«Иркутск нас вдохновляет»
Музыканты Янковские о себе, музыке и симфоническом оркестре
В Иркутском губернаторском симфоническом оркестре в последние годы появилось много новых имён, талантливых молодых музыкантов. В их числе – кларнетист Данила Янковский и скрипачка Валерия Янковская. Эта пара, безусловно, обращает на себя внимание – яркие, красивые, одарённые, влюблённые друг в друга и, конечно же, в музыку. Оказывается, каждый из них занимается музыкой с детства. А переезд в Иркутск стал особой вехой в их творческой судьбе – здесь они обрели творческую свободу, смогли полнее и интенсивнее реализоваться как музыканты.
«Неважно, где ты, важно, кто ты»
– У каждого свой путь в музыку. Каким он был у вас?
Валерия: Мои первые шаги на этом поприще были сделаны в три года. В Барнауле, где я родилась и росла, был лицей Сузуки, уроки шли по японской методике. Она заключается в том, что детей с 3 лет учат музыке и иностранным языкам. Мама мечтала, чтобы её дочь была скрипачкой, и, узнав об этой школе, она отдала меня туда учиться. Сегодня я могу сказать, что моя мама – просто героиня, столько времени и сил она на это положила.
В 5-6 лет я уже начала профессионально заниматься скрипкой, а в 7 лет выступала с оркестром на сцене Барнаульской филармонии.
– Не было ли страха в душе семилетней девочки, выходящей на сцену?
Валерия: Нет, дети обычно не боятся выступать, они более раскованны. Это сейчас уже есть страх, волнение, потому что ты осознаёшь степень ответственности. А тогда отправляли тебя на сцену и ты расценивал это как должное. Но я много слёз пролила в детстве, потому что летом, когда все отдыхают, ты стоишь и пилишь эту скрипку, и смириться с таким раскладом было невозможно. Поэтому сейчас я благодарна и всем людям, которые меня обучали, и, безусловно, родителям, которые не сдавались и заставляли учиться через слёзы и непростые подростковые периоды, находили нужные слова. То, что я в детстве много занималась, в жизни сильно помогло – были заложены трудолюбие, упорство, характер. В 13 лет я уехала в Новосибирск, поступила в музыкальную школу-интернат, там продолжила своё обучение. Сейчас я учусь на 4 курсе Новосибирской консерватории, заочного отделения там нет, предусмотрен свободный график учёбы: главное – заниматься и сдавать сессию.
– А скрипка у вас своя?
Валерия: Есть своя, есть и не своя. Вообще, у меня с детства были свои скрипки. А когда я приехала в Иркутск, наш замечательный дирижёр Илмар Артурович предложил свой хороший инструмент.
И сейчас на всех концертах, проектах, фестивалях я играю на этом инструменте. Это скрипка работы современного мастера, и мы с ней сроднились.
Данила: Меня в музыку привели энтузиасты-родители, мы все новосибирцы. Ведь в музыкальную школу ребёнка обычно отдают в маленьком возрасте, когда тот ещё не осознает, нужно ли ему это, хочет ли он быть музыкантом. Но у меня ситуация уникальная – вся семья занимается музыкой, мама играет на домре, папа и старший брат – на кларнете. Поэтому мне с самого
рождения было предопределено, кем быть. Потому что, когда вечерами дома разговаривают о Чайковском и Шостаковиче, иного пути нет.
– Начали, наверное, с фортепиано?
Данила: Да, сначала были фортепиано, элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, а затем я уже поступил в среднюю специальную музыкальную школу для одарённых детей в класс своего отца, заслуженного артиста России Владислава Янковского, и начал учиться кларнету. У меня также есть и свой инструмент, и филармонический.
– Как же вас в Иркутск занесло?
Данила: Три года назад нас с отцом пригласил с концертом в Иркутск Илмар Артурович, мы играли сольный концерт с симфоническим оркестром. Маэстро Лапиньшу по-нравилось наше исполнение, и он захотел, чтобы я влился в Иркутский симфонический оркестр. А когда он узнал о нашей музыкальной семье, о том, что супруга играет на скрипке, то приложил все возможные усилия, чтобы мы переехали. Так в марте 2011 года мы оказались здесь.
– Новосибирск – крупный город, мегаполис, он и находится ближе к центру России. Чаще иркутяне переезжают туда, чем наоборот. Почему вы приняли это предложение?
Данила: Как-то мои профессора из Германии Сабина Майер и Райнер Вейле, у которых я учился, сказали мне: «Неважно, где ты, важно, кто ты». Эту фразу я с тех пор помню, и она ведёт меня по жизни. Можно много рассуждать и дискутировать. Да, Новосибирск – большой город, но в культурном плане Иркутск ярче. Иркутск культурно развивается интереснее, Новосибирск на его фоне сдаёт позиции. Там классическая культура приелась, концерты и проекты не вызывают ажиотажа среди публики. А публика и обратная связь для артиста очень важны. В Иркутске же новые музыкальные проекты обычно воспринимаются на ура, вызывают восторг, интерес и у публики, и у исполнителей. В Новосибирске сложно было предложить что-то новое, найти отклик. Здесь все сразу хватаются за оригинальную идею, помогают, включаются – и дирекция, и администрация, и руководитель оркестра.
– А у вас схожие впечатления от города?
Валерия: Поначалу мне не особо Иркутск понравился. В Новосибирске у меня было всё – родители, дом, друзья, учёба. Но прошёл год, и здесь у нас всё стремительно закрутилось и закипело, Данила придумывает много творческих проектов, я везде участвую. И сейчас мне здесь намного лучше, чем в Новосибирске. Здесь мы действительно можем делать практи-
чески всё, что хотим, – любой концерт и любой проект. Всё, что есть в голове у Данилы, мы можем воплотить, в Новосибирске это было сложнее. И здесь музыканты другие: если Данила предлагает сделать какой-то интересный концерт, предлагает играть определённые музыкальные произведения, все хотят это делать и все включаются в процесс. А в Новосибирске сразу начинают задавать вопросы: «А сколько нам заплатят? А стоит ли в это ввязываться?». И в Иркутске люди очень хорошие, милые, доброжелательные. В Новосибирске все более загруженные, углублённые в свои заботы и проблемы. Здесь же много душевной теплоты и отзывчивости.
Данила: Не так давно Илмар Артурович сделал концерт памяти Рафаэля Варшавского, был такой знаменитый кларнетист, заслуженный артист. Получилось пригласить моего брата, он тоже кларнетист, концертмейстер группы кларнетов Новосибирского симфонического оркестра, мы вместе с оркестром сыграли два концерта Мендельсона. Когда брат вернулся в Новосибирск, он рассказывал мне: «Меня Иркутск так вдохновил! Я на хорошей творческой волне, сижу и занимаюсь, давно такого не было».
– Это звучит очень отрадно и даже вдохновляющее для иркутян. Очень уж стало модно ругать город в последние годы, в том числе и за высокие цены на недвижимость. В связи с этим хочется спросить: ваш-то квартирный вопрос был решён?
Данила: Филармония нам в этом вопросе помогла, и это сразу обговаривалось. Так что никакие квартирные и бытовые проблемы нас от работы не отвлекают.
Жена как генератор энергии
– Ваша семья давно существует?
Данила: Три года.
– На ваш взгляд, для брака полезно или неполезно работать вместе с супругом? На репетициях вместе, на концертах вместе, на гастролях вместе.
Данила: Почти всем явлениям свойственна полярность. Мы видим больше плюсов, чем минусов. Плюсы в том, что мы намного требовательнее друг к другу на сцене, на репетициях, никаких поблажек друг другу не даём. В работе неизбежны какие-то недочёты, шероховатости, которые ты сам не увидишь, а супруг заметит. И мы друг друга подстёгиваем, стимулируем к профессиональному росту. Когда наш рабочий день закончен, мы и дома говорим о работе, о музыке, обсуждаем каждый пройденный этап, и это помогает в решении каких-то творческих задач.
– Приходилось ссориться на этой почве?
Данила: Бывают, конечно, споры. Но мы всегда добиваемся того, чтобы в этом споре всё-таки рождалась истина. У Валерии своё мнение, у меня своё – так, толкая друг друга, мы находим всё-таки точку соприкосновения, и она оказывается единственно верной и правильной. Музыканту проще создавать семью с другим музыкантом, так нам кажется, и детям будет более комфортно расти в единой творческой атмосфере.
– Как обычно проходит ваш рабочий день?
Валерия: В нашей профессии нет единого расписания, нет стандартного рабочего шаблона. Обычно с утра разыгрываемся, потом репетиции, у Данилы ещё занятия со студентами и детьми. Он заведует духовым и ударным отделениями Иркутского музыкального колледжа имени Фредерика Шопена и преподаёт в школе музыкантских воспитанников. Бывает, что репетируем поздно вечером – в основном для своих проектов, времени днём у нас на это нет, только ночи остаются. Мы записываемся на зал в филармонии и до часу, до двух играем.
– Как же вы всё успеваете? Где черпаете энергию?
Данила: Это всё благодаря супруге, она мой генератор, она меня заряжает и подпитывает. Если бы не было её, вряд ли у меня было бы столько сил, энергии, здоровья и желания творить.
– А свободное время как любите проводить?
Валерия: Самое любимое – это уехать в Новосибирск к родителям, мы очень скучаем, почти каждый день созваниваемся в скайпе. Я вижу их чаще, потому что езжу на сессии. А летом самое главное – это оказаться на родительской даче, где мы можем собраться всей семьёй. Там на нас обрушивают такие потоки любви, что запаса хватает до следующего лета.
Когда дирижёр бьётся за своих музыкантов
– Музыканты сегодня часто выезжают на гастроли, в том числе и за рубеж. Это и новый опыт, и новый зритель. Какие гастроли запомнились ярче всего?
Валерия: Ещё в Барнауле я играла в скрипичном ансамбле, и каждое лето мы выезжали в Японию на целый месяц, в разные города, по две недели жили в семьях, язык практиковали, это было очень интересно. Мы играли вместе с японскими детьми, на сцену выходило до ста человек. Никогда в жизни не забуду эти ряды маленьких японских музыкантов на сцене – три годика, четыре, пять лет и так далее. И мы с ними вместе. Япония мне очень нравилась.
Данила: У меня много гастролей было – и в составе оркестров, и сольных. Когда я учился в Германии, мы с товарищами создали кларнетовое трио «Кларус». И как-то выиграли конкурс, призом которого заявили четыре концерта на круизном лайнере. Это было турне по Средиземноморью, у нас были хорошие каюты, мы питались в ресторанах, вокруг было прекрасное море, экскурсии – Греция, Турция, острова Крит, Сицилия, Мальта. Это было незабываемо. Потому что обычно гастроли – это очень тяжело. С 2006 по 2007 год я работал у немецкого дирижёра Юстаса Франца в оркестре «Филармония наций». И график у нас был очень сложный: вечером концерт, ночью переезд, утром расселение в отеле, потом репетиция, переезды по 400–500 километров. В месяц было более 20 концертов. Так что обычно гастроли классических музыкантов – это физически тяжёлая работа, это не отпуск за рубежом, как многие думают.
Также нам запомнилась поездка в Японию нашим струнным квинтетом, куда входят Андрей Шевченко, первая скрипка, Валерия Янковская, вторая скрипка, Юрий Мень, альт, Константин Зуев, виолончель, и я как кларнетист и художественный руководитель. В Японии мы выступали на фестивале «Русь Священная», наш виолончелист Константин Зуев сделал интересные аранжировки, фантазии на тему русских народных песен. Также с нами работала японская пианистка, мы исполнили секстет Прокофьева на еврейские темы.
– Что сегодня интересного происходит в филармонии?
Данила: Конечно, самым ярким событием последних недель был юбилей Илмара Артуровича Лапиньша, приуроченный к 45-летию его творческой деятельности. Был потрясающий концерт с элементами театральности, сделанный с европейской элегантностью и юмором. Словом, всё было в неповторимом стиле Илмара Артуровича. Да и в целом – что ни концерт, то событие, настолько велик багаж его опыта, и мы все учимся у него, а он с удовольствием делится с нами своими знаниями. Он умеет делать такие концерты, после которых кажется: «Лучше быть уже не может». Сейчас мы репетируем «Первую симфонию» Малера, насколько я знаю, в Иркутске она нечасто исполнялась. Это одна из моих любимых симфоний, я её никогда не играл, но много раз слушал. Будет очень интересно её исполнить.
– Я вижу, что с главным дирижёром оркестра у вас сложились абсолютно гармоничные взаимоотношения.
Данила: Это так. Я у него часто спрашиваю совет, он настоящий мастер своего дела, Профессионал с большой буквы.
Валерия: Он столько делает для оркестра, посмотрите, сколько он сюда пригласил новых молодых музыкантов в последние три года!
А ведь это непросто, это требует решения жилищных проблем. И это его внимание к музыкантам дорогого стоит. Сколько за эти 5 лет его работы было интересных проектов, он солистов разных приглашает, это для нас колоссальный опыт – мы видим талантливых музыкантов, учимся у них. Не говоря уже о том, что от этих проектов получают удовольствие и зрители. У него в голове по-стоянно рождаются новые оригинальные идеи, как-то мы играли с нашим квинтетом Прокофьева, а он звонит на следующий день: «Надо это сделать с балетом», вот такой в нём бурлит бесконечный творческий процесс.
Данила: Я уважаю таких людей безмерно. Своей активностью, работой, идеями он напоминает мне моего отца. Они уже многого добились, но всё равно ищут и постоянно совершенствуются. А если человек останавливается в своём развитии – это конец, и неважно, сколько ему при этом лет. А Илмар Артурович за каждого музыканта бьётся, он всех старается привлечь, обеспечить работой.
– Вы производите впечателение абсолютно довольных жизнью, позитивных и счастливых людей, в том числе счастливых и в профессии. Это так?
Данила: Конечно. Спасибо Иркутску, спасибо Иркутскому губернаторскому симфоническому оркестру.