма Алдаров. «Сегодня найдены решения, отвечающие интересам и требованиям всех сторон, – считает депутат. – Принимать закон необходимо, так как сейчас, в результате образовавшегося правового вакуума, никакие меры поддержки оказываться не могут».
Действие закона будет распространяться на тех граждан, которые не смогли воспользоваться основными мерами поддержки при переселении из зоны затопления ложа водохранилища, прописанными в областном законе, действие которого закончилось 31 декабря прошлого года. В новой редакции изменена процедура учёта площади жилья переселенца и разработана формула, по ней рассчитывается площадь квартиры, которую людям должно предоставить государство. Однако, по мнению Валерия Лукина, формула слишком сложна: «Раньше на пальцах можно было посчитать ту площадь, на которую могут претендовать граждане. Сегодня в формуле десяток показателей, пенсию легче посчитать!» – считает омбудсмен. Многие проблемы людей, связанные с переселением, сегодня по-прежнему не решены. «На жителей оказывают беспрецедентное давление, чтобы они соглашались с теми условиями, которые определяет правительство», – отмечает Лукин, уточняя, что некоторые жители усть-илимских посёлков в результате переселения лишаются при-
усадебных участков, которые их в буквальном смысле кормили. В адрес уполномоченного регулярно поступают жалобы от выезжающих из зоны затопления БоГЭС.
В любом случае правительству региона ещё предстоит принять ряд нормативно-правовых актов, чтобы закон мог функционировать, а сам правовой акт, вероятно, ждут новые коррективы.