издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Маэстро всемогущий

Илмар Лапиньш отметил свой юбилей

  • Автор: Ольга ЧИРКОВА, музыковед

Празднование проходило в концертном зале Иркутской областной филармонии. И хотя на филармонической афише было указано, что вечер посвящён 45-летию творческой деятельности, все собравшиеся в зале отлично знали – у маэстро сегодня день рождения, и не простой, а юбилейный – 70-й. Выразить благодарность за новую творческую струю в музыкальной жизни города и области, бесконечный самоотверженный труд, творческое всемогущество и талант пришли многие слушатели, в числе которых были и любители симфонической и оперной музыки, и музыканты-профессионалы. Но настоящий праздник происходил на сцене.

Илмар Артурович в очередной раз сумел очаровать иркутскую пуб­лику и вызвать множество симпатий. Обаятельная внешность, своеобразная манера общения, великолепное чувство юмора, непринуж­дённость речи создали тёплую, почти домашнюю атмосферу в зале, поэтому всем выступающим было легко говорить добрые слова в адрес маэстро, а артистам – исполнять произведения в честь виновника торжества.

Всё в этот вечер было необычным – с того момента, когда первый звонок известил о скором начале концерта, и до последнего мгновения, когда весь зал стоя приветствовал маэстро восторженными овациями и поздравлениями: «С днём рождения!»

За 15 минут до начала вечера совершенно неожиданно из зала донеслась музыка, и удивлённые слушатели, до этого момента спокойно прохаживавшиеся по фойе филармонии, поспешили туда. Как оказалось, не напрасно: юбиляр уже находился на сцене, это он нарушил священную предконцертную тишину звуками рояля. В это время из-за кулис, театрально разыгрывая шутливый диалог «вокалист – концерт­мейстер в поисках тональности», на сцену нерешительно, согласно задуманному сценарию, выходили солистки филармонии Екатерина Переверзева и Мария Тощева. Оригинальное начало вечера обещало необычное его продолжение, и обе­щания были оправданы дальнейшей концертной программой.

Как известно, у каждого юбилейного вечера есть обязательная официальная торжественная часть, которая была и на этот раз, но при этом сопровождалась искренними словами признания и восхищения талантом маэстро. Огромное количество цветов, подарков, счастливых улыбок в зале с первой минуты придали вечеру трогательно-приподнятый тон. Складывалось впечатление, что гости вечера, публика, артисты, маэстро находятся не на торжественном мероприятии, а ведут непринуждённую беседу. 

Ведущий программы народный артист России Николай Мальцев, легко и свободно импровизируя в процессе концерта, адресовал маэстро весьма интересные вопросы, касающиеся его биографии. Илмар Артурович родился в Риге в 1944 году. Какое-то время работал в Литве, но именно наш Иркутск стал для него первым гастрольным городом, а позже и самым любимым. Здесь маэстро ждало много друзей, знакомых, которые и сегодня вспоминают о том, как Илмар Артурович впервые приехал в Иркутск в 1971 году и как тогда, будучи молодыми, они посещали его концерты… 

Сегодня Илмар Артурович говорит о своей мечте – открыть в Иркутске оперный театр и привлечь всеобщее внимание к Губернаторскому симфоническому оркестру, чтобы Иркутский симфонический знали и в России, и за её пределами. На вопрос о любимом композиторе маэстро отвечает, что главное – это исполнять хорошую музыку, а хорошая музыка есть у каждого композитора, и именно она способна объединять всех музыкантов, поскольку музыкант – это больше, чем профессия, это образ жизни, её смысл. 

В этот вечер юбиляр принимал поздравления не только от представителей правительства Иркутской области, управления культуры администрации города, дирекции филармонии. Искренние поздравления звучали от артистов филармонии, ансамбля «Байкал-квартет», ближайших единомышленников маэстро – Губернаторского симфонического оркестра и хора Губернаторского симфонического оркестра. Маэстро поздравили с юбилеем артисты Красноярского академического театра оперы и балета Ольга Басова (сопрано) и Олег Алексеев (баритон), член Союза художников России Юрий Квасов и иркутский художник Алексей Третьяков, чьё творчество пользуется успехом в Германии, Швейцарии и Франции.

Оригинальное построение концертной программы заключалось в том, что вопреки сложившейся традиции открывать юбилейный концерт популярной праздничной музыкой вначале звучали произведения Прокофьева и Стравинского в исполнении камерных ансамблей. Партию фортепиано в «Кошачьих колыбельных песнях» Стравинского исполнял юбиляр, и это было далеко не единственное выступление маэстро на сцене в «неправильной» роли – не в роли дирижёра. Сам он в кратком вступительном слове предвосхитил исполнение названных произведений, упомянув некоторые исторические факты их создания. Шутливая «Фантазия на еврейские темы» также исполнялась обновлённым составом: Данила Янковский (кларнет), хор Губернаторского оркестра под управлением Елены Бояркиной и Илмар Лапиньш (фортепиано). А что говорить о «Лёгкой кавалерии» в исполнении симфонического оркестра, дирижировал которой, что было и вовсе неожиданно для всех, студент Илмара Лапиньша по классу дирижирования Красноярской академии музыки и театра Максим Качалов! Исполнение Валерией Янковской «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса внесло неж­ную романтическую нотку в ход концерта.

Ответом на музыкальные поздравления, сюрпризы и подарки стало исполнение Губернаторским симфоническим оркестром под управлением маэстро симфоничес­кой фантазии Чайковского «Франческа да Римини», завершившее вечер. Оно стало подтверждением слов Илмара Артуровича, произнесённых со сцены: «Мы должны играть русскую музыку». Именно этим произведением дирижировал маэстро, когда впервые посетил Иркутск много лет назад.

Крепкого сибирского здоровья, творческих успехов, новых достижений – такие слова звучали в аплодисментах слушателей. Спасибо за прекрасный вечер, уважаемый маэстро Илмар Лапиньш!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры